Уставной суд города Москвы – орган уставного судопроизводства

Институт Уставного суда, как органа конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации в настоящее время регламентируется тремя федеральными законами: федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[279] и федеральным законом от 20 июня 2000 г. «О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»[280].

Однако, учредительное значение для конституционных (уставных) судов имеют соответствующие Конституции (Уставы). Закрепляя их важнейшие параметры, они гарантируют данным судам большую независимость и стабильность деятельности.

По своему правовому назначению органы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации помогают решать местной власти многие задачи, особенно в сфере защиты прав и свобод человека. Практика показывает, что и на региональном уровне большинство решений конституционных судов связано именно с их правозащитной функцией.

Как отмечают С. И. Лапаев и С. Ю. Суменков, такие суды составляют в государстве тот эффективный рычаг, с помощью которого исполнительная и законодательная власти субъектов могут эффективнее решать возложенные на них местной конституцией задачи по защите Основного Закона[281].

Деятельность конституционных (уставных) судов в значительной степени согласовывает федеральное и региональное законодательства, и, как следствие, способствуют формирования единого правового пространства и тем самым укрепляют государственность.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в статье 27 закрепил следующие основные принципы создания и деятельности судебных органов конституционного (уставного) контроля.

Во-первых, конституционные (уставные) суды относятся к категории судов субъектов Российской Федерации. Их создание не является обязательным. Органы государственной власти каждого субъекта Федерации самостоятельно решают, какую организационно-правовую форму конституционного (уставного) контроля предпочесть: создавать ли конституционный (уставный) суд или несудебный орган - комитет конституционного надзора (уставную палату).

Во-вторых, определяя компетенцию конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, Закон «О судебной системе Российской Федерации» относит к его полномочиям рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта Федерации, иных нормативных правовых актов его органов государственной власти и органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Федерации, а также толкование основного закона субъекта Федерации.

В-третьих, в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Таким образом, на законодательном уровне признается децентрализованный характер конституционного судопроизводства[282].

Конституционный (Уставной) суд субъекта РФ можно назвать гарантом социально-территориального в особенности равноправия людей. Так, как известно, что нормативные акты местного самоуправления зачастую противоречат конституционным требованиям, но при этом их рассмотрение к компетенции Конституционного Суда РФ не относится[283].

В организации и функционировании конституционных (уставных) судов Российской Федерации важное значение имеет соблюдение не только принципа равенства всех перед судом, но и другого конституционного принципа - равенства всех перед законом. «Равенство граждан перед судом не может существовать без их равенства перед законом. Равенство граждан перед судом предопределяется их равенством перед законом, так как суд обязан действовать на основе законодательства, которое не создает преимуществ или ограничений в зависимости от социального, имущественного и служебного положения, расы, национальности, вероисповедания»[284]

Вопрос образования конституционных (уставных) судов субъектов РФ имеет принципиально важное значение не только для развития отечественной судебной системы, но и для развития Российской Федерации как единого и целостного федеративного государства.

Правовое регулирование Уставного суда города Москвы осуществляется Уставом города Москвы, а также Законом города Москвы от 13 февраля 2002 года №10 «Об уставном суде города Москвы»[285].

Круг полномочий Уставного суда города Москвы определен статьей 3 Устава города Москвы, согласно которой Уставной суд:

1. разрешает дела о соответствии Уставу:

а) законов города Москвы;

б) нормативных правовых актов Московской городской Думы, Мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы;

в) уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;

г) отдельных положений указанных нормативных правовых актов.

2. дает официальное толкование Устава;

3. реализует законодательную инициативу;

4. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Уставом г. Москвы и законом «Об уставном суде города Москвы».

В состав Уставного суда города Москвы входят пять судей, замещающих государственную должность города Москвы.

Так, судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Мэр Москвы в устанавливаемом им порядке осуществляет отбор кандидатов на должность судьи Уставного суда на конкурсной основе и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской Думы.

Назначение судьи на должность осуществляется в индивидуальном порядке путем проведения тайного голосования по каждой из кандидатур. По результатам голосования назначение судьи оформляется постановлением Московской городской Думы. Назначенным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее большинство голосов от числа избранных депутатов Московской городской Думы.

Судья Уставного суда назначается на должность на срок 4 года и в течение срока исполнения полномочий обязан соблюдать ограничения, установленные Законом города Москвы от 15 июля 2005 года №43 «О государственных должностях города Москвы»[286], которым установлены следующие запреты:

1) замещать государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, другие государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы города Москвы или иного субъекта Российской Федерации, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если участие на безвозмездной основе в органах управления коммерческой организации не поручено ему соответствующими органами государственной власти города Москвы;

3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает государственную должность;

4) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное и муниципальное имущество и служебную информацию, предназначенные только для обеспечения служебной деятельности;

5) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные выплаты, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий по замещаемой государственной должности города Москвы;

6) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законом.

На судей Уставного суда распространяются установленные законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

Отдельно следует отметить, что законами города Москвы могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты судей Уставного суда.

Первое заседание Уставного суда созывается старейшим по возрасту судьей Уставного суда на тридцатый день после завершения формирования полного состава судей Уставного суда.

На заседании Уставного суда судьи большинством голосов от числа назначенных и сохранивших полномочия судей Уставного суда избирают из своего состава тайным голосованием в индивидуальном порядке Председателя и заместителя Председателя Уставного суда. Избрание Председателя и заместителя Председателя Уставного суда оформляется решениями Уставного суда. До избрания Председателя Уставного суда его обязанности осуществляет старейший по возрасту судья Уставного суда.

Организация внутренней деятельности Уставного суда определяется в содержании Регламента Уставного суда, принимаемого в форме решения суда, в рамках которого устанавливаются: порядок распределения дел в Уставном суде; правила проведения судебных заседаний; особенности делопроизводства в Уставном суде; требования к работникам аппарата Уставного суда; иные вопросы внутренней деятельности Уставного суда, не урегулированные законом.

Судопроизводство в Уставном суде осуществляется на основании принципов законности, независимости судей, коллегиальности в принятии решений, гласности, состязательности и равноправия сторон., а также ведется на русском языке (государственном языке Российской Федерации), а в случае если участник процесса не владеет языком судопроизводства, то ему обеспечивается право давать объяснения и выступать на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Правом на обращение в Уставный суд обладают: Мэр Москвы, Московская городская Дума, Правительство Москвы, Московский городской суд, Арбитражный суд города Москвы, Московская городская избирательная комиссия, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, районные суды города Москвы, мировые судьи города Москвы, Прокурор города Москвы, главы муниципальных образований города Москвы, представительные органы местного самоуправления муниципальных образований города Москвы.

Основанием к рассмотрению дела является:

1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу закон города Москвы, нормативно-правовой акт Московской городской Думы, Мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, а также уставы муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;

2) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава.

Закон содержит строгие требования к форме обращения в Уставной суд. Так, в обращении обязательно должны быть указаны:

1) Уставный суд в качестве органа, в который направляется обращение;

2) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

3) наименование и адрес органа или должностного лица, издавшего нормативный правовой акт, который подлежит проверке;

4) нормы Устава и настоящего Закона, дающие право на обращение в Уставный суд;

5) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке нормативном правовом акте, о положении Устава, подлежащем толкованию;

6) конкретные, указанные в настоящем Законе основания к рассмотрению обращения Уставным судом;

7) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава;

8) требование, обращенное к Уставному суду;

9) перечень прилагаемых к обращению документов.

В качестве обязательных приложений закон указывает:

1) текст нормативного правового акта, подлежащего проверке, или положения Устава, подлежащего толкованию;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Уставном суде в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Если в Уставной суд обращается районный или мировой судья, то к обращению должно быть приложено постановление суда о приостановлении в соответствии с федеральным процессуальным законодательством производства по делу, в рамках которого возник вопрос о соответствии нормы права Уставу города Москвы.

В рамках предварительного рассмотрения обращения, Уставной суд, в порядке, установленном Регламентом, разрешает вопрос о принятии заявления к рассмотрению. В случае если будет установлено, что разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Уставному суду или по предмету обращения Уставным судом ранее было вынесено решение, сохраняющее свою сил, суд отказывает в принятии заявления.

Решение о назначении дела к слушанию на заседании Уставного суда принимается Уставным судом на заседании не позднее чем через десять дней после принятия обращения к рассмотрению.

Заседания могут проводиться как в открытом, так и в закрытом порядке. Закрытое заседание назначается судом в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Все заседания Уставного суда протоколируются в порядке, установленном Регламентом. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания. Сторонам предоставляется право знакомиться с текстом протокола и приносить на него свои замечания.

Рассмотрение каждого обращения начинается с исследования с сообщения судьи - докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению.

После раскрытия судьей – докладчиком всех аспектов рассматриваемого вопроса, председательствующий на заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции.

В случае если по вопросам отраженным в обращении необходимы специальные знания, то на заседание Уставного суда может быть вызван эксперт в данной области, вопросы для которого определяются судьей - докладчиком.

Свои заключения Уставной суд выносит в правовой форме решения суда, которое принимается исключительно на заседаниях Уставного суда. В содержании принятого решения выражается воля Уставного суда. Решение Уставного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Принятым считается решение Уставного суда, если за него проголосовало большинство назначенных и сохранивших полномочия судей Уставного суда. При голосовании судья Уставного суда не вправе воздержаться или уклониться от голосования. После голосования, решение подписывается всеми судьями, проголосовавшими за его принятие. Решение Уставного суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Судья Уставного суда, не согласный с вынесенным решением, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного суда в официальном издании Уставного суда.

Решение Уставного суда подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти города Москвы, которых оно касается, а также опубликованию в официальном издании Уставного суда «Бюллетень Уставного суда города Москвы» в течение 14 дней после получения его копии.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Уставного суда влечет ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Наши рекомендации