Политическая власть как социальное явление. 2 страница
Понятие политической власти отличается от понятия государственной власти. Политическая власть - это способность класса, группы проводить свою волю с помощью политики и правовых норм. Государственная же власть - это форма общественной власти, которая носит классовый характер, опирается на аппарат принуждения, монопольное право издавать законы, взимать налоги и принуждает членов общества к выполнению своих установлений. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и с помощью других институтов политической системы - партий, общественно-политических организаций. Государство является политической организацией всего общества. Оно объединяет все население страны, защищает и выражает его интересы и волю. Государственная власть наиболее значима для общества
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти. Она формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств людей в одном субъекте. Политическая власть не тождественна любой общественной власти. Она существовала, как известно, не всегда. В примитивных обществах, социально не структурированных, общая власть еще не носила политического характера, так как не существовало проблем, которые вызывают к жизни политику - проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственно-племенными связями. Политическая же власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Она возникает на основе процесса соединения воли множества людей и функционирования многих структур - учреждений, организаций, институтов. Политическая власть возникает на взаимосвязи. Людей, которые сосредоточивают в себе власть и организации, через которые власть концентрируется и реализуется.
Политическая власть является ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних людей осуществлять свою волю в отношении
других, повелевать и управлять этими другими людьми, но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
*верховенство, то есть обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить;
*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
*легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
*моноцентричностъ, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, то есть когда человек не подчиняется никому сам и не подчиняет себе никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т. к живя в обществе, человек не может быть свободным от него.
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства власти. Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение частной воли всеобщей воли власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия за отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения в соответствии со всеобщим интересом. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) - второго важнейшего элемента власти. Власть - всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире в качестве средства ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу как и руководство. Как отмечал В. Пугачев и А. Соловьев, готовность к подчинению зависит от многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от его авторитета.
Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. С этой точки зрения наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Какими же мотивами руководствуется субъект властвования и что заставляет ему подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.
Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта власти является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, то есть отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.
Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора - неравенства. В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку.
Эффективность власти определяется: 1/ воспроизводством интересов групп, на которые власть опирается; 2/ оптимальной организацией системы власти, то есть качественной конституционной системой власти, в которой действует принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 3/ оптимальным процессом принятия и проведения в жизнь политических решений; 4/ уровнем политической и правовой культуры населения. Следовательно, эффективность власти определяется ее авторитетом, устойчивостью и результатами, которые она даёт людям и обществу в целом. Власть считается эффективной с позиций стоимости правления, то есть если на ее поддержание требуется как можно меньше средств. Если власть в обществе оправдывает ожидания большинства членов общества, отдельных групп, имеющих влияние, если она создает социальный консенсус, то это положение также свидетельствует об эффективности власти. Эффективной считается сильная власть, но не та, что жесткая, заставляющая молчать противников, но та, которая опирается на широкие социальные силы, способствуя процессам общественного саморазвития и создания порядка социального равновесия. Эффективность власти определяется свободой слова, взглядов, передвижения, соблюдением законности, правопорядка, возможностью получить работу, повысить качество социальной жизнедеятельности человека. Сила власти, её всемогущество не в том, что она часто прибегает к силе, а в том, что она обеспечивает условия безопасности, самореализации интересов своих членов общества, выработки государственных документов. Эффективная власть может не сразу давать положительные результаты, однако важнейшим признаком эффективности власти является способность обеспечить неуклонный прогресс, поступательное продвижение общества вперед во всех сферах жизни, и прежде всего, в экономике. Наличие оппозиции, которая выражает различное отношение к власти и при этом никто не рискует лишиться должности, наград, никто не преследуется, также являются критерием эффективности власти. Если народ не одобряет власть, проявляет свое недовольство в забастовках, митингах протеста, пикетировании, распространении листовок, свободных разговорах и т.д. - это означает демократичность власти, ее силу и умение выстоять, обеспечив себе жизнеспособность в таких условиях. Эффективной может быть также власть недемократичная, авторитарная, диктаторская, которая может обеспечить высокий процент избирателей, которые придут к избирательным урнам или выполнят любую волю власти. Утаивая информацию система власти, диктаторская власть может принудить к дешевому труду, заставляя создавать материальные ценности без стимулов, может манипулировать сознанием, заставлять признавать власть по религиозным мотивам, охватывать всё общество единственной идеологией, единой идеей, которая " работает " на власть, убеждать массы в чрезвычайной ситуации, внушать людям об угрозе войны, голода и др. и таким образом заставлять людей терпеть лишения, мириться с недостатками, жить обещаниями лучшего будущего, ради него жертвовать настоящим. Авторитет и устойчивость власти в различной степени зависят от того, насколько она эффективна, какие реальные результаты даёт людям, обществу в целом.
Следовательно, эффективность власти можно рассматривать с различных позиций:
- с позиции стоимости правления, чем меньше средств требуется на поддержание самой власти, тем она эффективнее; - с позиции консенсуса в обществе, чем больше оправдываются ожидания большинства членов общества, отдельных групп имеющих влияние, тем она эффективнее;
- с позиции сильной власти - сильная, не значит жёсткая, заставляющая молчать противников, а та, которая опирается на общественные силы, способствуя саморазвитию общества обеспечению порядка и социальному равновесию;
- с позиции прогресса экономики - эффективность власти может не сразу дать положительные плоды, однако её важнейшим признаком является способность обеспечить неуклонный прогресс общества, прежде всего его основы - экономики;
- с позиции гражданского мира - системой законов и действиями исполнительных органов власть призвана обеспечить социальное и национальное согласие, не допустить столкновений и, тем более, гражданской войны;
- с позиции самостоятельной политики. При всём при этом, политики разных стран не должны действовать изолировано. Они могут заимствовать друг у друга опыт, но они призваны вершить самостоятельную политику;
- с позиции принятия власти народом. Это - итоговый и основной критерий эффективности власти, зависящий от свободы слова, взглядов, передвижения, соблюдения законности, правопорядка, возможности получить работу, качество жизни и др.
Как оценивает народ власть, одобряет ли её или осуждает - это определяется следующим:
1) участием в выборах, ибо, чем меньше людей участвует в выборах, тем менее авторитетна власть, хотя и абсолютизировать это нельзя. Диктаторский режим обеспечивает высокий процент тех, кто приходит к избирательным урнам.;
2) опросы общественного мнения, которые выявляют оценки населением властей, рейтинги отдельных политических лидеров.
Следовательно, власть проявляет себя через систему признаков и функций, в частности, волевую направленность, то есть господствующую власть, суверенитет власти, ее верховенство и неограниченность, авторитарность, первозначность носителей власти, насилие и ответственность перед народом. Сущность власти определяется тем, кому она служит и какую политику принимает. Содержание власти раскрывается тем, в чьих руках она находится и какими средствами осуществляется. Форма власти определяется ее органами, аппаратом управления и методами осуществления политики и власти. Институт президентства эффективен в условиях политического плюрализма и выступает как интегратор, центр политической власти. Власть не должна быть целью, но способом социальных изменений, направленных на благо общества. В связи с этим необходимы сбор, обработка, анализ, интеграция политической информации, необходимы политическая учеба, политическая грамотность, консультации. Это изменит сознание людей, их поведение и общественно-политические отношения. Политические отношения определяются уровнем развития самого общества, которое должно дорасти до самоорганизации и стать над властью с целью контроля и влияния на нее.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Каковы основные источники власти?
2. В чём выражается сущность власти?
3. Как определяется политическая власть?
4. Какие существуют формы власти?
5. В чём заключается легитимность власти?
6. В чём заключается содержание принципа разделения власти?
7. Каково содержание основных функций власти?
8. Какова структура власти?
9. Какие факторы относятся к властеобразующим ресурсам общества?
10. Какие основные концепции власти?
ЛИТЕРАТУРА.
Бурлачук В. Способы артикуляции власти, или символ в системе властных отношений. // Социология: теория, методи; маркетинг.
– 2003. – №3. – С.20-31.
Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – 2-е изд.
– М.: Международные отношения. – 1995. – 400с.
Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс – 1999. – 576с.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.
– М.: «Юристь» – 2000. – 511с.
Кіндратець О. Ціна соціального спокою.. // Політика і час. – 2003.
– №10. – С.41-47.
Кочубей Л. Виборчі технології як механізм досягнення політичного
результату. // Людина і політика. – 2003. – №4 (28). – С . 56-62.
Кремень Т. Державний суверенітет у добу глобалізації. // Політика і час. – 2003. – №10. – С.36-40.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов.– 1997. – 400с. – М.: Изд-во «Приор».
Павленко Р. Аналітичне забезпечення суспільних змін в Україні. // Людина і політика. – 2003. – №4 (28), – С. 11-17.
Политология // Под ред. Рыбакова В. В. – Д.: ДонГУЭТ. – 2000.
– 158с.
Политология/Методика комплексного изучения вузовского курса. Темы 9-15. // Под ред. В.И.Харченко. – К.: УМК ВО. – 1991. – 180 с.
Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. – К.: Вища школа. – 1997. – 540с.
Роскошный А.П. Опорные конспекты по политологии. – Донецк: ДонГУ. – 1993. – 265с.
Филипенко Н.А. К проблеме политических отношений. // Сб. научн. ст.: Человек в современном мире. Вып. 4. – Москва – Донецк. – 1993.
– С. 170-179.
Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. – М.: Республика. – 1999. 303с.
Лекция №8.
Политическое сознание.
План:
1. Сущность политического сознания и факторы его определяющие.
2. Формы и способы функционирования политического сознания.
Политика представляет собой синтез практической и духовной деятельности. Всяки акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводится новые умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями. В политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база отношений и действий.
Если с точки зрения философии сознание представляет собой субъективное отражение объективного бытия, то политическое сознание можно рассматривать как субъект субъективное отражение объективного политического бытия. Причем политическое бытие – это вся система политической жизни, практики, политических отношений. Хотя политические отношения относятся к надстроечным они, тем не менее существуют не только в сознании, но объективно как нечто «данное», независимо от воли, желаний и устремлений отдельных личностей и социальных общностей. Такого рода объективность политического бытия задается объективностью определяемых его экономических и социально-классовых отношений и интересов субъектов политического процесса.
Политическое сознание непосредственно детермируется политическим бытием. Однако на его характер активно воздействуют социально-экономические, исторические, национальные и культурные факторы, а в последние десятилетия и общечеловеческие глобальные проблемы, которые так же отражаются в политической практике.
Политическое сознание не является пассивным отражением политического бытия. Во-первых, оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. И во-вторых, оно оказывает огромное воздействие на политическую жизнь, а через нее – на все стороны общественной жизни, определяет направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов. Поэтому в практике управления общественными процессами крайне важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных классов, слоев и групп, стремится к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребности социального прогресса страны.
Политическое сознание – многоструктурное, многоуровневое, противоречивое, что отражает сложность экономической и социальной структуры общества и динамики его развития.
Вместе с тем, ни экономика, ни социально-классовые отношения сами по себе не порождают политических чувств, представлений и взглядов. В политическом сознании переплавляются в единые духовные комплексы психологические феномены и идеологические системы, специализированные теоретические взгляды, сформулированные политологами, и разработанные на их основе конкретные политические концепции, доктрины, программы и нормы, политические учения, и массовое сознание, включающее в себя обыденное, в том числе бытийные, представления о политике, власти и общественных делах рядовых граждан.
Перечисленные факторы по разному оказывают воздействие на различных субъектов, определяя тем самым разные типы и уровни политического сознания. В политологии существуют различные критерии в типологизации политического сознания. Так, с точки зрения социологического подхода можно различать политическое сознание по его субъекту, то есть можно говорить о политическом сознании общества, нации, класса, личности и т. д. при гносеологическом подходе политическое сознание выступает на уровнях эмпирического и теоретического, обыденного и научного, идеологического и социально-психологического. По социальным функциям в политическом сознании выделяется сознание консервативное, реформистское и революционное, практическое и теоретическое.
При гносеологическом подходе первой ступенью духовного отражения политической жизни является эмпирическое политическое сознание, в котором фиксируется непосредственно практический опыт субъекта. Его часто отождествляют с обыденным. Обыденное политическое сознание, как эмпирическое, представляет совокупность идей, представлений и взглядов, которые возникают непосредственно из будничной практики того иного класса, социального слоя или группы людей, индивидов. Но оно не сводится лишь к эмпирическому, ибо в его содержание привносятся идеологические и теоретические элементы.
Эмпирическое и обыденное политическое сознание, как принято считать отражают преимущественно поверхностные процессы, не проникая в их сущностные характеристики. Однако проявляясь как «здравый смысл», «народная мудрость», сознание и на этих уровнях обладает известной познавательной ценностью, может служить одним из источников теоретического и идеологического сознания. К тому же без обыденного сознания человек не может вступить в общественную связь, ибо оно обеспечивает непосредственную ориентацию деятельности в процессе практического выбора решения.
Эмпирическое и обыденное политическое сознание особо характерно ярко выраженными социально-психологическими чертами: чувствами, настроениями, эмоциями, импульсивностью, остротой восприятия политических процессов, событий и решений. Непосредственная связь с практикой и социально-психологическая оформленность придает этим уровням политического сознания особую динамичность подвижность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия, порой весьма существенное, а то и решающее воздействие на ход политического процесса.
Особо ярко социально-психологический уровень политического сознания проявляется в поведении индивидов в толпе – стихийно образующейся, неустойчивой общности людей, действия которой часто непредсказуемы и нередко поддаются манипулированию со стороны организованных политических сил.
Более высокий уровень политического сознания представляет политико-теоретическое сознание – совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, инструментов и проникновение в их сущность, глубокое взаимосвязи и противоречия, закономерности развития.
Теоретическое сознание является стержнем политической идеологии. политическая идеология – систематизированное, целостное, концептуальное отражение коренных интересов определенного класса, нации, социальной группы, связанных с борьбой за власть, ее осуществлением и защиту в целях реализации интересов.
Нужно знать различия между теоретическим и идеологическим уровням политического сознания. Если наука дает знания о предметах и явлениях действительности, их закономерностях, то идеология не только несет знание, но и выражает отношение к предмету знания. Это отношение обуславливается социальными интересами классов, с позиции которых осуществляется в идеологии выражение действительности.
Идеология всегда пристрастна, наука же, напротив, беспристрастна, - по крайней мере обязана быть такой. Она не имеет права подстраиваться под чьи-либо вкусы и настроения, это закон ее существования, нарушение которого влечет вырождение научного знания.
Характер взаимосвязи науки и идеологии определяется конкретно-историческими и социальными факторами, местом и ролью в общественном прогрессе класса, социального слоя – носителя данной идеологии. Из этого вытекает задача радикального обновления политической идеологии общества на основе творческого переосмысления и развития политической науки в соответствии с историческим опытом и достижениями передовой научной мысли, реалиями современного общественного прогресса.
В политологии стали более широко использоваться понятия группового и классового политического сознаний. В групповом сознании отражается неоднородность классовых, национальных и других крупных общностей людей.
Массовое сознание можно определить как широкую совокупность самых разнообразных по их гносеологической и социальной природе духовных образований, не ограниченных лишь формами психики, относящихся к … сферам, уровням … психологии и идеологии, эмоций и логики, образов и реакций, обыденного и теоретического знания рациональных и иррациональных в (том числе фантастических) представлений и т.д. По мнению отечественных и зарубежных социологов массовое рождено процессами массовизации в различных сферах жизни общества, в том числе в политической сфере: рост массы людей, участвующих в историческом действии; качественное усиление неоднородности состава общности, участвующих в массовых политических процессах; значительное умножение социальных связей и отношение различных типов субъектов политической жизни и др.
Однако и массовое политическое сознание не является в каждом обществе единообщим. Так, к примеру, Э.Я.Баталов в современном политическом сознании США выделяет 12 типов массового политического сознания: 1) либералтехнолократический; 2) либерал-реформистский; 3) либералистский; 4) традиционалистский; 5) неконсервативный; 6) радикал-либертаристский; 7) радикал-этатистский; 8) право-популистский; 9) радикал-демократический; 10) радикал-бундарский; 11) радикал-романтический; 120радикал-социологический.
Состояние массового сознания фиксируется в таком явлении, как общественное мнение. Общественное мнение, с одной стороны, - это политический институт, участвующий в осуществлении власти, являющийся одним из механизмов принятия решения на всех уровнях жизни общества, а с другой стороны, - это совокупность суждений, разделяемая различными социальными общностями по поводу тех иных событий, явлений действительности.
Общественное мнение выполняет следующие функции: экспрессивную, контрольную, консультативную и директивную, то есть «занимает определенную позицию, дает совет, вносит решения по тем или иным общественным вопросам, регулирует поведение индивидов, общностей и социальных учреждений, поддерживая либо отвергая те или иные представления, ценности, нормы». Основными каналами выражения общественного мнения являются референдумы, опросы населения, средства массовой информации, собрания, манифестации, всенародное обсуждение общественно-политических проблем и т.п. Для выявления и изучения общественного мнения используются различные государственные и частные институты и службы, как например, институт Геллопа США, использующие современную компьютерную технику.
Общественное мнение содержит в себе истинные, так и ложные, иллюзорные представления о действительности, формируясь под воздействием не только социально экономических и политических факторов, но и посредством идеологических средств. В связи с тем, что общественное мнение является важным орудием борьбы за власть, политическая история дает не мало примеров манипулирования и обработки его в интересах определенных политических сил.
В связи с тем, что в политическом сознании, общественном мнении проявляются интересы людей, важно достигать известной гармонии между политикой и состоянием этого сознания. Любое политическое решение обречено на провал, если оно входит в конфликт с доминирующими в обществе интересами, со сложившимся политическим сознанием.
В заключении следует отметить, что политическое сознание субъектов политической действительности обладает реальной силой воздействия на политическую практику, причем это воздействие может носить противоречивый характер.
Функционирование политического сознания в любой форме в качестве элемента политической системы предполагает его целенаправленное формирование в соответствующем политическим интересам направлении. спонтанно, самотеком, только под влиянием среды, какой бы она ни была, эта задача не решается. Однако главным в формировании политических взглядов и мнений выступает политическая практика людей.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что такое политическое сознание, и какими факторами оно определяется?
2. Какова роль политического сознания в политической практике?
3. Какие критерии используются в типологии политического сознания?
4. Как складывается и чем характеризуется эмпирическое политическое сознание?
5. В чем сущность обыденного политического сознания?
6. Чем характеризуется научно-теоретическое и идеологическое политическое сознание?
7. Роль массового социально-психологического сознания и общественного мнения в политической жизни?
Литература.
1.Зеркин Д.П. Оновы политологии. Ростов-на-Дону, 1997.
2.Основи політології. К., 1995.
3.Политология. /под ред. Радугина А.А.,М., 1999.
4.Гуренко В.В., Лінецький С.В. Політична свідомість і політична культура. Політологія К., 1998.