Вопрос 36.Россия и НАТО: этапы формирования отношений.
1991 - Россия присоединилась к Совету НАТО
1994 – Россия начала участие в программе «Партнерство ради мира»
1997 – подписание в Париже «Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности». Действовал Совместный постоянный совет (СПС). Встречи совета проходили в двустороннем формате "НАТО+1"
2002 – подписана Римская декларация "Отношения Россия-НАТО: новое качество". В соответствии с ней 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО в формате "20" (19 стран НАТО плюс Россия) в качестве механизма для консультаций, достижения согласия, сотрудничества, совместной деятельности и принятия решений. Россия и государства - члены НАТО решили заниматься на равноправной основе вопросами евроатлантической безопасности, представляющими взаимный интерес. В декларации отмечалось, что новый совет должен функционировать на основе консенсуса и политического диалога по вопросам безопасности для выявления возникающих проблем, определения общих подходов и проведения совместных действий.
Считалось, что создание в мае 2002 г. Совета Россия – НАТО ознаменует начало прагматических отношений, главное внимание в которых будет уделено таким видам деятельности, как защита от терроризма, военная реформа, нераспространение оружия массового уничтожения, военное сотрудничество и учебная подготовка, гражданское чрезвычайное планирование, противоракетная оборона и прочее. Но Россия по-прежнему не получила права голоса в вопросах применения альянсом вооруженных сил. Она также не получила возможности влиять на решение вопросов расширения НАТО.
Наибольшую обеспокоенность Москвы вызвали планы НАТО по включению в свой состав ближайших соседей РФ - стран, образовавшихся на месте бывшего СССР, которые являются приоритетными партнерами России. По мнению некоторых российских политологов, это своеобразная "красная линия" в отношениях между Россией и НАТО, нарушение которой может повлечь за собой резкую отрицательную реакцию Москвы и полное разрушение партнерских отношений. Присоединение к альянсу Украины и Грузии усилило бы в Европе логику взаимного сдерживания, а не партнерства. Ведь в этом случае НАТО фактически превращается в некую организацию общеевропейского масштаба со строгим, жестко отработанным механизмом принятия решений и сильной военной машиной. Россия, находящаяся вне рамок этой организации, не может в полной мере участвовать в процессе принятия решений. В результате она неизбежно будет вынуждена дрейфовать в сторону односторонней политики с опорой на собственные силы и средства.
Новое осложнение отношений произошло после российско-грузинской войны в Южной Осетии. В августе 2008 г. Грузия развязала агрессию против Южной Осетии, намереваясь вернуть автономию под власть Тбилиси. Россия, являющаяся одним из гарантов безопасности в регионе, вынуждена была принять участие в урегулировании конфликта и ожидала от альянса проявления политики партнерства. Однако НАТО возложила на Россию всю вину за создавшуюся ситуацию, отказавшись обсуждать этот вопрос на Совете Россия - НАТО.
2008 — по инициативе Альянса (естественно, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом) была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО. Заседания Совета были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 - январе 2010 года
2008 — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, это решение носит временный характер и будет оставаться в силе "до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет". Решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года