Право и политика. Обусловленность политики правом и его принципами. Воздействие политики на право.
Политика – деятельность гос-ва и иных полит, институтов (прежде всего – полит, партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – гос-во как полит, организация всего общества.Взаимодействие политики и праваможно рассматривать в следующих аспектах:1) влияние политики на право.Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;2) возможность осуществления политики вне правовых форм(т. н. «прямое действие»). Гос-во проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Гос-во может использовать и иные механизмы, как правомерные (напр., разъяснение политики гос-ва в печати, обращ. к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (напр., запугивание полит, оппонентов). Для правового гос-ва является аксиомой, что всякое действие гос-ва, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.3) влияние права на политику (прямое или косвенное).В качестве примерапрямого влиянияможно привести положения Конст. об основах конст. строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конст.: 1) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью; 2) указывает на демократич. социальный и правовой хар-р гос-ва; 3) гарантирует свободу эконом, деятельностити; 4) гарантирует разделение властей; 5) запрещает цензуру и т. п. По этим и многим другим вопросам политика гос-ва жестко связана правом. Косвенное влияниеправа на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в полит, деятельности; 4) возможность несоответствия права политике.Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Напр., в случае принятия политич. решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодат. процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.
29. Власть: понятие, виды и функции. Происхождение власти. Основные подходы к сущности власти.
Власть – влияние, способность властвующего желательным для него способом воздействовать на подчиненных. Власть – авторитет, добровольное согласие подвластного подчиняться приказам властвующего. Власть – принуждение, давление властвующих на подвластных с помощью силы. Власть – могущество, способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других. Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти: 1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой. 2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта. Немецкий ученый Макс Вебер обосновал теорию социального господства, рассмотрев его идеальные типы: 1) Традиционное господство (монархия) 2) Рационально-легальное господство (демократия) 3) Харизматическое господство (Ленин, Сталин, Гитлер и пр.) Политическая власть может рассматриваться как функция политической системы. Власть – способность и умение реализовывать функцию общественного управления. Виды власти: 1) Экономическая: Осуществляет контроль над экономическими ресурсами, регулирует собственность на различного рода материальные ценности. 2) Социальная: Осуществляет контроль над распределением статусов, льгот и привелегий. 3) Принудительная: Осуществляет контроль над людьми с помощью применения и угрозы применения физической силы. 4) Культурно-информационная: Осуществляет контроль над людьми с помощью информации и СМИ, манипулирование сознанием и поведением людей вопреки их интересам. Принципы устойчивости политической власти: 1) Лигетивность: признание власти меньшинства над большинством. 2) Результативность: степень выполнения властью тех функций, которые на нее возложены.
30. Регулирование: сущность, виды, функции и структура. Социальное и техническое, нормативное и ненормативное регулирование.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать. Социальное регулированиепредставляет собой упорядочивание общественных отношений, определяющее правила поведения в обществе.Нормативноерегулирование – упорядочивание общественных отношений, осуществляемое посредством общих правил поведения; это регулирование посредством норм, т.е. общеобязательных, неоднократно действующих, конкретно-неопределённых правил.Соответственно, для нормативного регулирования характерно:- общеобязательность, то есть распространение его действия, обязательности его правил поведения на всех кому данное регулирование адресовано;- неоднократность, применение общих правил поведения не к одной ситуации, а к целому кругу аналогичных общественных отношений;- неопределённость, означающая, что нормативное регулирование не имеет конкретного адресата, оно распространяется на круг субъектов.Ненормативное регулирование – упорядочивание общественных отношений, осуществляемое с помощью конкретно адресованных, индивидуально-определённых предписаний; осуществляется с помощью ценностного, директивного и информационного регуляторов.«Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный….Ценностный регулятор – определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы ценностей….Директивный регулятор – способ воздействия на общественные отношения с помощью индивидуально адресованного приказа, указания….Информационный регулятор – воздействие на общество с помощью СМИ….Ненормативные регуляторы могут, как способствовать действию нормы, так и тормозить, блокировать её».По предмету регулирования принято различать технические и социальные нормы. Технические нормы регулируют отношения между человеком и внешним миром (природой, техникой) – биологические, санитарные, технологические, экологические.Технические нормы указывают, как человек должен общаться с орудиями труда, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Назначение технических норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономным и экологически безвредным способом.
32.Мораль и право. Формула взаимодействия морали и права представляется таковой “Мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах и требовать исполнения безнравственных поступков”. Мораль как и нравственность воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. По большому счету мораль первична, право вторично.
Право и мораль поддерживают друг друга в деле упорядочения одних и тех же общественных отношений, например, одна из заповедей христианской морали гласит: “Чти отца своего и мать свою”. Это моральное требование находит свое выражение и в статье100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, где зафиксировано: “Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью совершеннолетних трудоспособных детей”.
Действительно, требования морали и права во многом совпадают, так, например, мораль осуждает все виды правонарушений, один и тот же поступок в глазах окружающих получает и правовую и моральную оценку. Тенденция же в соотношении права и морали -- их сближение. Более того, исходя из нравственной концепции правопонимания, право есть нормативно закрепленная справедливость. И вместе с тем сближение права и морали не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.
И в тоже время мораль и право опираются на единый экономический и политический фундамент, имеют один и тот же объект регулирования – поведение человека и его отношения с другими людьми в обществе, основываются на свободе воли индивидов, являются показателями социального и культурного развития общества и содержат такие общечеловеческие ценности как жизнь, свобода, равенство.
Основные различия между правом и моралью сводятся к следующему: так право регулирует только те общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию, т.е сфера более узкая, избирательная, в то время как мораль регулирует практически все поступки и действия человека, т.е сфера ее действия более широкая. По степени детализации правовые правила поведения точные, детализированные, они выступают как мера возможного и мера должного поведения, нормы морали абстрактные, не содержат точных предписаний, форма выражения права формально определенная, закреплена в правовых источниках как правило, письменная, в то время как форма выражения морали обычно устная, ее нормы живут в сознании людей. Единственный способ обеспечения права – это государство, через его специальные средства, механизмы и учреждения, мораль обеспечивается через общественное мнение, общественное воздействие. Меры принуждения представлены в виде предусмотренных в виде уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной и других видов юридической ответственности. Мораль обеспечивается общественными мерами, такими например, как осуждение, порицание, предупреждение и другими.