А. Теория "побочного продукта" больших влиятельных групп
Если у индивидов большой группы нет достаточного стимула для организации лобби с целью получить коллективную выгоду, то как тогда можно объяснить существование организованных больших групп? Хотя многие группы общих интересов, такие как потребители, конторские служащие, мигрирующие сельско-хозяйственные рабочие, не организованы[216], другие большие группы, такие как союзы рабочих, фермеров и докторов, обладают, по крайней мере, хоть какой-то степенью организации. Сам факт, что существует множество групп, которые, вопреки необходимости, не организованны, в определенной степени противоречит "теории групп" аналитических плюралистов; но, с другой стороны, тот факт, что некоторые большие группы все-таки были организованы, кажется противоречащим теории "латентных групп", предложенной в данной работе.
Однако организованные большие экономические группы в отличие от неорганизованных имеют такую общую черту, которая подтверждает теорию латентных групп, изложенную в данной работе. И потому необходима дальнейшая разработка нашей теории групп.
Итак, общая черта больших экономических групп с сильными лоббирующими организациями - это то, что они организованы и для выполнения некоей другой задачи. Большие и влиятельные экономические лобби являются побочным продуктом организации, приобретающей силу и поддержку благодаря осуществлению ею других функций в добавление к лоббированию для получения коллективных благ.
Лобби больших экономических групп - это побочный продукт Организаций, обладающих способностью "мобилизовать" латентную
группу с помощью "избирательных мотивов". Такими "избирательными мотивами" могут пользоваться только те организации, которые либо (1) обладают достаточной властью и возможностью для принуждения, либо (2) обладают источником позитивных стимулов, чтобы предложить их индивидам латентной группы.
Чисто политическая организация, то есть организация, осуществляющая только лоббирующую функцию, совершенно очевидно, не может легальным путем принудить индивидов стать ее участниками. Партия или любая другая чисто политическая организация, обладающая возможностью принудительного членства, была бы довольно необычным явлением в демократической политической системе. Однако если организация по каким-либо неполитическим причинам и благодаря некой другой функции, которую она осуществляет, справедливо добилась принудительного членства или благодаря этой другой функции она добилась необходимой власти, чтобы сделать членство принудительным, то она сможет заполучить необходимые ресурсы для поддержания лобби. Таким образом, лобби становится побочным продуктом какой-либо функции, осуществляемой организацией, которая дает ей возможность сделать членство принудительным.
Организация, занимающаяся только лоббированием для обеспечения коллективного блага какой-либо большой группе, не обладает источником поощрений или позитивной избирательной мотивацией, благодаря которой она могла бы привлечь своих потенциальных членов. Только та организация, которая одновременно предлагает частные (или неколлективные) товары или обеспечивает социальные выгода споим участникам, может иметь такие позитивные стимулы[217]. Только такая организация смогла бы предложить "в нагрузку" к неколлективному благу благо общественное, что стимулировало бы 2 Экономическая организация на совершенно конкурентном рынке в момент равновесия, не обладающая особым конкурентным преимуществом, которое принесло бы ей значительную "ренту", не получит прибыли или других свободных источников, которые она могла бы использовать как избирательную мотивацию для лобби. Несмотря на это, существует множество организаций, которые обладают дополнительными источниками, которые они могут использовать для создания избирательной мотивации. Прежде всего, потому что хоть сколько-нибудь монополизированные рынки встречаются гораздо чаще, чем рынки совершенной конкуренции. Во-вторых, часто можно заметить взаимодополняемость экономической и политической деятельности организации. Политический отдел организации может добиться снижения налогов или другой государственной политики благоприятствования для экономического отдела; хорошая репутация, завоеванная политическим отделом, может также помочь и экономическому отделу. По тем же причинам организация может стать источником получения "излишка", который будет использован на создание избирательной мотивации. Организация, выполняющая одновременно политические и экономические (или социальные) функции н обладающая "излишками" для создания избирательной мотивации, в определенных случаях может поддерживать уровень членства и политическое влияние, даже если руководство этой организации использует политическую или экономическую власть для достижения иной цели, чем желают ее члены, так как учасгниками этой opi-анизации будуг, благодаря избирательной мотивации продолжать членство в ней, даже если они не согласны с рационального индивида к несению издержкек по получению коллективного блага[218]. Поэтому существует множество организаций, осуществляющих как лоббирующие, так и экономические функции, или социальные и лоббирующие, или даже все три функции одновременно[219]. Таким образом, в дополнение к лоббизму больших групп, основанных на принуждении, существует лоббизм, ассоциирующийся с предложением неколлективной или частной выгоды любому потенциальному участнику, соглашающемуся взять на себя часть издержек по лоббированию для получения коллективного блага.
Теория побочного продукта влиятельных групп применима только к большой или латентной группе. Она не должна применяться к привилегированным или промежуточным группам, потому что те могут создать лобби без использования избирательных мотивов, как это показано в Главе I. Она применима именно к латентным группам, так как индивид такой группы не имеет достаточных стимулов добровольно жертвовать своим временем и деньгами для помощи какой-либо организации в получении коллективного блага; он один не способен оказать решающего влияния на исход борьбы за добывание коллективного блага, но если это благо будет добыто благодаря усилиям других членов группы, то данный индивид все равно сможет использовать это благо в своих целях. Поэтому он окажет поддержку лоббистской организации, созданной для добывания коллективного блага, только если (1) его принуждают платить взнос в лоббистскую организацию или (2) он должен поддержать эту группу для получения некоторой неколлективной выгоды. Только при условии выполнения одного или двух этих условий будет реализована потенциальная политическая власть латентной группы.
•В этой главе я постараюсь показать, как большие экономические влиятельные группы в США могут быть объяснены с точки зрения теории побочного продукта. В ней я попытаюсь доказать, что основные виды больших экономических лоббистских организаций - профсоюзы, фермерские организации и другие профессиональные организации - получают поддержку, главным образом, благодаря тому, что они осуществляют не только лоббирование, но и другие функции. Я также попытаюсь доказать, что профсоюзы являются доминирующей политической силой благодаря тому, что они имеют дело не только с рабочими, но и с работодателями, которых можно заставить нанимать на работу только членов профсоюза; фермерские организации обретают своих членов в основном через фермерские кооперативы и правительственные агентства; профессиональные ассоциации для привлечения индивидов в свою организацию полагаются частично на принуждение в различных его формах и, частично, на обеспечение неколлективных услуг для своих членов. И, наконец, я попытаюсь доказать, что многие организации, представляющие отрасли с небольшим числом фирм, могут быть объяснены с точки зрения теории "особых интересов", базирующейся на особой возможности малых групп к организованному действию.