Рацтонализм Декарта и его идея науч. метода.

Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. Осн. черта ф. мировоззрения -дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". В границах его физики материя представляет собой единств, субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает сущн. духовной субстанций, но и утверждает, что обеими идеями в качестве высшей субстанций предстаёт бог. Д- выдающийся ученый. Он творец аналит. геометри, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Д. ведет начало сист алгебраических обозначений. В них; Д указал из относительность- движения и покоя; сформулировал з-н действия и противодействия, а также з-н сохранения полного кол-ва движ. при сооударении двух неупругих тел. Д- отождествлял- материю с протяжением или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов са-ми по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого: мировая материя (пространство) беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в рез-те толчка, первой, толчек дал бог. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное знание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании(так как такого тезиса он не нах. в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае сущоствует. Сомнение есть один из актов мышлёния. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск. я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов, я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания.
12. Средневековый философский спор об универсалиях

В период развития схоластической философии одной из главных проблем является спор об универсалиях. Универсалии - общие идеи. Можно выделить две философские линии материализм и идеализм. 1) Реалисты считали, что универсалии существуют реально, а все чувственно воспринимаемые вещи являются нереальными. 2) Представители номинализма считали, что универсалииреально не существуют, а существуют реально лишь отдельные предметы, а универсалии не имеют никакого проявления за пределами языка и мысли.Пьер Абеляр (1079-1142). Западноевропейская средневековая философия. Он доказывал, что уневерсалии не обладают Самостоятельной реальностью. Реально существуют только отдельные вещи. Универс-и получают реальную известность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отдельных св-в вещей. Разум форми­руется не на основе веры (верую, чтобы понимать), а на основе понимания (понимаю, чтобы верить). Фома Аквйнский- средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г. был причислен к лику святых. Объективно-идеалистическая фил-ия Ф.А. сложилась в результате теологической интерпретации аристотелев­ского учения; приспособления аристотелизма к христианскому вероучению; Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе н др.). Значительное влияние на фил-ию Ф. А; оказали учения неоплатонизма; В споре об- универсалиях-занимал позиции "умеренного реализма", признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разу­ме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн. принцип фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок. Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной" эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется "единственно истинной философией католицизма". Осн. сочинения Ф.А.: "Сумма против язычников"(1261-12б4), "Сумма теологии"( 1265-1273).




Наши рекомендации