Духовно-цивилизационный разлом и противостояние

Архиепископ

Иоанн (Попов)

Возьмитель

Андрей Андреевич

Хвыля‑Олинтер

Андрей Игоревич

Духовная безопасность

Р О С С И И

(Актуальные теоретико‑методологические и

практические проблемы духовной безопасности)

Научно‑методическое пособие

Москва ‑ 2005 г

ББК 86.2

Авторский коллектив: архиепископ Иоанн (Попов), д.соц.н. Возьмитель А.А., к.ю.н. Хвыля-Олинтер А.И.

Научно‑методическое пособие: Духовная безопасность России (актуальные теоретико‑методологические и практические проблемы духовной безопасности). ‑ Москва. 2005. ‑ 109 с.

Научно‑методическое пособие посвящено актуальным теоретико‑ методологическим и практическим проблемам духовной безопасности в России. Рассматриваются (преимущественно исходя из социологических и политологических позиций) теоретические и практические вопросы, в первую очередь те, которые относятся к социальной сфере. Целенаправленно уточняется специфика духовности, состояния веры, религиозности, иных универсалий, категорий и понятий, связанных с духовной безопасностью.

Методическое пособие ориентировано на служащих органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации (в частности, на специалистов Экспертных советов по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями), а также будет полезно всем интересующимся данной тематикой.

При публикации материалов из пособия ссылка на него обязательна.

C) КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

1. Духовно-цивилизационный разлом и противостояние. 6

2. Духовная безопасность в обществе и системе национальной безопасности 12

3. Вопросы духовной безопасности России в Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. 25

4. Традиционный, социологический и политологический подходы к определению духовной безопасности. 31

5. Объект, предмет и система духовной безопасности (теоретико-методологический анализ и реальная ситуация) 34

6. Религиозная безопасность как одна из важнейших составляющих духовной безопасности. 48

7. Краткий словарь определений некоторых универсалий, категорий и понятий, значимых для проблем духовной и религиозной безопасности. 67

8. Литература. 80

Краткие сведения об авторах. 82

Введение

Настоящее методическое пособие посвящено теоретико-методологическим и практическим проблемам духовной безопасности в России. В нем рассматриваются (преимущественно с социологических и политологических позиций) в первую очередь теоретические и практические вопросы, относящиеся к социальной сфере. Целенаправленно уточняется специфика духовности, состояния веры, религиозности, иных универсалий, категорий и понятий, связанных с духовной безопасностью. Определенное внимание уделено православию, как крупнейшей культуро-созидательной и государственно-образующей религии нашей страны, подчеркнуто выделенной в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Методическое пособие ориентировано на специалистов органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, ученых, экспертов и т.п.

Проблема духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Во многих правовых документах Российской Федерации однозначно раскрывается значимость духовной безопасности. Еще в 1996 году Государственная дума в своем обращении «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» предложила «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной». Духовность есть основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.

Духовная безопасность включает в себя систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития. Феномен «духовная безопасность» является неотъемлемой частью национальной и конституционной безопасности. Так, религиозные ценности, в частности, нередко выступают в качестве источников права и стратегических политических целей, а религиозные установки населения явно или скрытно влияют на политические процессы, культуру, правосознание, правопослушность, правопорядок, семейный уклад и статус человека.

Современная религиозная жизнь в России весьма многообразна. Однако в ней четко выделяются три созидательные традиционные религии: православие, ислам и буддизм. Особое место занимает иудаизм, а также несколько национальных созидательных религий малых народностей. Кроме того, на территории нашей страны активно действует много религиозных культов, обычно называемых сектами. Велико зарубежное вмешательство в духовную и религиозную жизнь нашей страны. Четко различаются созидательные и деструктивные религиозные течения.

В связи с таким разнообразием религиозных процессов значимыми для нашей Отчизны стали:

- широкое и настойчивое просвещение населения в духовной и религиозной сфере;

- воспитание социальной (в том числе и бытовой) терпимости (толерантности) населения к иноверцам;

- налаживание конструктивного социального взаимодействия созидательных религий;

- целенаправленное развитие и укрепление государством, соответствующими структурами государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации всех созидательных форм проявления духовности и религиозности.

Первостепенной является проблема повышения эффективности прогнозирования, оценки, регулирования духовных и религиозных процессов на базе основополагающих правовых и нравственных принципов. В международном и российском законодательстве имеется достаточно много правовых норм, позволяющих уже сейчас решать эти проблемы. Однако реальная действенность их пока еще крайне мала. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой в этой сфере многих представителей властных структур и большей части населения нашей страны. Недостаточно определенно выражена и политика государства в это деликатной сфере. Кроме того, правовой механизм регулирования духовных процессов недоработан до необходимого для практики состояния: не хватает соответствующих специалистов, инструкций, методик, положений и т.п. в ведомствах и учреждениях. Особенно это касается правоохранительной, воспитательной и образовательной сфер.

Следует отметить, что при разработке мер по укреплению духовной безопасности зачастую наблюдается неоправданное опасение, что этим якобы будет нарушаться «свобода совести». На этом обычно спекулируют защитники вседозволенности в духовной сфере и всяческих деструктивных культов. Однако «свобода совести» есть специфическое внутреннее, интимное состояние любого человека, связанное с имманентной свободой его воли. Как таковое, оно находится вне сферы правового регулирования. А любая общественная деятельность, включая и осуществляемую по религиозным мотивам, обязательно подлежит тому или иному правовому регулированию, в том числе она может быть, при необходимости, ограничена и даже запрещена. На этом построено ныне действующее международное и российское законодательство.

В конечном итоге воздействие на «свободу совести» связано лишь с информированностью и компетенцией человека, выбирающего себе ту или иную веру. Духовное же насилие всегда предполагает тот или иной обман. Из-за этого деструктивные культы стремятся утаивать свои подлинные негативные особенности, спекулировать на привлекательных лозунгах и показных благотворительных мероприятиях или, наоборот, применять сложную экзотическую терминологию (так называемый «новояз») и намекать на некие тайны и сверхвозможности высших уровней посвящения. И, собственно, поэтому особое значение приобретают духовное и религиозное просвещение и образование, а также объективное, полное, удобопонятное политологическое описание и классификация вероучений; и хотя в этом направлении в последние годы наметились определенные положительные тенденции, следует признать, что животрепещущих проблем, для которых пока не найдено эффективных решений, остается весьма много.

Духовно-цивилизационный разлом и противостояние

Субъект-объектная парадигма международных отношений, насильственно-искусственное насаждение однополярного мира и процесс глобализации, отнюдь не нацеленный на достижение совместных, используемых во благо всех его участников, результатов, - неизбежно приводят к острым конфликтам как естественной реакции этносов, наций, религий и государств на навязываемый им синтез, ведущий, как показывает международный опыт, к фактической утрате не только соответствующих идентификаций, но и свободы мировоззренческого, религиозного, духовно-нравственного, а также социокультурного выбора в целом.

Ответ на все это вполне естествен. Мир, во всяком случае значительная его часть, не приемлет навязываемой ему «хорошей» жизни. И он взрывается в прямом и переносном смысле... Рушатся казавшиеся совсем недавно незыблемыми символы и устои, а религиозно-культурно-цивилизационный разлом во все большей степени становится фактом повседневной жизни огромного количества людей, только осознающих всю глубину бездны, к которой человечество подошло всем своим мощным технологическим, информационным и прочим «развитием», своим новым искушением стать богом без Бога.

Наш привычный, более или менее благополучный послевоенный мир не раз балансировал на грани катастрофы, в том числе ядерной, от которой его удавалось спасти. Но оказалось, что и без ядерных бомб земной шарик раскалывается как орех и становится совсем другим, разрушая все устоявшиеся представления о демократии, свободе и «свободном» мире, неотчуждаемых правах человека, его безопасности и т.п.

Именно это произошло задолго до взрывов зданий-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, когда 11 сентября 1973 года законно избранный президент Чили С. Альенде взял автомат Калашникова, чтобы защитить демократию и свободу в своей стране. И был убит, во имя установления «однополярного» мира по американскому образцу.

11 сентября 2001г. силы другой, но частично схожей в своей агрессивности, «однополярности» не только уничтожили символы «свободного» мира, но нанесли сокрушительный удар по устоям американского образа жизни, прежде всего по его демократическому содержанию. Продолжение известно: акции в Афганистане, абсолютно ничем (кроме экономических, духовных и геополитических интересов США) не оправданная, оккупация Ирака... Как говорится, далее везде.

Но не всегда война за «новый мировой порядок» ведется откровенно военными средствами. Чаще - экономическими, пропагандистско-психологическими (информационными), политическими и... духовными.

Так, Чубайс, Кох проводили приватизацию общенародного достояния России и другие «реформы» по настойчивым рекомендациям своих западных советников. Судя по результатам этих экспериментов над народом российским, явно, в отличие от наших горе-реформаторов, не забывавших о национальных интересах своих стран. Вопрос, который перманентно обсуждается в прессе: были ли среди них кадровые сотрудники ЦРУ, - в данном контексте значения не имеет.

Уже с конца сороковых годов прошлого века Запад и, прежде всего, США поставили и планомерно, неукоснительно реализовывали задачи оттеснения России с политических, экономических и иных стратегических позиций, на которые она вышла после Второй мировой войны, а также расчленения СССР, завладения его ресурсами и ограничения при этом нашего людского потенциала.

Как видим, все эти задачи практически выполнены. Сначала произошли «бархатные» революции в странах социалистического содружества, развалился Варшавский пакт, а потом и Союз Советских Социалистических Республик. Россия практически превратилась в сырьевой придаток Запада, а количество ее населения катастрофически падает, сокращаясь почти на 1 млн. человек в год. И немудрено, так как даже по данным западных источников (исследование журнала «Economist», учитывающее около 30 показателей) Россия по качеству жизни занимает сегодня 105 место среди 111 стран. Теперь на повестке дня - развал России.

Правда, одна из поставленных задач первостепенной важности оказалась не до конца решенной.

Под прикрытием якобы «идеофобии» либералов в российском обществе весьма умело и агрессивно насаждается идеология продажности, формирующая людей с социокультурной патологией (равнодушных, бездуховных, безнравственных и жестоких), востребованных построенным у нас «диким» капитализмом. В результате, столь желанная и, казалось бы, уже обретенная свобода обернулась очередной антиутопией насилия и коррупции, поразивших все сферы жизни российского общества. Достаточно успешно идет и реализация глобализационного проекта ослабления и самоликвидации России как державы-лидера, важным элементом которого является разложение нации, поставленной на грань выживания, навязывание ей чуждых идеалов и ценностей.

Но как оказалось, не столь эффективно, насколько хотелось бы противникам сильной России. На выборах в IV Государственную думу партия идеологов, апологетов и проводников «реформ» благополучно провалилась, набрав всего лишь 3,97% голосов. И все прекрасно понимают, что «либералы» потеряли не только политическое и отчасти экономическое влияние, но нечто большее. Они потерпели поражение в умах и душах людей: там, где зреют гроздья гнева, рождаются, начинаются, совершаются и заканчиваются все перевороты, революции и т.п. Причем поражение на своем «поле», располагая всеми возможностями контроля и манипулирования общественным мнением.

Народ «проснулся» и потребовал перемен. А это значит, что поставленная врагами России задача полного его перерождения еще далека до реализации. Но в этом направлении работали, и будут активно работать вполне определенные влиятельные круги на Западе, а также «наши» продажные соотечественники (бизнесмены, чиновники, журналисты и т.д.), материально заинтересованные в продолжении квазилиберальной и квазидемократической смуты, от которой страна никак не может освободиться.

Однако именно развитие России на основе исторически и генетически присущих ей духовно-цивилизационных приоритетов, которые только и могут обеспечить столь важное единство власти и народа, - является необходимым условием не только выживания, но и возрождения России в качестве сильного самостоятельного государства, всегда игравшего свою особую позитивную роль в мире. А в такой стране, где национальные интересы будут не только декларироваться, но и соблюдаться не хуже, чем в Америке, никому не удастся получать сверхприбыли от сверхэксплуатации российских недр (которые быстро истощаются), и народа российского (который вымирает). Соответственно, никто за все это не сможет получать мзду, но напротив - «схлопотать» заслуженное уголовное наказание.

Многолетняя недооценка духовной безопасности (а в рамках ее и религиозной безопасности), наряду с иными негативными факторами, определила усиление конкретных угроз государству российскому, живущим на его территории народам, семьям и людям. Это прежде всего:

I. Демографические угрозы

В России с конца 80-х годов ХХ века отмечено резкое ухудшение здоровья населения, демографические потери обрели характер сверхсмертности (например, в России умирает больше новорожденных, чем в среднем по Европе) на фоне критического снижения рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости упал до 1,17 (для простого воспроизводства населения его величина должна составлять 2,3-2,5). За прошедшие годы демографический показатель рождаемости (на 1000 населения) в России составил примерно 8,9, а смертности - 16,0. Устойчиво сокращается продолжительность жизни. Общие демографические потери численности населения (депопуляция) превысили 17 миллионов человек. В этом режиме через 80 лет страна может потерять 50% своего основного этнического состава. Необходимо отметить, что с динамикой роста смертности в России практически точно совпадает аналогичная динамика роста преступности. Все указывает на то, что ослабла сама воля к жизни у ведущих российских народностей. В нынешней демографической ситуации важнейшей задачей становится защита священного дара жизни посредством просветительской программы укрепления семьи, противодействия практике абортов и так называемому «планированию семьи».

Данные социологических исследований, отображающие распределение населения России по половозрастному составу показывают, что коренные российские народы вымирают. Доля молодого поколения стремительно сокращается, потому что количество многодетных семей малочисленно. Восполнение численности происходит преимущественно за счет миграции. Одной из главных причин этого кризиса является ослабление, и даже утрата православных традиций, христианских ценностей, а также позитивных ценностей иных традиционных российских религий.

Отмеченные процессы вызваны, прежде всего, неблагополучием в духовной, нравственной, эмоциональной сферах, депрессией населения, определенная часть которого лишилась духовных, нравственных и здоровых социальных ориентиров.

В современных условиях многого ожидают наши сограждане от Русской Православной Церкви. По данным опросов специалистов Института социологии РАН, 68% опрошенных россиян надеются, что Русская Православная Церковь поможет пережить жизненные трудности; сделает отношения между людьми более нравственными - 67%; сохранит национальную культуру и традиции - 59%; поможет России выйти из кризиса - 31%; облегчит душевные переживания, страдания и беды - 22%.

Однако, несмотря на это, демографические условия служения Русской Православной Церкви осложнены нехваткой священнослужителей и храмов, ориентированных на миссионерскую работу. По имеющимся данным, в большинстве регионов бывшего СССР на один православный храм приходится от 10 до 20 тысяч верующих; на одну мечеть - около 4 тысяч верующих, на одну синагогу - около 2,5 тысячи. (В 1928 году, по архивным данным НКВД, на один православный храм в СССР приходилось около 2 тысяч верующих).

Наши рекомендации