Начало подъема национально-освободительного движения
Стараясь предотвратить подъем национально-освободительного движения, английские власти в октябре 1905 г. разделили на две части провинцию Бенгалию — один из важнейших в Индии очагов антиимпериалистической борьбы. В. И. Ленин в своем конспекте по книге Вегенера «Современная Индия» подчеркивал: «Раздел Бенгалии англичанами (чтобы ослабить движение национальное) в 1905 г.»
Раздел Бенгалии послужил толчком к развертыванию массового революционного и национально-освободительного движения. День опубликования этого закона — «позорная среда», как назвали его бенгальцы, был объявлен днем национального траура. В Калькутте в одной из демонстраций участвовало 100 тыс. человек. Участники выходили на улицы с пением патриотического гимна «Привет тебе, родина мать» («Банде ма-"тарам»).
Движение протеста против раздела Бенгалии в конце 1905 г. охватывало одну провинцию за другой. В крупнейших городах страны происходили митинги, демонстрации протеста, религиозные шествия. Стихийно начался бойкот английских тканей. В декабре 1906 г. под влиянием массового движения и давлением радикально-демократического крыла сессия Национального конгресса приняла программу, сформулированную в четырех пунктах: сварадж («своя власть») и свадеши («свое производство»), бойкот и национальное образование.
Одним из решительных поборников свадеши был Б. Г. Тилак. Он всемерно поддерживал всякую инициативу, направленную на создание предприятий национальной индустрии и изыскание источников их финансирования. С этой целью он активно участвовал в основании «пайса фонда», сбора по одной монетке с индийца. Он был также одним из зачинателей кооперативного движения и организатором выставок изделий местного производства; для одной из них он предоставил свой дом.
«Крайние» стремились распространить бойкот на государственный аппарат, правительственные учреждения и т. п. Умеренно-либеральное руководство желало ограничить движение бойкота лишь борьбой против засилья английских товаров. Непосредственным экономическим результатом движения было падение спроса на английские товары, особенно хлопчатобумажные ткани. Возросший спрос на индийские изделия стимулировал расширение местного производства и укрепление хозяйственных связей между провинциями. В ходе движения возникли новые предприятия, отдельные акционерные общества национального капитала, в том числе первая индийская металлургическая компания Тата.
Провозглашение программы борьбы за сварадж и свадеши дало сильный толчок борьбе масс. «Движение распространялось подобно полевому огню, — писал А. Ч. Мазумдар, один из первых историков Индийского национального конгресса, — и временами охватывало территорию от Лахора до Тутикорина и от Ассама до Гуджарата ...» В начале подъема движения в нем принимали участие широкие слои индийского общества, включая крупную буржуазию, а в Бенгалии частично компрадорскую и заминдаров. Значительную активность проявляли женщины и молодежь. Большую роль в развитии массового движения в Бенгалии играла организация «Национальные добровольцы», руководимая мелкобуржуазными интеллигентами. В ходе борьбы она пополнялась за счет рабочих, ремесленников, учащейся молодежи, крестьян. Национальные добровольцы пропагандировали антиимпериалистические цели свараджа и свадеши, выступали организаторами бойкота английских товаров. В промышленных районах они вместе с рабочими пикетировали магазины, продававшие английские товары. Нередко борьба переходила в кровавые схватки с полицией. Национальные добровольцы были вооружены чем попало, от дубинок до огнестрельного оружия, носили единую форму (желтый тюрбан, красную рубашку и шарф с вышитым названием гимна «Банде матарам»). Центр их организации находился в Калькутте, ее комитеты — во многих городах и селах. Национальные добровольцы пользовались повсеместно в Бенгалии поддержкой населения.
Индийский пролетариат усилил борьбу за улучшение условий труда, особенно за ограничение рабочего дня. Стачки происходили в Бомбее, Калькутте, Аллахабаде, Асансоле и других городах. В ходе забастовок возникло несколько организаций («Ассоциация рабочих» в Бомбее, «Союз печатников» в Калькутте и др.). Впервые в Индии стачки начали принимать политический характер. Бастующие выдвигали антиимпериалистические требования. Так было во время стачки на Восточно-Индийской железной дороге.
Либеральный кабинет, находившийся у власти в Англии с декабря 1905 г., и новый статс-секретарь (министр) по делам Индии, вождь либералов Дж. Морли в тесном сотрудничестве с консерватором Г. Минто, вице-королем Индии (1905—1910), обрушили на Индию новые репрессии. В связи с этим В. И. Ленин писал: «Самые либеральные и радикальные деятели свободной Британии, вроде Джона Морли... превращаются в качестве правителей Индии в настоящих Чингисханов...»
Сознавая, что одними полицейскими мерами им не удастся подавить движение, английские правящие круги начали переговоры с некоторыми руководителями Национального конгресса. Они обещали ввести двух индийцев в совет при вице-короле и рассчитывали, что эта уступка будет способствовать отходу умеренных и других колеблющихся элементов от национально-освободительного движения.
Одновременно английские колонизаторы помогли политически организоваться реакционной феодально-клерикальной верхушке как мусульман, так и индусов. В 1906 г. с помощью властей были основаны реакционные «Мусульманская лига» и «Общество славной религии Индии». Британские правители отводили им роль постоянно действующего орудия раскола национально-освободительного движения в общеиндийском масштабе. Они рассчитывали с помощью этих организаций отравлять сознание индийцев религиозным фанатизмом и разжигать распри между ними.
Засуха и неурожай 1907 г. вызвали голод. Вспыхнули эпидемии. В тот год от чумы погибло около полутора миллионов человек. Это повлекла за собой новые стихийные крестьянские восстания. В одной из прокламаций восставших в Восточной Бенгалии говорилось: «Разве могут быть нашими правителями те, кто грабит урожай наших полей и обрекает нас на голод, лихорадку и чуму? Разве могут быть нашими правителями эти чужеземцы, которые облагают нас все новыми и новыми налогами? ' Братья, чем дальше вы будете терпеть, тем сильнее эти коварные люди будут угнетать вас . . . Братья-индусы, братья-мусульмане, . . .объявите в каждой деревне, что индусы и мусульмане будут вместе служить Родине . . . Вставайте, братья! Покажем себя достойными сыновьями Матери, отважно сражаясь и жертвуя собой для нее».
В апреле — мае 1907 г. поднялось крестьянское восстание в районе Лайалпур — Равалпинди провинции Пенджаб. Непосильные водные сборы давно вызывали недовольство крестьян. Между тем английские власти готовили новый закон, в силу которого крестьяне должны были лишаться права собственности на земли во вновь орошенных районах. Возмущенные крестьяне прекратили уплату поземельного и водного налогов. Тогда британские власти арестовали и выслали за пределы Пенджаба руководителей «крайних» — Лал Ладжпата Райя и Аджит Сингха. Это послужило» поводом к началу вооруженного восстания. Повстанцы заняли город Равалпинди. Местные рабочие оказали им помощь. В свою очередь крестьяне помогли бастующим рабочим кожевенных предприятий добиться удовлетворения их требований. Серьезные волнения произошли в Амритсаре и Лахоре. Восстание в Пенджабе нашло отголосок в некоторых частях англо-индийской армии, которые комплектовались в основном из сикхов. Под влиянием событий в Пенджабе активизировалась освободительная: борьба племен Северо-Западной Индии. Британские власти, серьезно встревоженные восстанием, поспешно начали перебрасывать войска. Но рабочие железной дороги Лахор — Равалпинди объявили политическую забастовку для того, чтобы не пропустить карателей. Английским колонизаторам с большим трудом удалось подавить восстание. Боязнь новых выступлений заставила их отказаться от осуществления подготовленного» аграрного закона.
События в Пенджабе были новой, более высокой ступенью освободительной борьбы индийского народа; их влияние переросло пределы провинции. Впервые в Индии в ходе восстания стихийно были сделаны шаги к единству действий рабочих и крестьян. Восстание показало огромную революционную энергию масс, их готовность к более эффективным формам борьбы, чем движение бойкота.
По всей стране проходили антиимпериалистические демонстрации, многолюдные митинги и шествия. Усиливалась стачечная борьба пролетайте. Бастовали текстильщики Бомбея, рабочие железнодорожных мастерских и правительственных типографий Калькутты, служащие почты и телеграфа. Наибольшим размахом и упорством отличалась стачка на Восточно-Индийской железной дороге. Она переросла во всеобщую, перебросившись на другие магистрали. В течение почти двух недель было парализовано движение. Корабли и джутовые фабрики стояли из-за прекращения подвоза угля. Стачка причинила английским колонизаторам большие убытки и вызвала у них обеспокоенность растущей активностью рабочих. Крестьянские восстания напугали также феодально-помещичьи круги Индии. Феодальные князья выразили свои верноподданнические чувства в официальных посланиях, пожертвованиях и других формах помощи властям в подавлении борьбы масс. Часть заминдаров, главным образом бенгальских, которая в начале подъема находилась в оппозиции к властям, отошла от движения и заявила о своей преданности англичанам.