Анализ результатов деятельности производственного предприятия

В таблице 3.1 представлены основные показатели деятельности СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

Таблица 3.1 – Основные показатели хозяйственной деятельности СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг., млн. рублей

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение (+, -)
2012 к 2011 2013 к 2012 За 3 года
Выручка от реализации продукции (работ) 11 236 18 334 10 016 7 098 -8 318 -1 220
НДС и прочие налоги из выручки 1 049 1 729 1 074 -655
Выручка от реализации продукции (работ) без НДС и налогов из выручки 10 187 16 605 8 942 6 418 -7 663 -1 245
Себестоимость реализации 9 342 16 114 7 125 6 772 -8 989 -2 217
Расходы на реализацию продукции (работ) 1 044
Прибыль от реализации продукции (работ)   -347     -845   1 120    
Операционные доходы за вычетом расходов -49 -30
Доходы от внереализационных операций за вычетом расходов -54 -319 -785 -265 -466 -731
Налог на прибыль и прочие налоги из прибыли -70 -64
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия -678 -11 -1 089 -422

Примечание - Источник: собственная разработка

Из таблицы видно, что размер прибыли находится в прямой зависимости от выручки и затрат на реализацию. При видимом увеличении прибыли, выручка от реализации за 3 года сократилась на 1 220 млн. руб. Также по данным 3 лет четко прослеживается, что чем больше балансовая прибыль, тем больше налог на прибыль, который в настоящее время составляет 24% прибыли предприятия.

Основными экономическими показателями деятельности предприятия являются прибыль и рентабельность.

Графически изменение прибыли от реализации в 2012-2013 гг. представлено на рисунке 3.1.

Анализ результатов деятельности производственного предприятия - student2.ru

Рисунок 3.1 – Динамика прибыли от реализации СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика»

Примечание - Источник: собственная разработка

Увеличение затрат в значительной степени повлияло на снижение прибыли от реализации. Так, несмотря на увеличение выручки за 2012 год до 18334 млн. рублей, затраты на реализацию за этот же период также увеличились. В результате сократилась прибыль от реализации.

Относительный показатель прибыльности - уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ресурсами.

К показателямрентабельностиотносятся:

- Рентабельность окупаемости издержек Rз–показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции:

Анализ результатов деятельности производственного предприятия - student2.ru , (3.1)

где ПРП – прибыль от реализации,

З – затраты по реализации продукции.

Рентабельность продаж– свидетельствует о конкурентоспособности продукции организации, ее месте в отрасли. Предприятие считается низкорентабельным, если показатель рентабельности продаж находится в пределах от 1 до 5%, среднерентабельным при значении данного коэффициента от 5 до 20%, высокорентабельным от 20 до 30%. Значение коэффициента свыше 30% характеризует предприятие как сверхрентабельное.

Анализ результатов деятельности производственного предприятия - student2.ru , (3.2)

где ВР – выручка от реализации;

Пч – чистая прибыль.

Рентабельность совокупного капиталахарактеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Если показатель снижается, то это свидетельствует о падающем спросе на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.

Анализ результатов деятельности производственного предприятия - student2.ru , (3.3)

где Пч – прибыль к распределению;

Анализ результатов деятельности производственного предприятия - student2.ru - средняя стоимость всего имущества предприятия.

В таблице 3.2 дан расчет показателей рентабельности СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» за 3 года.

Таблица 3.2 – Анализ рентабельности СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

Наименование показателей Ед. изм. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение (+, -)
2012 к 2011 2013 к 2012 за 3 года
Выручка от реали-зации продукции без налогов млн. руб. 10 187 16 605 8 942 6 418 -7 663 -1 245
Затраты на реали-зацию продукции (работ) млн. руб. 9 689 16 952 8 169 7 263 -8 783 -1 520
Прибыль от реали-зации продукции (работ) млн. руб. -347 -845 1 120
Чистая прибыль млн. руб. -678 -11 -1 089 -422
Среднегодовая стоимость капитала (стр. 300 баланса) млн. руб. 3 398 6 716 6 529 3 318 -187 3 131
Рентабельность окупаемости издержек % 5,14 -2,05 9,46 -7,19 11,51 4,32
Рентабельность окупаемости продаж % 4,03 -4,08 -0,12 -8,11 3,96 -4,15
Рентабельность совокупного капи-тала % 12,10 -10,10 -0,17 -22,20 9,93 -12,27

Примечание - Источник: собственная разработка

В ходе анализа показателей рентабельности в 2011-2013 гг. на основании данных таблицы видно, что все показатели рентабельности значительно снизились.

1) Коэффициент рентабельности окупаемости издержек показывает, что в 2011 г. на каждый рубль затрат предприятие имеет 5,14 руб. прибыли, в 2013 г. 9,46 руб. прибыли. Показатель за эти годы достаточен для устойчивости финансового положения предприятия. Однако коэффициент рентабельности в 2012 г. показывает не окупаемость издержек, что говорит о большой доле издержек в доходе предприятия. Предприятию необходимо сократить долю издержек.

2) Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2011 г. с 1 рубля реализованной продукции предприятием получено чистой прибыли 4,03 руб., Однако в 2012 и 2013 годах – 4,08 и 0,12 руб. соответственно. Т.е. аналогично первому показателю наблюдается тенденция снижения показателя. Коэффициент рентабельности продаж показывает очень низкий процент оборотных средств. Предприятию необходимо увеличить объем предоставляемых продаж.

3) Рентабельность всего капитала фирмы свидетельствует о снижении показателя с 12,1% в 2011 г. до 10,10% в 2012 г. и до 0,175 в 2013 г. Он показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение этого показателя свидетельствует о падающем спросе на предоставляемые услуги предприятия и о перенаполнении активов.

К источникам собственных средств относятся:

- уставный фонд;

- резервный фонд;

- добавочный фонд;

- нераспределенная прибыль;

- целевое финансирование и поступления.

К источникам заемных средств относятся:

- задолженность организации банку по кредитам;

- долги сторонним организациям, работникам, учредителям.

В первую очередь необходимо дать общую оценку изменений источников средств организации. В таблице 6 представлен состав и структура источников собственных средств СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

Таблица 3.3 – Состав и структура источников собственных средств СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

№ п/п Статьи 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение (+, -), %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % 2012 к 2011 2013 к 2012
Уставный фонд 8,4 39,8 27,4 31,4 -12,4
Резервный фонд 0,3 1,7 1,1 1,3 -0,5
Добавочный фонд 63,6 301,7 243,0 238,1 -58,7
Нераспределенная прибыль (непо-крытый убыток) 27,7 -440 -243,1 -451 -171,5 -270,8 71,6
  ИТОГО Капитал и резервы 0,0 0,0

Примечание - Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы, на 1 января 2011-2013 гг. произошли изменения в структуре источников собственных средств. За три года нераспределенная прибыль с 238 млн. руб. превратилась в непокрытый убыток в размере 451 млн. руб.

В результате получения предприятием за 2011 г. непокрытого убытка в размере 678 млн. руб. (данные отчета о прибылях и убытках, приложение Б) произошло значительное уменьшение источников собственных средств СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» на 01.01.2012 г.

При этом организации следует учитывать, что именно нераспределенная прибыль рассматривается как источник пополнения оборотных средств организации и снижения краткосрочной кредиторской задолженности.

Далее необходимо провести анализ состава и структуры долгосрочных обязательств. В таблице 3.4 представлен состав и структура долгосрочных обязательств СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

Таблица 3.4 – Состав и структура долгосрочных обязательств СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

№ п/п Статьи 2011 г. 2012 г. .2013 г. Отклонение, (+, -), млн. руб.
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % 2012 к 2011 2013 к 2012
Долгосрочные кредиты и займы 100,0 1 100 96,6 2 253 98,6 1 153 1 522
Прочие долгосрочные обязательства 0,0 3,4 1,4 -7
  ИТОГО Долгосрочные обязательства 1 139 2 285 1 146 1 554

Примечание - Источник: собственная разработка

Доля долгосрочных кредитов и займов в структуре долгосрочных обязательств на начало каждого года составила 100%. В денежном выражении рост данной статьи баланса на 1 146 млн. руб. на 01.01.2012 г. по сравнению с 2011 г. и на 1 554 млн. руб. на 01.01.2013 г. по сравнению с 2012 г. свидетельствует о зависимости организации от долгосрочных кредитов банка и снижении финансовой устойчивости.

Проведен анализ состава и структуры краткосрочных обязательств. В таблице 8 представлен состав и структура краткосрочных обязательств СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

Таблица 3.5 – Состав и структура краткосрочных обязательств СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика» в 2011-2013 гг.

№ п/п Статьи 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение, (+, -), %
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, % 2012 к 2011 2013 к 2012
Краткосрочные кредиты и займы 53,5 1 727 32,0 2 922 73,4 -21,5 41,4
Кредиторская задолженность 46,5 3 669 68,0 1 059 26,6 21,5 -41,4
2.1 перед поставщиками и подрядчиками 44,4 3 583 66,4 23,8 22,0 -42,6
2.2 перед покупателями 0,3 0,4 0,6 0,0 0,3
2.3 по расчетам с персоналом по оплате труда 0,9 0,7 1,4 -0,3 0,7
2.4 по налогам и сборам 0,5 0,3 0,4 -0,2 0,1
2.5 по социальному страхованию 0,4 0,2 0,4 -0,1 0,2
2.6 прочие краткосрочные обязательства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
  ИТОГО краткосрочные обязательства 1 808 5 396 3 981 0,0 0,0

Примечание - Источник: [ собственная разработка]

Проанализировав структуру краткосрочных обязательств, можно сделать вывод, что структура данных обязательства изменилась.

Краткосрочные кредиты и займы на 01.01.2013 г. составили 73,4% в общей сумме краткосрочных обязательств против 53,5% и 32% на 01.01.2011 и 01.01.2012 годов соответственно. Наибольший удельный вес в кредиторской задолженности занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками. На начало 2011 г. данная задолженность составляет 44,4%, 2012 г. – 66,4%, 2013 г. – только 23,8 % в структуре краткосрочных обязательств. Однако это не рассматривается как угроза для организации, т.к., во-первых, скорее всего это текущая задолженность перед поставщиками, а во-вторых, у организации фактически отсутствует задолженность по оплате труда, оплате налогов, сборов и страховым перечислениям. Угрозу же для стабильной работы предприятия представляет значительный удельный вес краткосрочных кредитов банка.


Наши рекомендации