Принципы социального управления

Под принципами социального управления следует понимать пра­вила, основные положения и нормы поведения, которыми руко­водствуются органы управления в процессе руководства в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе (91). Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно

21- 6-m 323

действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся об­щим началом их деятельности. Следовательно, принципы соци­ального управления — это руководящие идеи, исходные положе­ния, отражающие законы развития отношений управления. Вза­имосвязь принципов, законов и закономерностей можно пред­ставить в такой последовательности: законы социального разви­тия —^ социальные и экономические законы соответствующего периода (этапа) социального развития —^ законы и закономер­ности социального управления—^принципы социального управ­ления. При этом важное различие между принципами и метода­ми социального управления состоит в том, что принципы управ­ления не выбирают - им следуют. Принцип позволяет форми­ровать систему методов и каждый метод в отдельности, но каж­дый отдельный метод не имеет такого же воздействия на прин­цип управления (91).

Таким образом, принципы социального управления должны:

® быть основанными на законах развития общества, его соци­альных и экономических законах к законах менеджмента;

• соответствовать целям социального управления, отражать основные свойства, связи и отношения менеджмента;

• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

• иметь правовое оформление, т.е. быть закрепленными в раз­личных нормативных документах, поскольку каждый прин­цип социального управления целенаправлен: его применяют для решения конкретных организационно-политических и социально-экономических задач (91).

К основным принципам социального управления относят:

• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

• принцип единства административно-государствен­ного, хозяйственного и социально-культурного менеджмен­та;

а принцип сочетания отраслевого и территориального социального управления;

» принцип научности социального управления;

а принцип п р о i позирования социального управле­ния, а принцип м о i и в а ц и i (сщмулироввния) груда;

» принцип о г а ^ i ^ ! в с н ii о ^ г и jb рс^у;(Ыс1ты социаль-ного управления,

)24

• принцип рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

• принцип экономичности и эффективно с-т и социального управления;

• принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящих из различных звеньев, т.е. систем, стремящихся к реализации различных целей);

• принцип иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деле­ния на элементы. При этом каждая ступень управляет ниже­стоящей ступенью и одновременно является объектом упра вления по отношению к вышестоящему уровню);

• принцип необходимого разнообразия (уп­равляющая система должна обладать не меньшей сложнос­тью и разнообразием, чем управляемая система);

• принцип обязательности обратной связи (получе­ние информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения факти­ческого состояния с заданным).

Системы принципов управления изменяются в процессе об­щественного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не мо­гут, так как выражают требования к системе социального уп­равления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными (91).

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Метод управления — это способ осуществления управляющего воздействия или способ реализации (достижения) целей социа­льного управления (65). В наиболее общем виде все методы уп­равляющего воздействия можно разделить на две группы: основ­ные и комплексные. К основным относятся такие, в которых че­тко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных за­конов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления, являются комбинации основных мето­дов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального разви-

тия: экономических, организационно-технических, демографи­ческих, социологических, психологических и т.д. В связи с этим различают экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления (65).

Экономические методы. Экономические методы управления представляют собой способы достижения целей управления (сре­дства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении понимается экономический расчет, осно­ванный на сознательном использовании всей системы экономи­ческих законов и категорий рыночной экономики*.

Среди многообразия экономических методов управления мож­но выделить, например, методы экономического стимулирования (65).

Экономическое стимулирование представляет собой метод соци­ального управления, опирающийся на экономические интересы работников (91). Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зави­симости от личного вклада. Система экономического стимулиро­вания есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых ме­роприятий, направленных на усиление заинтересованности пер­сонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следую­щих основных принципах:

• взаимосвязь и согласованность целей экономического сти­мулирования с целями развития организации;

• дифференциация экономического стимулирования, направ­ленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

• сочетание экономического стимулирования с другими мето­дами мотивации;

• сочетание экономического стимулирования с экономичес­кими санкциями, предусматривающими материальную от­ветственность организаций и отдельных работников (91).

В целом техника комплексной мотивации людей включает три основные группы методов:

1) приемы, ориентированные на работников. К ним относятся:

а) постановка перед работником четких и достижимых це­лей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму

' Рыночная экономика — экономическая система, цели которой достигаются в процессе функционирования свободного рынка с минимальным государствен­ным вмешательством (82).

выработки, выплачиваются премии); б) модификация пове­дения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); в) переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организа­ции);

2) приемы, ориентированные на работу. Это: а) усовершенст­вование рабочих мест и расширение сферы деятельности ра­ботников (т.е. такое распределение обязанностей в органи­зации, при котором на работников возлагается больше от­ветственности за ее деятельность в целом); б) гибкий гра­фик работы (т.е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и оконча­ния работы); в) телекоммуникация и домашние офисы (т.е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, ком­пьютером и факсом); г) сокращение рабочего времени и де­ление функциональной нагрузки как способы минимизиро­вать число увольнений;

3) приемы, ориентированные на организацию. К ним относят­ся: а) расширение полномочий (т.е. предоставление работ­никам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); б) участие в достижении целей (т.е. получение регулярных денежных вознаграждений за успеш­ные результаты коллективной работы) и др. (82). Организационно-административные методы. Данные методы управления базируются на власти, дисциплине и ответственнос­ти (65). Организационно-административное воздействие осуще­ствляется в следующих основных видах:

• прямое административное указание, кото­рое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкрет­но сложившуюся ситуацию;

• установление правил, регулирующих деятельность под­чиненных (нормативное регулирование), выработка стан­дартных процедур административного воздействия, унифи­цированных форм менеджмента;

• разработка и внедрение рекомендаций по органи­зации и совершенствованию тех или иных процессов, под­вергаемых организационно-административному воздейст­вию;

• контроль и надзор за деятельностью организации или отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов социального управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс уп­равления в целях координации усилий его участников для вы­полнения поставленных перед ними задач (65).

Выделяют три основные группы организационно-администра­тивных методов:

•организационно-стабилизирующие. Содержание данных методов воздействия заключается в ус­тановлении состава элементов системы и устойчивых орга­низационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями. К данным методам относятся регламентирование, нормирование и инструктирование;

• распорядительного воздействия. Отра­жают текущее использование установленных организацион­ных связей и их частичную корректировку при изменении условий работы. В основе распорядительного воздействия лежат полномочия и обязанности. К данным методам отно­сятся постановление, приказ, распоряжение, указание, резо­люция;

• дисциплинарного воздействия. Предна­значены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности.

Все три группы организационно-административных методов менеджмента используются как раздельно, так и совместно, до­полняя друг друга (91).

Социальные и психологические методы. Социальными и психоло­гическими методами управления называются способы управляю­щего воздействия, опирающися на объективные законы социаль­ного развития и законы психологии (65). Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника. Условно социальные и психологические методы управления можно разделить на три основные группы:

• социальные методы управления, включающие широкий спектр социально-политических методов, методов социаль­ного нормирования, социального регулирования, морально­го стимулирования и др. Методы социального нормирова­ния позволяют упорядочить социальные отношения между

коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические ме­тоды включают политическое образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конк­ретным методам социального нормирования относятся пра­вила внутреннего трудового распорядка, правила внутри­фирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упо­рядочения социальных отношений путем выявления и регу­лирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся: договоры, взаимные обя­зательства, системы отбора, распределения и удовлетворе­ния социальных потребностей. Методы морального сти­мулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных ус­пехов в профессиональной деятельности;

• социально-психологические методы управления, представ­ляющие собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на про­цессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят фор­мальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и дру­гие социально-психологические аспекты. Социально-психо­логические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей нап­равление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями при­менения социально-психологических методов является обес­печение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной дея­тельности коллективов;

• психологические методы управления, направленные на ре­гулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, методы гуманизации труда, методы профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить опти­мальные количественные и качественные соотношения ме-

жду работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование пси­хологического воздействия цвета, музыки, исключение мо­нотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направ­лены на профессиональную ориентацию и подготовку лю­дей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы (91).

РЕЗЮМЕ

1. Различают конкретно-исторический, аспектный, комплекс­ный и системный подходы к изучению проблем менеджмента, а также различные типы отношений социального управления. В системе законов социального управления ведущую роль играют социальные законы, к которым относятся закономерности соци­ального развития, стратификации, мобильности, формирования социального характера и др. Основными законами менеджмента являются законы единства системы управления, пропорциональ­ности управляемой и управляющей подсистем, оптимального со­отношения централизации и децентрализации, участия различ­ных слоев в социальном управлении и другие.

2. Принципы менеджмента — это руководящие идеи, основ­ные положения, отражающие закономерности развития отноше­ний управления. Системы принципов управления применяются в процессе общественного развития, хотя основные из них (принципы единоначалия, подбора и мотивации персонала, эф­фективности, системности, иерархичности, необходимого разно­образия, обратной связи и др.) действуют на всех исторических этапах.

3. Методы менеджмента — это различные способы достиже­ния целей социального управления. По содержанию методы уп­равления отражают требования основных законов социального развития, в связи с чем их подразделяют на три большие группы:

экономические, административные, социально-психологические.

Наши рекомендации