Международная обстановка накануне второй мировой войны.

Внешняя политика СССР накануне IIмировой войны.

1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.

2. Международные отношения СССР с Англией, США и Францией.

3. Советско-германские отношения.

4. Развитие отношений СССР с малыми государствами.

5. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.

6. Список литературы.

Международная обстановка накануне второй мировой войны.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

2 Международные отношения СССР с Англией, США и Францией.

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию. Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер. Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.

В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР. Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию, имеющею целью вызвать советско-германскую войну.

Наши рекомендации