Аналитическая журналистика, жанровая структура.

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами , аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление. Виды статей:

1. Передовая - в ней основа директивность;

2. Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;

3. Научная и научно-популярная статья;

4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

Виды корреспонденции:

1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную , актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

4. Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает , оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".

Виды рецензии:

1. Литературная.

2. Научная.

3. Театральная.

4. Кино рецензия и т. д.

Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".

Виды обозрений:

1. Внутренние - о событиях жизни внутри страны.

2. Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

1. Политические,

2. Экономические,

3. Спортивные,

4. Сельскохозяйственные,

5. Культурные и т. д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве.

Аналитический отчет. Предмет - выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений с реальными проблемами и вынести оценку выступлениям участников. В зависимости от ситуации журналист может сосредоточить свое внимание на объяснении причин данной ситуации, проблемы, процесса, либо на оценке их актуального состояния. Это в и определит вид аналитического отчета –отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет-программа.

Аналитическая корреспонденция. Близка к репортажу, отчету, информационной корреспонденции. Однако отличается степенью «присутствия» жанрообразующих факторов. Цель репортажа – дать наглядное. Цель отчета – точно отобразить «информационное событие», цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя «свернутый» пересказ. Цели аналитической корреспонденции иные - выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с комментарием. Различие: «первоисточником» сообщения для аудитории в корреспонденции автор публикации. Аналитическая корреспонденция отличается от статьи. Цель статьи – обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления, процесса. Поэтому предметом статьи являются закономерные причинно-следственные отношения. Центральный предмет а. к. - один значительный факт, все остальные детали служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.

Аналитическое интервью. Жанр и. - результат «закрепленности» в журналистском тексте формы получения определенных сведений с помощью метода интервью. Метод интервью относится к эмпирическим методам. Поэтому жанр интервью относят к информационным жанрам. Но интервью применяется для получения сведений для подготовки и аналитических материалов. Метод не порождает жанр. Аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью - он своими вопросами задает направление анализа.

Аналитический опрос. Похож на информационный опрос. Отличие: публикации аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария (но их нельзя сравнивать). Степень аналитичности опроса предопределяется правильной формулировкой вопроса. Следует избегать вопросов, предполагающих однозначный ответ.

Беседа. Опирается на использование «полилогического» метода получения информации. Беседу отождествляется с интервью. Общие черты: двусоставность текста. Разница: роль журналиста. В интервью ж. может ставить только вопросы. Журналист в беседе является равноправным создателем содержания будущего текста. Беседа может оказаться незаменимой, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, требует спокойного всестороннего своего рассмотрения.

Комментарий. М.б методом и жанром. Метод - применяется во всех формах публикаций. Как жанр стал применяться в нашем столетии. С помощью к. автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы. Комментарий разнит от информационных жанров именно наличие анализа. Отличие комментария: обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, в анализе превалирует отношение к предмету отображения.

Социологическое резюме - тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают. Аналитическое начало - содержание исследований. Резюме дает адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования.

Анкета. Название может быть образовано от названия метода получения информации, выступающего главным жанрообразующим фактором. Анкетирование дает журналисту сложный и разнообразный материал: анкета включает в себя достаточно много разных вопросов, в результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких вопросов. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и структуре конкретное журналистское произведение.

Мониторинг - определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Предмет - конкретные характеристики различных явлений непосредственно в момент исследования.

Рейтинг. Основной жанрообразующий фактор - целевая установка. Цель публикации - осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Методы – аналогия и сравнение. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности. Рейтинги различаются по объему: могут быть размером в десять-двадцать строк, а могут занимать и целую газетную полосу. Почему отнесли к аналитическим жанрам: «ранжировка» явлений представляет собой сравнительный анализ. В ходе этого анализа исследуются разные стороны явлений, прогнозируется их развитие и т.д.

Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв. Отличие рецензии от других жанров – это предмет. Предмет - это информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. Рецензируются наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные». Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение. Но основная задача рецензента – увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному. Рецензии могут быть объединены в типологические группы: 1. По объему: большие и маленькие 2. По числу анализируемых произведений: монорецензии (анализируется одно произведение) и полирецензии (много). 3. По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д.

Статья - жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функция статьи - объяснить читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов их причинно-следственные связи.

Журналистское расследование. Предмет - наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель - определить причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат. Поскольку обстоятельства всевозможных преступлений или тайных акций часто тщательно скрываются, то это, разумеется, резко затрудняет расследование. В силу этого журналист может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, инспектором уголовного розыска, а с другой — с ученым-исследователем. Непременной чертой является присутствие самого автора в ряду действующих героев.

Методы получения данных – наблюдение, интервью, анализ документов и т.д. Одним из наиболее продуктивных методов является «перемена профессии». Большинство необходимых сведений журналист может получить только неформальным путем. Журналист-расследователь должен быть готовым к тому, что лица, о которых он ведет речь в своей публикации, будут защищаться, в том числе и с помощью суда.

Обозрение. Определяющий признак – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В обозрении проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен: возбуждать интерес аудитории; отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан; обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности; осмысливать ход общественного развития; способствовать практическому решению проблем общества. Предмет - общие вопросы политики, экономики и др. могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы.

Обзор СМИ - изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме.

Виды обзора: Обзор-презентация. Тематический. Безадресный обзор рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой.

Прогноз. Нельзя заменять «гипотезой». Гипотеза, как и прогноз, в ряде случаев может рассматривать некоторые явления, отнесенные в будущее. Но она может быть обращена и в прошлое. Прогноз же всегда связан только с будущим тех или иных явлений. Кроме того, прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений. Метод прогнозирования: Метод экстраполяции – автор проецирует он основную тенденцию развития исследуемого явления в целом на будущее этого явления.

Версия. Базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как «домысел», «вымысел». Цель - познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами анализа какого-либо события, представить на суд читателей авторское толкование происходящего.

Эксперимент. Может быть методом и жанром. Относя публикацию к жанру эксперимента, тем самым подчеркивают то, что речь в ней идет об искусственной, специально организованной самим журналистом предметно-практической ситуации. Эксперимент позволяет соединить в себе аналитическое начало и репортажное.

Письмо. Возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом - необходимое условие становления письма как самостоятельного жанра. Публикации, выполненные в жанре письма, называют эпистолярной журналистикой. Её стоит отличать от жанров, которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей». Характерные признаки письма: форма непосредственного обращения автора к адресату, стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям. От характера аудитории, письма делят на: письма, адресованные конкретным личностям и письма, адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом.

Исповедь. Предмет - внутренний мир автора этих публикаций. Основным метод - самоанализ. Цели обращения человека со своим откровением к широкой публике: Объяснить необычный поступок, показать пример преодоления беды, поделиться опытом успешной карьеры, сделать саморекламу.

Рекомендация (совет). - тексты, содержащие рекомендации по поводу того, как надо решать те или иные задачи. Наличие в тексте доказательного рассуждения и сравнительного, а также причинно-следственного анализа делает публикацию аналитической.

Аналитический пресс-релиз – это подборка информационных сообщений (в основном рекламных), рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. Пресс-релиз способен быть преобразован в какой-то уже известный журналистский жанр. Однако журналист может поставить перед собой задачу сохранить рекламную суть пресс-релиза и, дополнив его необходимыми новыми сведениями. Предмет - качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм во взаимосвязи их с потребностями, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Два вида анализа в пресс-релизе – причинно-следственный и оценочный. Характерная черта пресс-релиза, объединяющая его в известной мере с жанром письма, – это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом.

Наши рекомендации