Программы и модели науч. знания.

Данная проблема вкл. 3 аспекта:

1. Что составляет сущ-сть динамики науки: эволюц-ое измен-е или изм-е со скачками (революциями)?

2. Явл. ли динамика процессом кумулятивным или антикумул.(постоян. отказ от прежних взглядов как неприемл. и несоизмер. с новыми)?

3. Можно ли объяснить динамику влиянием социокульт-ых факторов?

Сущ. три основ. концепции развития науки и миропредставления.

1)Ф. Бэкон и Г. Галилей. Науч. взгляд на мир возник как результат революц. победы над суеверием и предрассудками. Декарт доп. этот подход тезисами о сущ-нии абсолют. истин и абсолютно достоверного знания, кот. получено, и ничем уже не может быть поколеблено.

2)П. Дюгем предпол. континуалистскую концепцию - каждое достижение Н. может быть модифицировано. Нельзя, например, опроверг. теорию электромагнетизма Максвелла, но можно видоизм. ее матем. аппарат, расширив границы применимости теории.

3) Постпозитивисты (К Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, и др.) в отличие от их предшест. — логических позитивистов, эта концепция перманентной революции. Согласно идеям Т.Куна, сущ. периоды нормал. науки, когда новые иссл-ния опираются на прочный фундамент ранее получ. основных дост-ний. Комплекс этих фунд. науч.достижений Кун предложил назвать парадигмой. По мере накопл. новых открытий возникает необх-сть в пересмотре и видоизмен. парадигмы, и тогда происходит науч. революция. Парадигма в течение опред. времени служит теор.основой науч.миропредставления.

Тенденция обобщ. идёт по программе – органицизм. Детализации – редукционализм.

Несмотря на различ. подходы наиб. общеприн. явл. постулат об эволюционном хар-ре и необратимости науч. знания. В развитие Н. дейс-т принци причинности. Н. развив-ся от более простых к более слож. формам – механизм необратимости (геом-я Эвклида – геом. Римона; Релятивистская и Ньютон-кая мех-ка).

Т.о. возникает модель - Индуктивизм и принцип соответствия, согласно кот. отношение м/у старой и новой науч. теорией таково, чтобы все положения предшествующей выводились в качестве частн. случая в новой, сменяющей ее теории. В пример обычно приводят классич. мех-ку с одной стороны, и теорию относ-ти и квант. мех-ку с другой. Когда пыт. «развести» старую и пришедшую ей на смену новую теорию по различ. предметным сферам, то, как правило, явно лукавят. Т.о. классич. мех-ка – не част. случай, т.к. необх. уточнить: что такое большие тела и незначит. скорость, поэтому они (типы мех-ки) несовместимы в ответах, но отнош-я теорий проявлю а сохран. терминологии, способов опред-я предметов в том, что для старых и новых теорий имеются свои обл-ти примен-я. При малых скоростях релятивистский эффект значит. меньше, чем при больших, и с практич.точки зрения (для простоты расчетов и моделей) им можно пренебречь и исп. класич. механику.

Итак, развитие науч. З. представляет со-ои непрерывно-прерывный процесс, характеризую­щийся качественными скачками в видении одной и той же предметной области. Поэтому в целом развитие ауки является некумулятивным.

Столь же неоднозначно решается вопрос о ее движущих силах.

Интернализм (30-е 20в.: А. Койре, Р. Холл, Поппер). У Поппера конц-ия строиться на онтологии миров: 1)мир физич-го; 2)мир психич-го; 3)мир знаний. Мир знания создан челом. Необх. различ. две основные версии интернализма: эмпиристскую и рационалистскую.

Эмпир.(Дж. Гершель): первичное – обнаружение фатов; вторичное – создание теории.

Рац-кая (Декарт, Гегель, Поппер): основу динамики знания сост. теор. изменения, кот. либо как результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже имеющ. идей.

+ И.: выделение специфики и инвариантов разв-я Н.; различие ядра и переферии; обеспеч. сохр. статуса учёного и Н. как соц. института.

- И.: 1)имманентизм – игнорирование среды, где развив. Н; идеализация Н.

Экстернализм. Источником инноваций в науке явл. соц. потреб-ти и культурные ресурсы общ-ва, его материал. и дух. потенциал, а не эмпир. данные или имманентная логика развития науч. знания. Ключ. фаторы: 1) Бернал: экон. и технико-технологич. потреб-ти; 2) Соц. ориентация; 3) Шпенблер: господств-х культурных доминантов; 4) Соронин, Вебер: духовный и этический фактор; 5) Купцов: представление процесса образ-я инфраструктуры Н.

+ Э.: учёт реал. процессов инстит-ции Н. и об-ва; учёт зав-ти Н. от соц. кул-ры.

- Э.: недооценка самостоят-ти Н., изолированность, труднодоступность.

Социалогия Н. и З.

Знание – своеобр. мир идеал. сущностей, позвол. чел-ку ориентир-ся в окруж. дей-ти, выявлять и фиксировать её законом-ти.

Век Просв-я – открыты особенности науч. знания с точки зрения рац-ой картины природы. Знание стало неотъм-м элементом соц. системы. Знание – сила! Особое знач-е идеал науки как зания приобрёл в период форм-я соц-гии как нвуки, когда она доказ. право на сущ. в качестве дисц-ны, собствен. методами изуч. собств. объекты.

Классич. соц-гия знания. Для Европы(1870-1914гг.) – время пром. и эконом. развития c соц. и полит. преобр-ми. Н. стала символом рацион-ти совр. общ-ва, происх. оправдание и усил. науч. знания как авторитета жизни. Франц. рационалист Э.Дюргейм «Элементарные формы религ. жизни». Социологич. теория знания развив. паралл. с общей проблемой соц. порядка. Религия заним. переводом идеал. сущностей (идей чел-ка, природы, общ-ва) на понятный язык, как в Н.. Оба пытаются связать вещи друг с другом, класс-ть и сист-ть их. Но Н. развивает их, чтобы самой ими пользоваться. Она отчищ. её от ненуж. элементов.

Немецкая соц-гия знания (20-е 20в.). Германия пережив. послевоенн. время и дробленность политич. идеологии и раскол на многие политич. напр-ния. Развитие соц-гии связано с двумя фил-м М.Шелер и соц-гом К. Мангейма, кот. явл. представ-ми историцизма.

М Шелер – основатель соц-гии З., видел в соц-гии знания инструмент, кот. нужно прим., чтобы разреш. в нем. республике идеологич. конфликты. Его аргументация строится на различении, с одной стороны, «реал. фактора», и с др.— «идеал. фактора». К формам знания относ. историч. и соц. условия, при кот. развив. мышление. Знания - вместилище нравств. и дух. идеалов, как «идеал. фактор», искл. из соц. анализа. 2-ой центр тяжести Шелер распол. в определении того, что он называет «относительно естеств. картиной мира», которая является способом, каким индивид воспринимает мир вокруг себя, она зависит от положения чел-ка в общ-ве. Чтобы решть проблему ракола, необх. изм. взгляды аристократов на мир.

Маннгейм в значит. мере принимал идеологич. доктрину марксизма. Если получ.е Н. знание объективно и истинно, то каким образом можно говорить о его соц. обуслов-ти, и в чем предмет соц-гии знания. Объектом соц-гии знания, идеалом организации любого выступает не науч.знание, а некот. более сильная абстракция. Отражением мира идеал. сущностей стан. понятие идеологии. Он разделяет частную и тотальную ид-гию. Частичная — это более или менее сознат. извращение челом или соц. группой каких-либо представлений с целью соблюсти собствен. интересы— от лжи и недосмотра до подстановки, от намеренных попыток введения в заблуждение до самообмана. Тотальная— это картина мира, связанная специфич. историч. и социальным контекстом. Интеллектуалы — это неоднородная комплексная группа, кот. благодаря получ. обр-нию приобретает способн. синтезировать и критик-ть все др. классовые интересы. Позиция инт-лов оказыв. выше прочих точек зрения.

Формирование соц-гии науки связ. с Мертоном. Его обращение к соц-гии Н. было связано с критич.анализом сущ-х концепций соц-гии знания. С.Н. - область соц. иссл-ний, изуч. науку как соц. институт. Предметом изучения С.Н. выступают как внутр. отношения, обеспечив. функционирование и развитие науки, так и взаим-ния науки с др. институтами совр. общ-ва С.Н. иссл. сущ-щие м/у учеными взаим-ния, вопросы о том каким образом люди становятся учеными, что заставляет их поддерживать нормы поведения принятые в науч. сообщ-ве.

Р. Мертон сформировал императивы научного этоса, обеспеч. нормативную составл-ю науч. сообщ-ва.

Имп-вы — это своего рода миним. нормы гарантир. честную конкуренцию в науке. Он выд. 4: универсализм, коллективизм, организованный скептицизм и бескорыстие. Ученики сформир. поведенческие им-вы.

Унив-зм обуслав. интернац. и демократичный характер Н. Коллективизм говорит о том, что плоды науч. познания принадлежат всему науч. сообществу и общ-ву в целом. Они всегда являются результатом коллективного науч. сотворчества. Бескорыстностие означает, что глав. целью деят-ти ученых должно быть служение Истине. Последняя никогда в науке не должна быть средством для достижения личных выгод, а только — общественно-значимой целью. Организованного скептицизм предполагает проф. обязанность ученому критиковать взгляды своих коллег (вкл. критику в свой адрес), если на то имеются малейшие основания.

Понятие науч. профессии.

Для конца 19 – нач. 20в. сформировался конвейер подготовки учёных с рассмотрением науч. деят-ти в аспекте соц. института. Целью науч. Д.— про-тво знания о свойствах, отношениях и закон-тях объектов, средствами — различные методы и процедуры иссл-ния. Чтобы понять процесс форм-я – история.

Первый институт – храм. Начин. от антич. формир-ся академии Платона и лицей Аристотеля, принцип которых – сохранение и передача знаний.

В Ср. века с выд-м городов появл. университеты: 1)высший теологич. факул-т; 2)низший прикладной ф-т.

Универ-кая революция свормир. спец-ов, кот. будут вкл. в отдел. сферы жизни и развивать её.

Вслед за М.Вебером, Р.Мертон расматр. становл-е науки в проф. аспекте в среде новоевроп. городской культуры. Развитие проф-сии идёт по 2 напр-ям. Преоблад. явл. цеховой (в основном ремесленники). Деят-ть отдел. цехов корпоративна и как правило предполаг. осёдлость членов, образ. кварталы.

С эпохи Возраж-я появ. др. тип – свободные профессии. Первонач. к ним относ. юристы, врачи, преподы. Их отличала активность, ответственность перед бюракратич. цехом, перед сообществом корпорации. В процессе развития формир. и науч. деят-ть.

Т.к. науч. проф-ии различны, но есть схожие признаки:

1)Обладание спец. знаниями и ответственность за их расширение, передачу, хран-е;

2)Автономность проф-ии. Она проявл. в возможн-ти привлеч. новых членов в контроле за их проф. поведением;

3)Наличие специфич. форм вознагр-я (Лучшие, должности, звания);

4)Наличие интереса соц. окруж-я к продуктам деят-ти сообщ-ва.

В воспроизводстве науч. проф-ии выделяют: 1) 25-28 лет; 2) 28-43 г.; 3) старше.

В соврем. науч. воспроизводстве особое место заним. стажировки – обмен инф-ии, кадров, миграция спец-ов, мобилизация иссл-ий. Также коммуникации:

1. Обсуждение (неформальные, академические);

2. Соавторство (внутридисцип, междисцип.);

3. Наставничество – передача знаний, трудов;

4. Коллегиальность – предусм. меры обмена инф-ии м/у спец-ми.

Культурная компонента.

Ведущ. составляющая профес-ии – сов-ть спец. знаний: 1)Производство; 2)Проверка; 3)Отчуждение --- 1)Производство№2; и т.д.

Н.знание – результат работы науч. сообщ-тв., предусм.:1)Итериоризация – внутренняя переработка; 2)Экстериоризация – выплеск (внешний) – осуждение со стороны, предпологающее потерю контроля над произведённым знанием (испол-е науч. рез-ов в военн. деле). Научное сооб-во и соц. окружение по разному оценивает науч. продукт.

Программы и модели науч. знания. - student2.ru

Науч. публикации.

В конце 17 – нач. 18в. измен. соотнош-е м/у религ. и сетской лит-рой. С нач. 18в. произ-во светской лит-ры начин. возрастать, среди них и науч. публ-ции. С помощью них осущ. передача, сохр-е и возможность для освоения получ. науч. резул-ов.

Практич. одноврем. с этим возник вопрос эксперизы (о ранге, проф-ии, статусе). Экспертиза осущ. уже после их выхода. Экпертиза устан. баланс м/у 2 треб-ями: 1)Новизна; 2)Применяемость, корректность (в русле традиций – терминология, понимаемость). Система науч. публ-ий – сист. жел. дорог: науч. издания – ж/д узел; серии матер-ов – эшелоны; отдел. публ-ии – состав эш.

В процессах передачи инф-ии в публ-цию проходят отрезки времени, кот. необходимы для того, чтобы получ. на переднем крае результат мог быть опубликован в каждом из жанров: 1 уровень – оригинальнальная статья; 2 ур – статьи обзоры (3-4 года); 3 ур. - моногр-я(5-7лет); 4 ур. - уч.лит-ра(10 лет).

Применительно к пуб-ии можно исп-ть онто-, филогенез. Онто – при движении пуб-ии от 1 этапа к 4 осущ., или нет, процесс осужд-я – экстериоризация. Фило – развитее дисциплины в эшелонах публ-ий.

Функции публ-ий:

1.Движ-е инф-ии в дисциплине;

2.Предоставление содерж-я дисц. на уровне послед. получ. рез-ов;

3.Воспроизвод-во знаний (расширение);

4.Межпоколенная трансляция знания: ученик – учитель;

5.Коммуникац-ая фун-я. Публ-ии – особые компоненты в структурных связях учёных, сообщ-в;

6.Поддержание гомеостаза: стремление получить резул-ты, либо подтвердить их, либо опроверг., или объяснить на основе имеющ. теорий.

Интеллек. собственность.

Понятие И.С. связано с инновациями (первые суждения об этом в 19в.).

И.С. – исключ. право юрид. или физич. лица на результаты интел-ой деят-ти (ГК РФ ст.1-38).

Ведущая хар-ка И.С. – право испол-я резул-та идив. деят-ти (монополия на потенциал. прибыль).

Состав объектов И.С. опред. конвенцией об учреждении всемир. организацией И.С. Права И.С.:1) лит-ра, худ. и науч. произв-я; б)исполнительская деят-ть артистов; в)изобр-я и полез. модели; г)пром. образцы; д)товарные знаки; е)открытия; ж)инжиниринг и НОУ-ХАУ.

Структура И.С.: 1)промыш. соб-ть; 2)авторское право; 3) смежные права.

Дикрет в 1918г по авт. праву – все произв-я объявл. достоянием гос-ва.

Управление И.С. предусм.: 1)систему учёта собств-ти; 2)порядок испол-я И.С.; 3)правозащита и контроль.

Наши рекомендации