Журналы Р.Стила и Дж.Аддисона «Болтун» (“The Tatler”), «Зритель» (“The Spectator”), «Опекун» (“The Guardian”): структура, жанровая специфика, галерея масок

Серия памфлетов Свифта Бумаги Бикерстафа определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным.

Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала. Журналу Стиля, получившему название The Tatler БОЛТУН и имевшему подзаголовок Болтун Исаака Бикерстафа, суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение, которое благодетельно и необходимо. Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа завоевали читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе.

С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура журнала основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер выходил три раза в неделю включались также мелкие объявления и заметки.

Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля — The Spectator ЗРИТЕЛЬ. На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ Зрителя — сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир.

Тираж Зрителя вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к Зрителю достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски просуществовал два года — всего 555 номеров, в последнем — объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо Зрителя появилась новая маска и новый журнал The Guardian ОПЕКУН. Имел почти такой же успех как и Зритель, но просуществовал около года издательский тандем Стиль- Аддисон распался.

Влияние аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками (Шептун, Ворчун, Брюзга, Болтунья, Развлекатель, Критик, Осведомитель , Попугай, Всеобщий зритель) Более того, журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков.

Первые американские газеты к. XVII-н.XVIII вв. Общественная и журналистская деятельность Б.Франклина. Пресса во время Войны за независимость (1776-1783). Памфлеты Т.Пейна. Т.Джефферсон о свободе слова.

В XVIII веке американская журналистика не оказывала практически никакого влияния на мировую журналистику и в целом носила местный характер. Важно, что она формировалась в условиях отмены предварительной цензуры. Попытки издания газеты предпринимались в Америке с конца XVII века.

Общественные события — старейшая американская газета Но её первый номер был и последним. Бостонские новостные письма — первая регулярная американская газета Редактор- Джон Кэмпбелл. 1719 год — Бостонская газета, которая была первой конкурирующая газетой. Через два года -Вести Новой Англии. Обе газеты редактировал Джемс Франклин. В середине XVIII века типичная американская газета содержала новости, рекламу, политические статьи, помещала отрывки из книги т.д. Общей чертой американских газет был эклектизм. Печать в колониях развивалась очень быстро. В первой половине XVIII века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату.

Журналы создавались в подражание английским, но, в отличие от Англии, из-за своей безликости и массового плагиата сначала не имели успеха у читателей. В период предшествующий войне за независимость США, американская пресса была развита достаточно слабо. Сильный толчок прессе Америки был дан изобретением Б. Франклином печатного станка усовершенствованной конструкции. Бенджамин Франклин, американский государственный деятель и ученый. Поддерживал концепцию естественных и неотъемлемых прав человека. Был одним из инициаторов конгресса представителей колоний в Олбани. Именно его план объединения колоний — план Союза — был принят на этом конгрессе. К имевшимся двум добавилась газета Новоанглийские куранты — первая газета, свободная от государственного контроля. Бенджамин Франклин опубликовал восемь нравоучительных эссе под пародийной маской вдова Сайленс Дугуд. Серия эссе под названием Бумаги вдовы Дугуд — важный этап формирования национальной традиции в американской эссеистике. Франклин сократил название газеты Универсальный наставник во всех искусствах и науках, или Пенсильванская газета. Убрал перепечатки из энциклопедии, заменив их собственными эссе, отдельными эссе Аддисона и Стиля, Удалось совместить информационность и развлекательность, что соответствовало просветительской программе воспитания нравственной личности. Франклин — создатель первой карикатуры в истории американской журналистики: разрубленная на части змея, символизировавшая множество колониальных правительств, не связанных между собой. Карикатура была перепечатана газетами и стала толчком к ликвидации колониальной зависимости от Англии.

Американская пресса во время Войны за независимость 1776-1783. Памфлеты Т.Пейна. Партийные издания, борьба федералистов и республиканцев. Т.Джефферсон о свободе слова.

Памфлет — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя. Политический памфлет, получивший небывалое развитие в эпоху английской революции, остается одной из ведущих форм журналистского творчества, но и газета во времена войны за независимость в США становится на один уровень с памфлетом. Имя Томаса Пейна приобрело широкую известность после выхода в январе 1776 г. его памфлета Здравый смысл, в котором прозвучало требование независимости американских колоний от метрополии. Книга Пейна, разошедшаяся в первые три месяца в количестве свыше 100000 экземпляров, оказала огромное революционизирующее влияние на умы американцев и сыграла решающую роль в идеологической подготовке революции. В Здравом смысле обосновывалась правомерность освободительной войны против Англии. Утверждая, что все люди от природы равны по происхождению, Пейн доказывал неотлагательную потребность создания нового государства, что через несколько месяцев было закреплено в Декларации независимости.

Во время любой войны или революции интерес к новостям резко возрастает, и спрос на газеты увеличивается. Но суровые военные условия затрудняют издательскую деятельность, особенно, если война ведется на своей территории. Многие были закрыты военными властями. Наиболее влиятельным и последовательным революционным изданием была Бостон Газетт Самуэлем Адамсом. Военные новости в этой, как и в других газетах, были отрывочными и не особенно достоверными, поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в Бостон Газетт отводилось описаниям актов насилия оккупантов. Наибольший тираж 3500 экз. имела в те годы бостонская революционная газета Массачусетс спай. Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены. В какой-то мере это издание предвосхитило массовые газеты 19 века. Филадельфия Ивнинг Пост. Ее издатель, Бенджамин Таун, начинал в 1775 как ярый патриот. После вступления в 1777 в город англичан он переметнулся на их сторону, но когда на следующий год американская армия вернулась, он с прежним пылом, как будто ничего не произошло, принялся выступать за независимость, в 1781 впервые в Америке стала ежедневной газетой. Однако частые смены курса оттолкнули от газеты читателей, она стала выходить нерегулярно, а в 1784 закрылась.

В послевоенный период в США складываются две партии — федералистов и республиканцев. Федералисты 1787-1800 выступали за сильное государство с армией и чиновничеством, высокие налоги и расходы на оплату государственного аппарата, долгов и развитие промышленности. Республиканцы были сторонниками слабого правительства, местного самоуправления, минимальных налогов и государственных расходов. Журналистика принимала активное участие в послевоенной политической борьбе.

Конец 18 в. — эпоха расцвета партийной печати как в США, так и в Англии. Богатый плантатор из Вирджинии Томас Джефферсон — один из отцов-основателей нации, видный политический деятель, публицист и президент США — запечатлен в истории этой страны не только как один из лидеров американской революции, но прежде всего как создатель знаменитой Декларации независимости 1776 г.. Это произведение Т.Джефферсона аккумулировало в себе лучшие идеи английского, американского и французского Просвещения. В нем нашла выражение идея построения справедливого демократического общества, основанного на доверии к человеку, его разуму. Первой республиканской газетой стала Нэшнал Газетт, издававшаяся поэтом Филиппом Френо на деньги госдепартамента, который возглавлял Томас Джеферсон. -благодаря своей близости к госсекретарю она была лучше информирована о международных делах.

В 1800 президентом США был избран республиканец Джефферсон, прекративший аресты и выпустивший из тюрем осужденных. Джефферсон — как ни велик был соблазн — не возобновил массовые гонения на печать. Его убеждения в необходимости свободы слова любой ценой остались незыблемы. Сам он в 1802 заявлял, что готов защищать даже право на ложь, так как народ в конечном итоге сможет отличить ее от правды. В его высказываниях звучит не только идея свободы печати, но и приверженность либеральной программе слабого правительства, опоры на частную инициативу и твердый индивидуализм.

1. 11. Великая французская революция 1789-1794 гг. и персональный журнализм. Рождение политической печати. Революционные газеты и журналисты (О.-Г. де Мирабо, К.Демулен, Ж.-П.Бриссо, Ж.Р.Эбер, Ф.Н.Бабёф). Газета Ж.-П.Марата «Друг народа» (“L’ami du peuple”).

К концу XVIII в. во Франции сложились все предпосылки буржуазной революции. Утверждению нового, капиталистического способа производства препятствовал феодально-абсолютистскии строй, феодальные производственные отношения. Только революция могла разрушить эту преграду. Декларация прав человека и гражданина — Крестьянские восстания и муниципальная революция в городах расширили и закрепили победу, одержанную народом Парижа 14 июля .1789 г. Власть в стране фактически перешла в руки буржуазии. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина- важнейший документ Французской революции, имевший всемирно-историческое значение. Клуб кордельеров — Общество друзей прав человека и гражданина Клуб кордельеров, возникший в апреле 1790 г., служил политическим центром для простых людей, принимавших активное участие в событиях революции. Среди деятелей этого клуба выделялись блестящий оратор Жорж Дантон 1759-1794 и талантливый журналист Камилл Демулен. С трибуны клуба кордельеров раздавалась резкая критика антидемократической политики Учредительного собрания и цензовой конституции 1791 г.

Бриссо де Варвилль Жак Пьер в революцию Бриссо вступил как журналист и литератор, издатель газеты Французский патриот. Выступал против королевской власти, за установление во Франции республики, но после вхождения жирондистов в правительство пытался предотвратить падение монархии. Открытое столкновение жирондистов с якобинцами в Конвенте привело к народному восстанию 31 мая — 2 июня 1993 г., в результате которого Бриссо и другие жирондистские лидеры были арестованы. Выражая стремления бедноты, левые крайние якобинцы руководители Парижской коммуны Ж. Р. Эбер, П. Г. Шометт и др. и близкие к ним деятели парижских секций и Клуба кордельеров требовали дальнейшего проведения уравнительных мер, ограничивающих крупную собственность и свободу буржуазной наживы, строжайшего соблюдения максимума, ужесточения революционного террора, войны до полной победы.

На противоположном политическом фланге снисходительные дантонисты во главе с Ж. Дантоном и К. Демуленом, связанные с поднявшейся во время революции новой буржуазией, добивались ослабления режима революц. диктатуры, а во внешней политике корейшего заключения мира.

Хотели реформировать общество Бабёф, Фурье или Кабе. Ф. Н. Бабёф добивался прежде всего равенства для всех людей. Созданная им тайная организация называлась Во имя равенства, а его концепция общественной реформы известна как доктрина равенства. Новое общество, к которому он стремился, возможно в условиях, когда все будут иметь достаточно средств к существованию, но никто не будет иметь их слишком много. Поэтому имущество должно быть отобрано и обобществлено, а продукты труда делиться поровну между всеми. Все же в реформе Бабёфа меньше внимания уделялось удовольствиям, а больше равенству, намерениям морального характера, а не гедонистического.

Жан Поль Марат 1743-1793. С сентября 1789 г. стал выпускать в Париже газету Друг народа, где, подписываясь одноименным псевдонимом, вел поиски потенциальных врагов революции, призывал к насилию и террору. Дар Отечеству — сборник фиктивных речей, выпущенный Маратом в Париже анонимно в начале 1789 г. Главный смысл речей — удар по абсолютизму Людовика XVI. Позднее Марат написал Добавление к Дару Отечеству, где продолжил критику государственного строя. Марату принадлежит большая заслуга в развитии теории печати.

Политика Наполеона I в области печати. Французская периодическая печать в 20-40-е гг. XIX века. Журналистская деятельность Э. де Жирардена (“La Presse”). Рождение фельетона. Появление дешевой прессы.

Вариант авторитарной журналистики. Первый государственный руководитель с собственной политикой относительно печати. Действовал через министерство полиции и внутренних дел. Система раболепной прессы в завоеванных странах. Иностранные газеты только перепечатывали статьи из парижской «Монитёр». Не все статьи, а на военные темы о внешней политике; все французские газеты вообще должны были следовать за «Монитёр» относительно внутренней политики. Это первая в мире система управляемой прессы. Газеты: Журналь де Пари, Газетт де Франс, Журналь де Л’Ампир, Монитер, Меркюр Галан, Меркюр де Франс.

Принципы Наполеона:

- постоянно опускать врагов

- запаздывать с сообщением плохой новости.

Средства, которыми Наполеон управлял политической прессой:

1. Экономическое давление. Залог, гербовый сбор, цены на бумагу увеличились. Негосударственные газеты лишены дотаций. Часть капитала передается лояльным людям.

2. Проблема юридического обоснования – было трудно юридически оформить новое издание.

3. Задержка новостей, искажение, умалчивание. Внедрение в прессу Франции и др. стран хвалы для статей Наполеона.

Дозирование информации.

26 мая 1819 – газета может быть закрыта только постановлением суда присяжных.

1822 – Закон о том, что за преступление газету можно закрыть на месяц, во второй раз на 3 месяца, потом закрыть вообще.

Карл Х устранил цензуру, но потом ее восстановил.

1830 – революция. Король смещен. Луи-Филипп (1830-32) отменил цензуру. И в его правление выросло число газет и тиражи.

1848 г. февральская революция во Франции, свобода печати. Увеличивается число периодической печати. Июнь 1949 – июньская революция. У власти генерал Кавиньяк. Восстановление цензуры. Президентом избран племянник Бонапарта Луи-Наполеон. Закрыл 6 газет.

Газеты того времени во Франции:

- Фигаро (Наполеон III) очень основательные статьи. Полосные пубикации из номера в номер.

- Там – взгляды МИДа местного.

- Партийные газеты.

Все очень качественные газеты.

Жираден начинал как памфлетист, потом выпускал газету.

1836 – первая массовая газета. Из лучших чужих статей и объявлений. Дешевая газета рекламная: чем больше тираж, тем больше платят за рекламу, и номер дешевле. Прогресс печати, почты, фальцовки.

- Тип энциколопедической газеты. Что-то интересное для каждого. Конформизм – не трогал власть, власть не трогала его. Открытая журналистская политика. Создал трест «за интеллектуальное развитие». Родоначальник массовой журналистики. Несколько газет. Мийо (Пти журналь 1863) Маленький. Дешево –1 су. Сразу большой тираж набрал.

Это была эпоха массовой журналистики.

После падения империи:

1884 «Матен», 1890 Пети разизьен, 1892 Журналь + «Пети журналь» = основа бульварной прессы. Иллюстрации, скандальные материалы. Новый способ верстки – не линейный, а отдельный для каждой полосы.

Наиболее заметным явлением периода Империи следует назвать газету Луи Франсуа Бертена. Бертен в период Революции сотрудничал в таких периодических изданиях как «Journal Français» («Журнал Франции»), «Eclair» («Молния»). Его политическим идеалом была конституционная монархия, в своих статьях Бертен активно поддерживал роялистское движение времен Директории. В 1797 г. газета «Eclair» была запрещена, а сам Бертен был вынужден скрываться, чтобы избежать ареста.

В 1800 г. он, вместе с братом, Пьером Луи Бертеном, также вовлеченным в журналистскую и политическую деятельность, приобрел «Journal des Débates politiques et liltéraires» («Журнал дебатов политических и литературных»). Газета эта была основана в Париже еще в 1789 г. «Journal des Débates» была лишена возможности открыто критиковать действия правительства, но никогда не опускалась до восхваления существующего режима, благодаря чему приобрела необыкновенный авторитет.

Газета Бертена интересна не только своим противостоянием режиму Наполеона, но и введением новых журналистских форм и жанров, которые в дальнейшем вошли в практику всей европейской журналистики. Речь идет о фельетоне. Самого слова «фельетон» еще не было во французском языке XVIII столетия, оно появилось лишь в 1800 г., когда Бертену пришла в голову идея выпускать добавочные листы к своей газете «Journal des Débates» (feuilleton – листок, листочек).

Затем в 1803 г. он изменил формат газеты – удлинил его, и добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетоном. В дальнейшем термин «фельетон» использовался в значении:

а) литературного материала «подвала» газеты;

б) литературного произведения малой формы публицистически-злободневного характера, помещенного либо в «фельетон» газеты, либо в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь).

Именно во втором значении этот термин закрепляется и получает широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России, но сам процесс трансформации фельетона из рубрики в жанр занял достаточно длительный промежуток времени, окончательно определившись в жанровом аспекте только к началу XX столетия.

В «Journal des Débates» становление фельетона связывается с именем Жюльена Луи Жоффруа, театрального критика. Жоффруа вернулся после эмиграции во Францию в 1800 г. и занял место фельетониста-критика «Journal des Débates». Вкусовые пристрастия Жоффруа были довольно односторонни, но в своих суждениях он был решителен и опирался на здравый смысл, что импонировало и привлекало внимание тем, что он включал в театральные обзоры политические намеки.

Технические и экономические масштабы прессы не соответствовали той роли, которую она призвана была играть в политической борьбе. Пресса нуждалась в реформе и она получила ее, вполне в духе своего времени: в первую очередь это была финансовая реформа и автором ее был человек своего времени. Эмиль де Жирарден был порождением мира финансистов и деловых людей, не обремененных тяжестью политических принципов.

В основе его плана лежал расчет. Газета приносит убытки, потому что расходы на каждый ее экземпляр превышают его розничную цену. Надо превратить газету в такое предприятие, которое, увеличивая объем продукции, снижало бы ее себестоимость. Из своего издательского опыта Жирарден уже знал, что число способных и желающих читать газету значительно превышает число способных купить ее. Снизив цену на подписку, можно расширить круг читателей и, следовательно, увеличить тираж. Самой крупной статьей расходов был налог, так называемый гербовый сбор, составлявший более их половины. Поэтому, представляя в 1831 г. свой план главе правительства Казимиру Перье, Жирарден включил в него пункт об отмене налогов на газеты – не прокатило. Другой вариант: часть расходов должна быть покрыта прибылью от платных объявлений. Исходной точкой реформы Жирардена было увеличение тиража за счет снижения цены за подписку на газету.

Так оформлялась идея «дешевой газеты».

В 1836 г. он приступает к реализации своего плана: 1 июля выходит в свет первый номер ежедневной газеты «Пресс», годовая подписка на которую – 40 франков – вдвое ниже, чем у всех других газет. Его главной задачей было представить свою газету в качестве органа, стоящего над другими изданиями. Само ее название должно было способствовать этому, как бы олицетворяя всю прессу, не отдавая предпочтения какому-либо политическому оттенку.

Первые же номера его новой газеты вызвали сразу буквально взрыв негодования, особенно если учесть, что успех «Пресс» грозил подорвать позиции конкурирующих газет.

В действиях Жирардена оказался один просчет. Дешевая газета и в самом деле приобрела широкий круг читателей, но ставка на «нейтрального» читателя оказалась ошибочной, да и сама «нейтральность» газеты чаще всего оборачивалась консерватизмом.

Другая газета, в точности следуя плану Жирардена, но четко придерживаясь оппозиции и антиклерикализма, более отвечала настроениям широкой публики, которая все более чувствовала себя не просто читателем, но и участником происходящих событий. Речь идет о газете «Сьекль», которую первоначальный компаньон Жирардена, но вскоре порвавший с ним Дютак начал издавать самостоятельно.

Некоторые газеты волей-неволей следовали по пути «Пресс» и «Сьекль», хотя и с меньшим успехом. Те, которые отвергали этот путь, теряли до половины своих подписчиков: «Конститюсьюнель» потеряла больше 10 тыс., «Газет де Франс» – 5 тыс., «Журналь де деба» – 3 тыс.

Общий тираж ежедневных газет Парижа все же вырастал. Если в 1836 г. в столице Франции было 20 газет с тиражом 70 тыс. экземпляров, то в 1846 г. – 26 с тиражом почти 200 тыс.

1. 13. Промышленный переворот и пресса в XIX в. Использование телеграфа и телефонной связи. Иллюстрации и фотографии. Периодическая печать и реклама. Первые информационные агентства: «Гавас» (“Havas”), «Рейтер» (“Reuter”), «Ассошиэйтед Пресс» (“Associated Press”).

Время промышленного переворота - замена ручного труда машинным, рост производительности труда, рост городов, новые эмигранты, изобретение телеграфа, строительство ж\д. Доступная, развлекательная пресса – общественная потребность. Процесс коммерциализации. Появление первых пароходов →можно проплыть из Америки до Европы за 15-20 дней – не такие уж и старые новости.

Преимущества появившегося в 1844 г. телеграфа, изобретенного Сэмюэлем Морзе, в первую очередь были оценены прессой и биржей. Телеграф стал менять характер подачи газетного материала. Краткие сообщения первоочередной важности печатались в особых колонках под Следующими заголовками: «Последние новости по телеграфу», «Морзеографика» или «Молния».

Одним из первых возможности телеграфа использовал Беннет, который на страницах «The New York Herald» первым ввел в американской печати биржевые известия, чтобы ориентировать своих читателей в мире бизнеса. Телеграф был использован газетой Беннета и для освещения политических событий, происходящих в стране.

Одним из наиболее значительных событий этого периода стала война США с Мексикой 1846–1848 гг. Знаменитая речь сенатора Джона Кэлхуна о Мексиканской войне была на следующее утро целиком напечатана в «The New York Herald», став первой большой парламентской речью, переданной по телеграфу.

Для освещения событий Мексиканской войны в театр военных действий был послан специальный корреспондент «The New York Herald». Однако пальму первенства в поставке новостей с полей сражений получили репортеры новоорлеанских газет, переживавших расцвет в период военных действий. К 1847 г. количество ежедневных газет в Новом Орлеане возросло до девяти. В конкурентной борьбе выделялась газета «The New Orleans Picayune» («Нью-Орлинз Пикайен»), корреспондент которой Джордж Кендолл прославился военными репортажами. Чтобы оперативнее доставить в номер свежую информацию, «The New Orleans Picayune» успешно применила тактику использования быстроходных катеров, высылавшихся навстречу пароходам из Мексики. Новости обрабатывались на борту катеров и из порта по телеграфу передаваясь в газету.

Расходы на телеграфные сообщения были высоки, но оперативность в получении информации стоила затрат. Джеймс Беннет никогда не скупился на расходы, так как сенсационные новости всегда приносили доход. Хрестоматийным примером стало освещение пребывания принца Уэльского в США в 1860 гг. корреспондентами «The New York Herald».

К периоду 1840-х гг. относится появление первых рекламных агентств (например, филадельфийского рекламного агентства В. Палмера в 1841 г.), завязывавших тесные контакты с прессой. Реклама становится одним из видов экономической деятельности, и финансовые вливания от рекламных объявлений в журнальную и газетную продукцию привели к тому, что реклама и пресса стали взаимозависимы.

Первое в мире информационное агентство Гавас появилось в 1835 г. в Париже, в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд местной периодики. В дальнейшем информационное агентство Луи Гаваса получало новости из зарубежных газет, а также от широкой сети собственных корреспондентов, продавая полученную информацию в парижские газеты, затем провинциальные, а потом и зарубежные издания. Для быстрого получения информации агентство Гаваса с успехом применяло голубиную почту.

В мае 1848 г. десять представителей шести ведущих газет Нью-Йорка собрались, чтобы обсудить возможность уменьшения расходов на получение новостей в связи с появлением телеграфа. Эта идея проговаривалась еще год назад на встрече Дэвида Хейла, издателя газеты «The Journal of Commerce» («Коммерческий журнал»), и Джеймса Беннета. Переговоры -> создание корпоративного объединения газет под названием «Associated Press of New York», а в дальнейшем просто «Associated Press» («Ассошиэйтед Пресс»).

Первоначальная идея этой ассоциации заключалась в совместном несении расходов по содержанию парохода, выходившего из Бостона встречать корабли, прибывавшие из Европы в Галифакс (Новая Шотландия, Канада). Совместно оплачивались расходы по передаче полученных новостей телеграфом из Бостона в Нью-Йорк. Между Бостоном и Нью-Йорком уже существовала телеграфная линия, поэтому расходы на получение информации из Европы действительно сокращались. Совместно оплачивались и услуги телеграфа. Через год в Галифакс была проложена телеграфная линия и, соответственно, было открыто первое бюро «Associated Press».

1851 г. Питер Юлиус Ройтер переехал в Англию, стал Джулиусом Рейтером и основал 4 октября того же года компанию под названием «Подводный телеграф»=агентство Рейтер.

Офис новой компании Рейтер расположился в одном из зданий Лондонской фондовой биржи. Рейтер подписал с ней контракт на доступ информации самой биржи и на поставку данных с европейских бирж. Агентство Рейтера, пользуясь услугами телеграфного кабеля, проложенного через пролив Па-де-Кале, дважды в день снабжала биржевиков и торговцев самой свежей информацией о ценах и котировках. Даже финансовая империя Ротшильдов предпочла подписать контракт с Рейтером.

В 1853 г. Рейтер изменил название своей компании на «The Continental Telegraph» («Континентальный телеграф») и попытался выйти за пределы чисто биржевой информации. Долгое время ему не удавалось выйти на газетный рынок, во многом из-за противодействия влиятельнейшей «The Times». Но когда «The Continental Telegraph» опередила «The Times» в сообщении о падении Севастополя, то состоялся прорыв в мир политических новостей. Английские газеты одна за другой стали заключать договоры с агентством Рейтера. А в 1858 г. сдалась и «The Times», которая с отменой гербового сбора в 1855 г. потеряла свое монопольное положение в английской прессе и была вынуждена публиковать телеграммы не только от собственных корреспондентов, но и от агентства «The Continental Telegraph».

Тенденцией 19 века следует считать акцент на сенсационность в подаче материала. Беннетовский стиль журналистики, согласно которому все, включая рекламу, может и должно быть новостью, находил все большее применение в американской прессе. Беннетовские принципы исповедовал Чарльз А. Дана, ставший редактором нью-йоркской «The Sun» в 1868 г. Ему удалось вдохнуть новую жизнь в это издание. В редакционной статье он обещал своим читателям, что его газета «будет стремиться к лаконичному, ясному и четкому изложению событий и приложит все усилия, чтобы каждый день представлять фотографию того, что делается в мире в самой яркой и живой манере».

1. 14. Периодическая печать Англии в 1-й пол. XIX века. Радикальная политическая журналистика. Рождение penny press. История газеты «Таймс» (“The Times”).

К концу XVIII в. Англия превращается в самую развитую капиталистическую страну.
Но вступление в XIX в. было ознаменовано для страны ростом народного недовольства, ярким выражением которого явились демократическое движение конца XVIII в., волнения на флоте, появление луддитов,восстание в Ирландии, закончившееся «унией» ирландского парламента с английским (1801).

В начале XIX в. значительно возрос интерес к прессе представителей различных слоев населения страны. Число читателей газет зачастую превышало объем продажи печатных изданий. Они читались везде. С одним номером газеты, таким образом, знакомились, как правило, шесть-восемь, а иногда и тридцать человек.

Большой популярностью пользовались лондонские газеты – «Морнинг Кроникл», «Таймс», «Морнинг Пост» и «Морнинг Геральд». В 1811 г. в Лондоне выходило 16 ежедневных газет (восемь утренних и восемь вечерних), часть из них служила целям коммерческой рекламы. Значительно возросла численность воскресных газет – первым воскресным изданием считается «Бритиш Газетт энд Санди Монитор» («Британская газета и воскресный наставник», 1781).

К началу XIX в. заметно расширилась сеть провинциальных газет, которые стали распространяться в различных регионах страны. Многие из провинциальных изданий носили политический характер.

В Англии предпринимались попытки создать массово-радикальную печать, но правящие круги были крайне обеспокоены ее активностью и принимали всяческие меры, чтобы затормозить развитие прессы, предназначенной для «третьего сословия», пока еще объединявшего рабочих и буржуазию. Из-за высокого гербового сбора простой рабочий не мог купить газету. B 1819 г. были приняты «шесть актов», или так называемый билль против прессы нищих, предусматривавший суровое наказание тем изданиям, которые пытались вызвать ненависть к правительству.

Тем не менее, радикальная журналистика продолжала развиваться. Этому способствовала социально-политическая ситуация в Англии: «Снова стали созываться большие собрания и представляться парламенту массовые петиции. Новое движение отличалось от прежнего тем, что теперь в рядах его нельзя уже было увидеть ни аристократов, ни членов парламента, ни ученых, ни известных юристов. Слушателями на собраниях и участниками демонстраций, в которых собирались подписи под петициями, являлись голодающие рабочие, уволенные из армии солдаты, оборванные матросы. Двигателем движения явилась теперь вместо теоретических соображений социальная нужда. Неизменной оставалась лишь мысль, что нужду можно устранить посредством парламентской реформы».

У движения за реформу появились новые вожди, и среди них – Уильям Коббет (1763–1835).

Уилльям Коббет

Эволюция взглядов Коббета началась с одного из номеров «Политикал Реджистер», в котором он заявил, что главная опасность для Англии заключается в деспотизме внутри страны. Началось превращение Коббета в радикального журналиста. Радикализм газеты рос по мере того, как развертывалась война с Францией. Будучи в Америке, он с негодованием обрушивался на тех, кто осмеливался критиковать его родину, но, вернувшись, осознал, что далеко не все в порядке в Британском королевстве. Коббет перестает восхищаться Питтом и становится сторонником реформ. «Политикал Реджистер» превращается в любимое издание тех, кто боролся против политической коррупции в стране.

В 1816 г. Коббет пишет воззвание «К рабочим», стремясь привлечь их к борьбе за реформу. Правительство в очередной раз попыталось навязать ограничения своему политическому оппоненту, отобрав патенты у тех трактирщиков, которые по сложившейся в Англии традиции предоставляли свои помещения для проведения собраний и для чтения газет. Тогда Коббет понизил цену своего издания, чтобы сделать его доступным для трудящихся.

Когда был приостановлен Хабеас Корпус Акт и возникла угроза ареста без суда и следствия, Коббет эмигрировал, приостановив выпуск «Политикал Режистер». Когда закон о личной неприкосновенности снова вошел в силу, Коббет вернулся, начал издавать «Коббет'с Ивнинг Пост» («Вечерняя почта Коббета»), но вскоре прекратил выпуск этой газеты.

В 1830 г. Коббет начинает издавать ежемесячник «Коббет'с ту пенни Трэш, ор Политике ту зе Пур» («Двухпенсовый вздор Коббета, или Политика для бедняка»). В 1831 г. Коббет снова оказывается под судом: ему предъявили обвинение в подстрекательстве крестьян к выступлениям. В своей речи на суде Коббет по сути дела вынес приговор правительству. Что касается приговора Коббету, то суд так и не смог принять единогласного решения: голоса разделились ровно пополам.

Ричард Карлайл

Томас Джонатан Вулер совместно с Ричардом Карлайлем начал выпускать газету «Блэк Дворф» («Черный карлик», 1812), ставшую в дальнейшем известным еженедельником для рабочих. «Блэк Дворф» выходил тиражом 12 тыс. экземпляров в неделю, выступая с критикой государственных деятелей Англии, за что Вулер подвергся обычным для редакторов английских радикальных газет репрессиям.

Наши рекомендации