О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
С.Н.Галлямова,
зам. директора аудиторской компании «Россинтел»
В становлении новой России и нового Башкортостана, в налаживании их отношений еще немало проблем. Многие из них вызваны тем, что у нас практически нет опыта межгосударственных отношений в рамках Федерации. Россия делает первые шаги по налаживанию отношений с суверенными государствами, входящими в ее состав. Однако очевидно, что Башкортостан твердо выбрал цивилизованный и демократический путь совершенствования своих взаимоотношений с Российской Федерацией, основанный на договорных началах.
Приобретя в 1990 году статус суверенного государства, Россия получила уникальный шанс для формирования принципиально новой концепции федеративных отношений. В этом направлении был сделан большой шаг вперед: 31 марта 1992 года практически всеми регионами России был подписан Федеративный договор. Этот документ сыграл исключительную роль в достижении стабильности, в преобразовании унитарной России в федеративное государство.
Вместе с тем практика свидетельствует, что процесс перехода от унитарного к федеративному государству проходит в России сложно и противоречиво.
Одной из серьезных проблем, требующих своего всестороннего изучения и обоснованного решения, является проблема соотношения текущего законодательства Российской Федерации и республик в ее составе, в том числе Республики Башкортостан.
Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, принятые в декабре 1993 года, и Договор от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» по-новому решают эту проблему, принципиально по-иному расставляют акценты в соотношении федеральной и республиканской систем законодательства.
Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 5) провозглашает, что республика в составе Российской Федерации имеет свою Конституцию и законодательство. Изучение показывает, что законодательный массив в Республике Башкортостан формируется достаточно быстро. Сейчас а республике принято 16 кодексов, действует более 350 законов, большое количество указов Президента и постановлений Правительства Республики Башкортостан. В этих условиях следует приветствовать принятие в республике закона о нормативных правовых актах, в котором определяются виды актов, порядок их подготовки, принятия и вступления в силу.
В статье 6 Закона «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» сказано, что «Конституция Республики Башкортостан -Основной Закон государства, закрепляющий основополагающие принципы правового регулирования и являющийся правовой основой текущего законодательства и непосредственным источником права Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить Конституции Республики Башкортостан».
На территории Республики Башкортостан действуют законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Конституция Башкортостана закрепляет принцип обязательности актов Российской Федерации на своей территории: «Обязательными на территории Республики Башкортостан являются законы Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации».
Однако на практике дело обстоит значительно сложнее, Приведем примеры. На территории республики с 1 мая 1995 года действует Трудовой кодекс Республики Башкортостан, являющийся первым систематизированным документом республики в области трудовых отношений. Высший законодательный орган Республики Башкортостан правомочен был принять такой закон, поскольку по Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий трудовое законодательство отнесено к ведению Республики Башкортостан.
Трудовой кодекс Республики Башкортостан с 1 мая 1995 года обеспечивает действие на территории нашей республики ряда прогрессивных
норм в области трудовых правоотношений, которых еще нет в трудовом законодательстве Российской Федерации. Например, в соответствии со статьей 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан размер выходного пособия не может быть ниже размера среднего месячного заработка работника, тогда как в России пока действует аналогичная норма (статья 36 КЗоТ РФ), предусматривающая выплату выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Также в более высоком размере оплачивается ночная и сверхурочная работа по Трудовому кодексу Республики Башкортостан, нежели это предусмотрено в действующем КЗоТ Российской Федерации.
Вместе с тем, к сожалению, в Трудовом Кодексе Республики Башкортостан не предусмотрено такое правовое основание прекращения трудового договора, как увольнение переводом с одного предприятия на другое по согласованию руководителей этих предприятий или переход на выборную должность, хотя на практике такие случаи встречаются. В подобных обстоятельствах, по нашему мнению, следует руководствоваться пунктом 5 статьи 29 КЗоТ Российской Федерации, поскольку в данном случае уровень гарантий трудовых прав в Кодексе законов о труде Российской Федерации выше, чем в Трудовом кодексе Республики Башкортостан.
Другой пример. 24 февраля 1995 года Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан принимает Постановление «О порядке применения на территории Республики Башкортостан части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а 17 октября 1996 года Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан подписывает Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан «О порядке применения на территории Республики Башкортостан части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации».
Оба этиПостановления содержат следующие нормы- части перваяи вторая Гражданскогокодекса Российской Федерации действуютнатерритории РеспубликиБашкортостан в части, не противоречащейКонституции Республики Башкортостан и ДоговоруРоссийской Федерациии Республики Башкортостанот 3 августа 1994 года.
По запросу Прокуратуры Республики Башкортостан о проверке конституционности вышеуказанных постановлений Конституционный суд Республики Башкортостан 27 октября 1997 года принял специальное постановление, в котором вышеуказанные постановления высшего органа власти республики признаются соответствующими Конституции Республики Башкортостан и Договору от 3 августа 1994 года. Указывается, что
этот вопрос должен быть предметом дополнительного договорного согласования сторон и может быть решен согласно части 3 статьи 7 Договора. В статье отмечено, что споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан,
Представляется, что такое решение соответствует требованию Договора от 3 августа 1994 года о проведении согласительных процедур, а также тому положению Договора, что согласование текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан находится в совместном ведении сторон (статья 4 Договора).
Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года подчеркивает равноправие сторон Договора тем, что в самом названии Договора речь идет о взаимном делегировании полномочий. Вместе с тем следовало бы в Законе «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» урегулировать вопрос о том, как же будут решаться противоречия между нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации согласно статье 5 Договора, и соответствующими нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
Дляправильного решения проблемы соотношения федерального и республиканского законодательства надлежит решить и целый ряд других вопросов. Нужно добиться ясного представления о системе республиканского законодательства и его отраслевой структуре. Актуальной является разработка научной Концепции республиканского законодательства и его отраслей. Следовало бы завершить и принять Концепцию правовой реформы в Республике Башкортостан, о подготовке которой было принято решение ещетри года назад-
Требуется усовершенствоватьмеханизм предотвращения и устраненияюридических коллизий, законодательно закрепить процедуры преодоления разногласий испоров между государственными органами Федерации и республики, так иболее активной деятельностисудов и иных правозащитных структур.
Таким образом, система законодательства, действующая на территории Республики Башкортостан, включает в себя законы, принимаемые федеральным законодателем, и законы, принимаемые законодателем республики, причем и те и другие - законы прямого действия и сферы их теоретически не должны пересекаться. Все они принимаются разными за-
конодателямив пределах определенных имобъемов компетенции. Причем закон, принятый законодателем на уровне республики в составе Российской Федерации, обладает такой же юридической силой, как и федеральный закон, принятый в пределах компетенции федерального законодателя. Противостояние законов возникает только тогда, когда один законодатель внедряетсяв объем компетенции другого.Это и есть основные проблемы взаимодействия федеральных законов и законов республики в составеФедерации, образующих единое правовое поле.
Все это свидетельствует о том, что накоплен интересный опыт принятия законов, обладающих равной юридической силой, хотя и принятых законодателями с разными объемами компетенции в одной и той же сфере правового регулирования. Наступило время определения организационного и правового механизма, который бы позволил не только предостеречь от принятия законодателями законов вне пределов своей компетенции по одному и тому же вопросу, но и предусмотрел формы и способы разрешения правовых коллизий, имея в виду уважение и сохранение самостоятельности как федерального законодателя, так и законодателя республики в составе Российской Федерации.