Основания и порядок возмещения
Морального вреда
Ответственность за причинение морального вреда (как и за имущественный вред) возникает в сфере договорных отношении между гражданами-потребителями, с одной стороны, и предприятиями и гражданами — предпринимателями, с другой. В частности, под действие ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» подпадают договорные обязательства, вытекающие из договоров: купли-продажи; бытового проката и заказа; комиссии; безвозмездного пользования имуществом; хранения; имущественного найма; перевозки; страхования; найма жилого помещения; об оказании финансовых и банковских услуг и др. Первые — используют, приобретают, заказывают либо намерены приобрести или заказать товары, работы, услуги для личных нужд. Вторые — производят товары для реализации, выполняют работы или оказывают \слуги, реализуют товары по договору купли-продажи.
Применительно к Закону РФ «О защите прав потребителей» понятие морального вреда можно определить как физические и нравственные страдания и переживания граждан-потребителей, причиненные продавцом, изготовителем, исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей. Конкретно моральный вред выражается в переживаниях, которые испытывает человек в результате отказа продавца (исполнителя) удовлетворить его законные требования, при потерях времени на многодневные ожидания выполнения работы и оказания услуги, из-за причинения бытовых и личных неудобств, грубого поведения работников службы быта и т. п.
Закон предусматривает обязательные условия, при которых возможна ответственность за причинение морального вреда. Это чтобы вред, во-первых, действительно был причинен, во-вторых, причинен виновно (умышленно или неосторожно) и, в-третьих, противоправно.
Супруги А. обратились в суд с иском к АО «Читаавиа» о взыскании 50 тыс. рублей (на двоих) в возмещение морального вреда. Основанием для иска послужило следующее: 11.09.2004 г. они должны были вылететь на самолете ответчика из Анапы в Читу. Вылет неоднократно откладывался и состоялся лишь 15.09.2004 г.
Ответчик иск не признал. И хотя Воздушный кодекс РФ действительно не содержит нормы о возмещении пассажирам морального вреда. Читинский областной суд хотя и частично, но иск удовлетворил: в пользу каждого из супругов было взыскано по 25 тыс. рублей. При определении размера возмещения вреда суд исходил из того, что за 4 дня мытарств в аэропорту супругам А. были причинены значительные неудобства и страдания. В ожидании рейса супруги четверо суток размещались в зале ожидания (гостиницы не было), не имели элементарных удобств и условий для отдыха. Были учтены и дополнительные переживания. Весь этот период в г. Чите на иждивении бабушки оставались их трое несовершеннолетних детей, один из которых был болен.
Суд в данном случае руководствовался Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 15), который предусматривает общую норму о возмещении потребителю морального вреда в случае виновного нарушения его прав причинителем вреда.
При определении размеров возмещения морального вреда истец обосновывает и доказывает размер причиненного вреда в виде конкретной суммы; ответчик выдвигает и обосновывает возражения либо делает свое предложение о размере суммы в частичное признание иска; суд выслушивает все доводы, оценивает их и принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
Моральный вред возмещается независимо от возмещения имущественного вреда и не может быть поставлен в зависимость от его размеров.
Имущественный вред многообразен. Поэтому по таким делам суды должны выявлять, какие страдания и неудобства нравственного или физического характера пришлось испытать потерпевшему в результате причинения ему имущественного вреда. Конкретные судебные дела позволяют составить примерный перечень таких обстоятельств, учет которых будет способствовать принятию правильного решения. Среди них: какое имущество повреждено и его значение для потерпевшего, причем не столько из-за цены (это влияет на определение размера имущественного вреда), сколько из-за его важности для удовлетворения личных потребностей (автомобиль, дом, одежда и т.п.); когда и при каких обстоятельствах произошло повреждение имущества (автомобиль может быть поврежден рядом с домом или в загородной поездке и ночью); какие последствия в сфере нравственных или физических страданий наступили для потерпевшего (например, из-за повреждения автомобиля он вынужден испытывать неудобства и терять время в поездках на работу на общественном транспорте со многими пересадками либо лишился возможности нормально отдохнуть или не успел попасть на похороны близкого родственника и т.п.).
И, наконец, последнее. Некоторые граждане ошибочно полагают, что при обращении в суд с иском о возмещении морального вреда нужно платить большую пошлину. Это не так. Дело в том, что хотя моральный вред компенсируется в денежной форме, по закону он признается вредом неимущественным. Именно поэтому государственная пошлина на основании п. 1 «д» ст. 3 Закона РФ «О государственной пошлине» взимается в размере 10 рублей.