Внешняя политика государства.
По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последняя рассматривается как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.
В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.
Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняяполитика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Особенности внешней политики не стоит абсолютизировать. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике стечением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживалпотребности внутренней политики.
Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.
Деятельность государства на мировой арене по реализации своих национальных интересов – это его внешняя политика. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики.
Внешняя политика государства преследуетдве цели, неразрывно связанные между собой: 1) обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для осуществления внутриполитического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества.
Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаимодействие с международными организациями в целях укрепления всеобщей безопасности ; взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам.
Методы внешней политики государства: заключение двусторонних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в торговле, научно-технической, экономической, военно-политической и иных сферах. Во внешней политике современные государства нередко используют такие методы военного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения его к принятию невыгодных ему условий, возмездия в случае военных конфликтов.
Взаимодействуя между собой, государства создают разнообразные по характеру деятельности, функциям, правам и полномочияммеждународныеорганизации - универсальные (объединяющие все государства), специализированные(по специальным вопросам), региональные(по вопросам поддержания международного мира и безопасности). Сегодня действует широкая сеть межправительственных организаций:
· Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
· Европейский союз (ЕС);
· Лига арабских государств (ЛАГ);
· Организация американских государств (ОАГ);
· Организация африканского единства (ОАЕ);
· Организация Североатлантического договора (НАТО);
· Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ);
· Сотрудничество Независимых Государств (СНГ) и другие.
Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организаций труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Значительное влияние на мировую политику оказывают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). Они обладают большими экономическими, финансовыми ресурсами, тесными контактами с правительственными структурами, что определяет их активные воздействия на состояние и стабильность международных отношений.
Влиятельным и авторитетным субъектом мировой политики выступают в наше время религиозные организации.
Можно выделить некоторые специфические и базовые чертывнешней политики.
Одной из ееважнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование программ и организации политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Например, успехи советской внешней политики времен перестройки во многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации внешней политики.
Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культур, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международными условиями. Следует помнить при этом, что первенство внутренней политики над внешней является следствием примата внутренних функций государства над его внешними функциями.
Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. Особенности характера международных отношений, в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность государств, могут выглядеть следующим образом.
Международные отношения охватывают весьма широкую, а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны.
В международной жизни – в отличие от других проявлений общественной жизни – нет центрального ядра власти и управления, а наличествует полицентризм и полиерархия, в рамках которой весьма большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности или повторяемости трудноуловимы.
У исследователей международных отношений нет полного и широкого доступа к объективной информации, особенно в области политической и стратегической, в которых большую роль играют соображения безопасности и тайна дипломатии.
В международной жизни – в отличие от внутренней жизни государств – выступает перевес гетерогенныхфакторов над факторами объединяющими, что в итоге затрудняет систематическое описание и обобщение международных явлений и процессов и выяснение причинно-следственной деятельности государства.
В сфере действий факторов (действующих единиц) международных отношений очень большую роль играют одновременность многих интеракций (взаимодействий) и случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и оценку целевых действий и предвидение их событий.
Реализация внутренних функций государства приобретает различные формы в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики , характерные для тех или иных государств в современных условиях.
Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.Агрессивная внешняя политиказаключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 году в Фолькленды - Мальдивы.
Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленных на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущностивнешнеполитического курсалюбой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочнение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижению своих классовых целей. В основе внешней политикилюбого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.
Основными субъектами внешней политики являются:
- Государство, его институты, политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.
- Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических движений и союзов.
Успех внешней политики зависти от объективности и реальности отражении насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижении поставленных целей.