Уровни функционирования политической жизни.
Функционирование политической жизни осуществляется на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном.
Институциональный уровень - это государственно-правовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складываются политические отношения в рамках государственного механизма, функционирующего по принципу рациональной целесообразности. Профессиональная политическая деятельность основывается на государственных интересах и направлена на обеспечение единой политической воли в целях удержания и укрепления власти, с одной стороны, и достижения политической лояльности к существующей власти и поддержки ее политики большинством граждан, - с другой. На этом уровне политическая деятельность сосредотачивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономическое развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок, общественный прогресс), на выработке политической стратегии и тактики, закреплении их в соответствующих законах.
Главная цель политической деятельности в рамках институциональных структур - достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти.
Политическая стабильность - состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных групп, на разрешении возникающих противоречий и конфликтов в результате консенсуса. Такого рода политическая стабильность характерна для демократических обществ.
К условиям, обеспечивающих политическую стабильность, относят:
- экономический рост, сопровождаемый увеличением численности средних слоев населения (’’среднего класса’’) и соответствующими изменениями в их политической культуре;
- высокий уровень политической культуры, позволяющий согласовывать противоречивые интересы, цели, позиции;
- наличие демократических традиций, толерантности, уважительного отношения к закону и лояльного - к политическим институтам, соблюдение определенных правил участниками политического процесса;
- обеспечение свободного доступа к политическим институтам нетрадиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политике), что позволяет сохранить лояльность масс по отношению к политической системе в целом;
- возможность реализации экономических интересов большинством социальных групп. Отсутствие стабильности порождает стремление ’’обиженных’’ ’’нажать’’ на государственные органы с целью получения материальных преимуществ. Возникает цепная реакция: группы втягиваются в своеобразное соревнование по «выколачиванию» материальных благ, а поскольку власти не могут обеспечить всех в одинаковой мере, открывается широкое поле для конфликтов, конфронтации, социальной напряженности.
Политическая стабильность — предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры.
1. Социально-политическое маневрирование. Оно включает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр методов социально-политического маневрирования достаточно широк — от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание.
2. Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через средства массовой информации с целью формирования общественного мнения нужной направленности.
3. Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция.
4. Применение силы. Эта мера, как показывает практика, наименее эффективна.
Позитивную роль в достижении политической стабильности могут сыграть: формирование коалиционного правительства (правительства национального доверия), переговоры между противостоящими политическими силами и т. п. Не менее важное значение имеет и учет допущенных в свое время ошибок, порождавших дестабилизационные процессы.
На институциональном уровне политическая жизнь, функционируя на основе определенных принципов, поддается программированию и регулированию. Однако для ее оптимального функционирования необходимы механизмы, противостоящие государственному регулированию и выражающие многообразные интересы социально-политических общностей.
В любом демократическом обществе политическая жизнь находит свое проявление и на представительном уровне. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различных социальных субъектов. Группы по интересам пытаются оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Широкое представительство интересов может гарантировать эффективность воздействия общественности на политические процессы. Адекватное представление у правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты.
Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии на основе превращения групповых интересов в политические. Так, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были группами интересов, а в 1900 г. они помогли сформировать лейбористский комитет по выдвижению рабочих в парламент, который в 1906 г. стал лейбористской партией. Сформировавшиеся политические партии стремятся закрепить свои интересы политической властью, обеспечивая свое представительство во властных структурах, и создать условия для свободной деятельности оппозиции.
В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между государственным аппаратом и ограниченным кругом влиятельных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение определенным ограничениям со стороны государства. Складывается своеобразное «партнерство» бизнеса, профсоюза и государства на основе объединения узкогрупповых и общегосударственных интересов.
Особо следует выделить деятельность мафиозных структур. Она направлена на дезорганизацию регулятивных функций политического режима, что подрывает доверие населения к легальным средствам реализации назревших потребностей.
Мафиози надеются на то, что в обстановке «беспредела» жесткая структура групповых связей, основанная на страхе и групповой поруке, более способна к выживанию. В мафиозных структурах используются предельные санкции и поощрения. Сам факт существования криминальных интересов подрывает доверие граждан к политическим ценностям. В этом огромная разрушительная сила мафии. Человек отчуждается от политики, контакт гражданина с государством становится возможным лишь на принудительной основе, что особенно опасно в кризисных ситуациях.
Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникновение специфических групповых интересов в государственную политику.
Если на институциональном уровне формируется общая политическая воля и приоритетным является государственный интерес, на представительном — групповой, то на индивидуальном — частный. Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения. Эти движения приобретают встречный характер по отношению к институциональным властным структурам.
Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявления — свободное формирование и изложение интересов, мнений, воли неорганизованных людей. Возможность протекания спонтанных процессов в жизни общества обеспечивается наличием суверенитета народа и автономности личности. Независимые граждане не приемлют организации и давления сверху, и потому движения, в которые они объединяются, развертываются спонтанно на основе естественной целесообразности.
Одной из форм спонтанного движения является гражданское неповиновение. Это — символическое нарушение некоего правила, ультимативное средство обращения к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое решение и по возможности пересмотрело его. Это возможно в правовом государстве, так как нарушители обосновывают свой протест в свете конституционных принципов. Кроме того, широко распространены массовые протесты, связанные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окружающей среды и т. д.
Существуют два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный.
Конфликтный — преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе исключается совместный поиск истины, сотрудничество невозможно, единственное средство — насилие. Разрушив групповые интересы, власть все-таки не в состоянии уничтожить объективные условия, которые их породили, а потому рано или поздно подавленные интересы все равно воспроизводятся.
Консенсусный способ основан на признании наличия разнообразных интересов и, их носителей естественным состоянием общества. Сторонники этого способа исходят из необходимости согласования интересов. Они ведут совместный поиск и отбор целесообразных форм социально-политической организации. Этот способ направлен на регулирование интересов.
Политическая жизнь как устойчивая целостность имеет свои закономерности развития, выступающие в качестве тенденций. К ним можно отнести:
- постоянное воспроизводство и развитие политических потребностей и интересов; соблюдение преемственности в функционировании и развитии;
- взаимодействие субъектов политической жизни в осознании и реализации политических интересов, в формировании компетентного общественного мнения; расширение сферы общенационального согласия на основе приоритета общечеловеческих ценностей;
- сближение субъектов профессиональной политической деятельности с неорганизованными носителями политических интересов;
- расширение взаимосвязи с экономической и духовной сферами жизни общества.