Личное общение, или общение лицом к лицу (технология общения)
От качества и объема получаемой информации непосредственно зависит понимание работником существа своей работы и своих обязанностей, способности принимать решения и достигать производительности в целом. При этом важны как Ваша роль отправителя сообщений, так и роль получателя, в которой Вы должны уметь извлечь из сообщения максимум информации, структурировать ее, оценивать, фиксировать и использовать при принятии решений.
К числу препятствий к общению следует отнести:
- шум (под шумами понимают как физический шум (от работы оборудования, транспорта, громкой беседы), так и "внутренние шумы", под которыми понимают любые физиологические и/или психологические состояния получателясообщений, ослабляющие способность воспринимать информацию.)
- язык (мы общаемся двумя способами: посредством слов и посредством действий. Письменные и устные сообщения закодированы с помощью кода - языка. Эффективное общение возможно лишь при хорошем владении отправителем и получателем одним языком. Языковые искажения информации зачастую связаны с эмоциональной перегруженностью сообщений. Слова с эмоциональной окраской частью неверно интерпретируются. Следует также учитывать многоязычность современных деловых контактов (способность общаться на нескольких языках становится жизненно необходимой). Еще одним важным аспектом учета особенностей аудитории является забота о равноправии полов (получателем информации может оказаться и женщина-менеджер)).
- восприятие и предубеждение (каждый из нас имеет свой собственный внутренний мир, биографию и опыт, свое собственное восприятие людей и событий, свои предубеждения - некую собственную систему координат. Человеку свойственно воспринимать ту информацию, которая согласуется с его индивидуальной системой координат, и отторгать ту, которая с ней не согласуется. следует стремиться к минимизации искажений информации, вносимых нашей индивидуальностью. Мы должны признавать право других людей иметь ценности, мнения, чувства и убеждения, отличные от наших, и учитывать эти различия в процессе общения.)
- стрессы (человеку, перегруженному работой, испытывающему воздействие стресса, просто не хватает времени и сил для эффективного общения. На окружающих это накладывает дополнительные обязанности: они должны особо заботиться, чтобы попавший в стрессовую ситуацию коллега получал информацию необходимого качества и в нужном объеме, чтобы сообщения передавались надлежащим образом и чтобы они были понятны.)
- накопление искажений (эффект "накопления искажений" (в просторечии "испорченный телефон") имеет место при прохождении сообщений через множество инстанций: некоторые моменты в сообщениях неоправданно выделяются; им придается завышенное значение. Может быть добавлена новая информация, чтобы сделать сообщение более интересным. Некоторые детали могут быть изменены в интересах отправителя или получателя. Хронология событий или порядок изложения могут быть изменены. Это часто делается для того, чтобы сообщение было более понятным, но при этом может быть нанесен ущерб точности. Могут заполняться "пробелы", чтобы сделать сообщение более понятным или более правдоподобным.)
- вмешательство в личное пространство (личным пространством называют минимальное, свободное от окружающих пространство вокруг индивидуума, необходимое ему, чтобы чувствовать себя комфортно. Во многих западных странах приняты следующие правила: интимная дистанция - в диапазоне от 0 (касание) до 45 см - оставлена для близких родственников и друзей; социальная дистанция - от 45 до 120 см - на таком расстоянии общаются с хорошими знакомыми, единомышленниками; деловая дистанция - от 120 см до 3 метров - на таком расстоянии люди беседуют с незнакомыми людьми или проводят собеседования и деловые переговоры; публичная дистанция - более 3 метров - на такое расстояние от аудитории предпочитают удаляться ораторы или лекторы. Знание различий в требованиях к личному пространству особенно важно, когда Вы имеете дело с носителями других культур и с лицами противоположного пола.).