Эмпир. и теор. ур-ни науч.позн.Формы науч. позн-я
Эмпир. (от гр еmреиrиа - опыт) - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой обработкой свойств и отношений объекта. Он основа, базой для теоретического уровня знания. Теоретич. - это знание, полученное путем абстрактного мышления. Эмпирический и теоретический уровни познания всегда неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Так, эмпирич., выявляя новые данные наблюдения и экспериментов, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед ним новые проблемы и задачи. А теоретич. открывает новые перспективы объяснения фактов и этим ориентирует эмпиричес.
Формы науч.позн. 1)Научный факт-зн-е,к-е есть рез-ат эмпир. исслед-ия, т.е. зн-е, получ-ое при помощи экспер-та и наблюд-я.
Науч. проблема-зн-е, в к-ом фикс-ся затруднение для объясн-ия того или иного явл-ия. Проблемы возникают, либо есть теория и нет фактов, либо наоборот.3)Науч. идея-зн-е, к-ое возникло в рез-те интуитивного из объясн-ия исследуемого предмета. 4) Науч. гипотеза-объя-е законов, законом-ей исслед-ых предметов, но знание недостоверно. 5) Науч. теория- полное исчерпывающее объясн-ие научных фактов.
26. Методы эмпир. и теорт.познания.
Эмпир. наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (напр, метру); сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Теорет. анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства); синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков;
абстрагирование -отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (цвет, кривизна, красота); формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химич-х); аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; моделирование— создание и изучение заместителя (модели) объекта; идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); дедукция - движение от общего к частному;
индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
27. Различные формы научной рациональности. понятие, выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности. Классическому типу рациональности присущи: 1) прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; 2) монотеоретизм – в основе лежит единая теория; 3) объективизм – устранение из теории все, что связано с субъектом познания. Классический тип абсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную, безусловно правильную, идеальную модель действительности, что обеспечивает постижение истины. Неклассическому типу рациональности (начало XX в.) свойственны: 1) методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания; 2) политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; 3) неустранимость субъекта из процесса познания. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; 2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром.
28.Понятие общества. Различные концепции сущности об-ва. Социум-от лат. об-во. В ф-ии 2 знач-ия об-ва.
1)Об-во-отдел-яся от природы часть матер-ого мира, к-ая стала жить по собст-ым отличным от природы законам. 2)Об-во- рез-ат совокупной деят-ти людей, направ-ой на произ-во и воспро-во их собств-ой жизни. Сравнение: 1) Животное приспособлен к природе, не создает ничего допол-ого, а чел-ек приспосабл-ет природу под себя. Приспосабливает благодаря материально-производственной деят-ти, т.е. труд. В основе об-ва лежит деят-ть по произ-ву материальных усл-ий жизни. 2)Природные законы-регул-ся внутри стадовые отнош-я, а внутри об-ва отн-ие регул-ся соц-ыми, религ-ми, правовыми. 3 табу: половой (запрещал половую связь внутри рода), пищевой (узда на еду –не есть, а дел-ся со всеми), на убийство сородичей. Итак, об-во- открытая динам-ая развив-ся система, в к-ой пост-но осущ-ся обмен веществом, энергией, инфой с внешней средой.
3) Качественно не развив-ся (нет новых черт элементов, способностей), а об-во разв-ся динамически. Развитие: прогресс (повыш-е уровня организ. системы) и регресс-диградация, понижение уровня организации системы.
Концепции: Сущность-главное в существовании об-ва. Что явл. Основой и главным фактором сущест-ия и развития об-ва?
3 теории:1)Натур-ая: натура- от лат природа. Озвучена в 18 веке. Считают, что климат, географ-ая среда, наличие прир. ископ-ых-это глав. фактор и основание развития об-ва. Монтескье (основоп-ик географ-ого детерминизма) говорил, что на юге-диспотическая власть(абсолютная монархия), а на севере-демократия; маленькая страна-демократия; а большая-под запретом. В 19 веке дополнили: богатство страны опред-ся наличием ископаемых (чем их больше, тем развитее страна).