Сталинизм и его социальная сущность.
Как мы помним, в течение 20-х гг. И.В. Сталин, встав во главе Секретариата партии, постепенно сосредотачивал в своих руках все нити государственной и партийной власти. Позднее за периодом правления этого человека окончательно закрепляется термин «сталинизм». Современная историческая наука характеризует данное социальное явление с нескольких взаимосвязанных между собой сторон.
Сталинизм – это вариант тоталитаризма. Кроме формально-юридической составляющей, при изучении любого общества необходимо определить способ осуществления государственной властью своих полномочий. Этот способ и определяет политический режим, господствующий в том или ином социуме. Так, Конституция «страны победившего социализма» 1936 г., разумеется, не стоила и ломаного гроша. Тоталитарный политический режим (от латинского «totius» - «всеобщий») – это такой вид режима, при котором государство полностью подчиняет себе и общество, и каждую отдельную личность. Власть здесь не ограничивается, как обычно, лишь политическим подчинением со стороны людей. Она охватывает своими «щупальцами» экономику, культуру и даже семейные отношения и личную жизнь людей. Фактически тоталитарное государство стремится контролировать даже мысли человека и, по крайней мере, частично, достигает этого результата.
Наиболее ярко последний тезис проявляется в политике Сталина по отношению к творческой интеллигенции и к религии. Согласно постановлению ЦК партии «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) место прежних многочисленных объединений людей творческих профессий заняли различные огосударствленные Союзы – писателей, художников, архитекторов и пр. Достижения Советского Союза в деле просвещения населения бесспорны, но известно и другое. Вводя уже в 1930 г. обязательное начальное образование в сёлах и обязательное семилетнее– в городах, публикуя гигантскими тиражами произведения классиков, большевики одновременно произвели подлинный разгром творческой интеллигенции. История, в частности, превратилась в догматизированную, примитивную псевдонауку на уровне пресловутой «пятичленки» и «Краткого курса ВКП (б)», вышедшего в свет в 1938 г. Уже в 1938-1940 гг. фактически была разгромлена генетика, после войны настал черёд «буржуазной науки» кибернетики (на рубеже 40-х и 50-х гг.), некоторых направлений в химии (1951 г.). В августе 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», которое приобрело не менее печальную известность, ибо знаменовало собой новую травлю литераторов, в том числе и такого великого поэта, как А.А. Ахматовой. На августовской 1948 г. сессии ВАСХНИЛ была надолго похоронена отечественная биология, заменённая пресловутым «мичуринским» учением Т.Д. Лысенко, которое принесло колоссальный вред не только науке как таковой, но и сельскому хозяйству.
Ещё более печальную участь большевики готовили религии. К началу 30-х гг. было закрыто более 90% всех церквей, на воле оставалось всего 7 епископов Русской Православной Церкви. В 1938 г. было провозглашено начало «безбожной пятилетки»: к 1943 г. власти собирались полностью уничтожить Церковь. Как писала в своём стихотворении одна из узниц ГУЛага:
Молиться ты, конечно, можешь,
Но… так, чтоб слышал Бог один.
(За это стихотворение она получила 10 лет лагерей). Война, правда, вынудила И.В. Сталина несколько изменить свою политику. 8 сентября 1943 г. он разрешил избрание нового Патриарха всея Руси, репрессии несколько утихли. В 1946-1951 гг. после Львовского поместного собора 1946 г. произошло третье в истории «истребление унии» в Западной Руси и Средней Европе, поскольку униаты запятнали себя сотрудничеством с врагом. Здесь позиции Сталина и РПЦ сошлись, но даже в самые «лучшие» годы репрессии не прекращались, а Церковь оказалась подчинённой государству, причём так, как этого не было даже во времена Петра I.
Иными словами, сталинизм – это один из наиболее выдающихся примеров «чёрной» идеократии, на которые был так богат страшный XX век. Идеология здесь пронизывала всё – политику, экономику, культуру, личную жизнь, порой заменяла собой экономические рычаги в управлении народным хозяйством страны. В этом сталинизм также подобен германскому нацизму или маоизму. Коммунистическое учение, что отмечал ещё современник описываемых событий и узник ГУЛага Д.Л. Андреев в своей «Розе мира», имело некоторые черты квазирелигии: культ вождей, пародию на крестные ходы (маёвки, демонстрации) и даже свои «мощи святых» - Мавзолей Ленина, затем - Ленина – Сталина, а также грандиозное кладбище, в которое большевики фактически постепенно превратили Красную площадь и Кремлёвскую стену.
Сталинизм как вариант тоталитаризма имел предшественником ленинизм. Имевшееся в науке и публицистике противопоставление Ленина и Сталина не имеют под собой серьёзных оснований. Можно лишь сказать, что время правления Ленина, как и 1922-1929 гг., – это годы становления сталинского тоталитаризма. Не стоит и серьёзно противопоставлять сталинизм и троцкизм. Некоторые черты последнего, вроде бы давно преданного сталинским руководством анафеме, неожиданно ожили в сталинском варианте тоталитаризма. Вспомним, к примеру, «трудармии» Л.Д. Бронштейна (Троцкого) и тотальное подчинение личности и общества государства при Сталине. Форма у Сталина и Троцкого действительно порой различалась, суть же была практически идентичной. Кроме того, сталинизм имеет явное сходство с другими типами тоталитаризма, в первую очередь, с маоизмом и гитлеризмом. Везде – в СССР, в Китайской Народной Республике до 1980 г. и в нацистской Германии – государство полностью подмяло под себя общество и каждую конкретную личность. Явное сходство со сталинизмом нельзя не увидеть и в Кампучии во времена правления Пол Пота, в КНДР (с 1945 г.) или в Албании Энвера Ходжи (1945-1985 гг.).
Однако, между данными режимами существовали и определённые отличия. Похожими были маоизм и сталинизм. Оба они основывались на коммунистической идеологии. Уровень репрессий в СССР, видимо, был всё же выше, чем в маоистском Китае. Нацизм же, при всех чертах сходства со сталинизмом, отличался от него своей крайней шовинистической окраской. Только с 20 июля 1944 г., т.е. с момента покушения военных на Гитлера и попытки государственного переворота в Германии, а ещё больше – с рубежа 1944 и 1945 гг., нацисты начинают массовые репрессии против немцев. Сталин же занимался истреблением именно собственного народа. Как и в дореволюционной России, в Советском Союзе не было, строго, говоря, национального или расового угнетения. Все народы, в том числе и русские, были равны в своём бесправии перед тиранической властью. Репрессии по отношению к целым народам, проводившиеся сталинским режимом, начиная с 1941 г., антисемитизм последних лет правления И.В. Сталина – это вовсе не показатели того, что даже в сталинские времена СССР был «империей» в западном понимании этого слова. Страшные испытания, помимо вайнахов, карачаевцев, калмыков, ассирийцев или немцев, под игом тирана перенёс русский народ, а также и другие восточные славяне. В отличие от перечисленных выше режимов, от сталинизма отличаются итальянский фашизм Бенито Муссолини и каудилизм – правление генерала Франсиско Франко в Испании в 1939-1975 гг. Оба диктатора стремились построить у себя в стране тоталитаризм, но им это не удалось. В Италии, к примеру, сохранилась имевшая определенный авторитет монархия и некоторые элементы гражданского общества, репрессии были менее масштабными, чем в Советском Союзе или в гитлеровской Германии. В Испании франкистская фаланга была ещё дальше от тоталитаризма, чем итальянский фашизм. Она, в частности, смогла победить республиканцев только путём компромисса с традиционными правыми консервативными силами и т.д. В дореволюционной России иногда мы тоже видим некоторые черты данного политического режима, но они были очень слабы.
Сталинизм – это крайний вариант террористической тирании. Нельзя пытаться оправдать это явление ссылками на действительно выдающиеся достижения народов СССР во времена правления И.В. Сталина. Цена за эти достижения могла быть значительно ниже, не будь в истории России сталинизма. В юриспруденции и судебной практике отправной точкой для Большого Террора стал постулат, высказанный И.В. Сталиным ещё на июльском 1928 г. Пленуме ЦК партии. Согласно его точке зрения, чем дальше страна идёт по пути построения социализма, тем больше обостряется классовая борьба. Эта идея всячески развивалась юристами той поры, в частности, главным сталинским судебным «златоустом» - А.Я. Вышинским, получившим мрачную известность на открытых судебных процессах 30-х гг. «Царицей доказательств» во времена сталинизма всегда оставалось «чистосердечное признание» подозреваемого, которое почти всегда выбивалось пытками, в том числе и крайне жестокими. Нередко проводят параллели между И.В. Сталиным и другими тиранами, например, В.И. Лениным, Иваном IV, Мао Цзэдуном, Пол Потом, Нероном, Диоклетианом и т.д. Подобный взгляд, разумеется, справедлив, но он не исчерпывает все рассматриваемое явление. Дело в том, что нельзя не видеть различий между террором, даже массовым, в тоталитарном и авторитарном обществе. При авторитаризме он ведётся, за редким исключением, против реальных противников режима, поэтому, как правило, не имеет особо массового характера. Число жертв Ивана IV, как мы помним, не было очень многочисленным. Кровавая диктатура генерала Аугусто Пиночета в Чили – скорее исключение, чем правило.
Не то характерно для тоталитаризма, в частности, для сталинизма. Для данного типа политического режима обычен именно массовый, тотальный террор. Зачем же было необходимо уничтожать, причем очень жестоко, огромное количество людей, которые не были и даже не могли быть врагами сталинского режима? Ведь даже в те времена почти ни для кого не было секретом, что среди попавших под удар НКВД было очень мало тех, кто действительно боролся с властями. Проведение именно массового, тотального террора для искоренения оппозиции имело смысл только до полного утверждения тоталитаризма, в нашем случае, - до 1937-1939 гг. Затем уже никакого практического значения террор не имел. Здесь он приобретает совсем иной смысл, служа для создания и постоянного поддержания атмосферы всеобщего ужаса. Это облегчает осуществление безраздельной власти и предотвращает консолидацию верхушки общества в правящий слой, т.е. консервирует единоличную диктатуру, не допуская её перехода в олигархию. Подобно Ивану IV, И.В. Сталин периодически проводил массовое истребление самих работников карательного аппарата. Тем самым тиран достигал сразу двух целей.
1. Демонстрировалась беспристрастность «великого вождя» и даже его мнимое незнание действительного положения дел. Таким образом, чудовищные преступления карателей в глазах народа списывались на действия местных органов.
2. Уничтожались нежелательные свидетели страшных деяний диктатора. Вся верхушка ОГПУ-НКВД-МГБ, как и верхушка опричнины, своей смертью не умерла. Расстреляны были, в частности, такие зловещие палачи, как Ягода, Ежов, Абакумов и др. Перед смертью Сталин, по всей видимости, планировал ликвидировать и Берию.
Новый виток террора имел место после Великой Отечественной войны. По сфабрикованному «ленинградскому делу» был расстрелян секретарь ВКП (б) А.А. Кузнецов. Казнён был и заместитель председателя Совета министров СССР, «победитель Шпеера» Н.А. Вознесенский – самый яркий экономист и хозяйственник тех лет, заслугой которого была организация работы тыла в годы войны и восстановление народного хозяйства Советского Союза после страшного военного лихолетья. В целом следует отметить, что вал репрессий 1947-1949 гг., видимо, ненамного уступал страшным 1937-1939 гг. «Дело врачей-убийц» тоже было сфабриковано в рассматриваемые годы. В самом конце правления И.В. Сталин, судя по всему, собирался расправиться со всем своим ближайшим окружением – К.Е. Ворошиловым, А.И. Микояном, В.М. Молотовым и Л.П. Берией, но не успел это сделать.
Сталинизм – это тоталитарная единоличная диктатура, характеризовавшаяся крайней концентрацией власти в руках одного человека. После решающих четырёх лет раскулачивания (1929-1933 гг.) общество оказалось окончательно сломленным большевиками. На пути к безраздельному господству перед Сталиным стояла только партийная олигархия. Воспользовавшись убийством С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. или даже убив его сам, он раскрутил маховик Большого Террора, уничтожив за 1934-1939 гг. не менее двух миллионов человек. Самыми страшными были 1937-1939 гг., а по современным данным – первые пять месяцев 1938 г. Вместе с простыми людьми в «лагерную пыль» была обращена почти вся партийно-государственная верхушка и командный состав РККА, в том числе три из пяти советских маршалов. В 1937 г. погиб, в частности, и умный, волевой, но запятнанный крестьянской кровью М.Н. Тухачевский. Перед Великой Отечественной войной армия и флот оказались практически обескровленными.
Необходимо здесь сказать и о сопротивлении сталинизму, связанному, в первую очередь, с именами С.И. Сырцова, В.В. Ломинадзе, М.Н. Рютина, П.А. Галкина, В.Н. Толмачева и А.П. Смирнова. В манифесте «Ко всем членам ВКП (б)» (1932 г.) М.Н. Рютин заявил о необходимости смещения И.В. Сталина с поста Генерального секретаря партии. В январе 1934 г. примерно 20% делегатов XVII съезда ВКП (б) проголосовала против вхождения И.В. Сталина в состав нового ЦК. Мог ли он действительно потерять власть? Видимо, нет, поскольку уже в конце 20-х гг. «старая ленинская гвардия»димо, нет, поскольку уже в конце 20-х гг.а с поста Генерального секретаря партии39 гг. сферы всеобщего ужаса.а, репрессии были была серьёзно потеснена в партаппарате «людьми Кобы». Однако, отдавая должное мужеству коммунистов – борцов против сталинской диктатуры, позволим задать себе ещё один вопрос: как они представляли себе будущее развитие страны? При ближайшем же рассмотрении оказывается, что они вовсе не хотели никакой демократизации жизни общества. Их требования, за редчайшим исключением, не шли дальше отстранения И.В. Сталина от должности и возвращения к власти «старой ленинской гвардии», т.е., фактически, сохранения партийной авторитарной олигархии.
Сталинизм – это особый, тоталитарный вариант политаризма. Все признаки политаризма в СССР сталинского времени налицо. Прибавочный продукт здесь перераспределялся именно через государственный аппарат. В отличие же от китайского, византийского, российского и даже нацистского типов данного строя, государство здесь полностью подчинило себе экономику страны. Такого так и не смог достичь даже А. Гитлер, хотя очень желал подобного. Из коммунистических диктаторов аналогичных Сталину результатов добились, в частности, Мао, Э. Ходжа и Ким Ир Сен. И. Броз (Тито) даже не стал стремиться к подобному контролю над народным хозяйством своей страны.
Иное мы видим в сталинском Советском Союзе. Партийная верхушка с согласия Сталина получила полную власть над всеми ресурсами страны. Тиран был волен не только в жизни, но и в собственности свих «подданных». Например, в декабре 1947 г. была проведена в целом конфискационная денежная реформа: 10 «старых» рублей обменивались на 1 «новый». Несмотря на декларативное поднятие заработной платы и снижение цен, людей заставляли покупать облигации государственных займов. Даже в городе на эти госзаймы человек вынужден был тратить 1-1,5 зарплаты в год, а на селе показатель был гораздо выше. Вместо собственно экономических рычагов в экономике очень широко применялось внеэкономическое принуждение. Постепенно, кроме лет войны и первых послевоенных лет, характеризовавшихся редким в мировой истории социально-психологическим подъёмом, оно стало преобладать по своему значению над революционным и патриотическим энтузиазмом народа.
Сталинизм – это сословно-классовое общество и государство. Высшим классом-сословием была партноменклатура, ниже – класс-сословие рабочих, ещё ниже – колхозное крестьянство, в самом низу общественной лестницы находился класс-сословие заключенных. Выделение «зэков» в качестве отдельного класса-сословия объясняется их большим числом и немалой ролью в экономике страны. Так, одновременно их было не менее трёх миллионов, эта социальная группа производила примерно 20% капитальных работ в стране. Возможности для вертикальной мобильности в описываемой системе были невелики, отличия в статусе между основными социальными стратами – значительны. Пролетариат получал зарплату и чувствовал себя гораздо свободнее колхозного крестьянства, все находились неизмеримо выше класса-сословия заключённых. Существовали и промежуточные страты, в частности, такой «размытый» слой, как творческая интеллигенция, многие представители которых находились в лучших условиях, чем рабочий класс, но в худших, чем партийные работники. Совхозные крестьяне юридически считались рабочими, но их фактическое сословно-классовое положение находилось между пролетариатом и колхозниками. В целом же сословно-классовая структура советского общества во время правления И.В. Сталина характеризуется следующими основными особенностями.
Основной чертой сталинизма являлась крайняя неустойчивость в положении любого конкретного человека, даже относившегося к самым высшим стратам. Статус каждого здесь был крайне зыбким. Человек мог заснуть в одном положении, а проснуться «врагом народа», т.е. представителем самого низшего разряда.
2. В советском обществе в указанный период времени возродились некоторые черты крепостного права. С крепостными вполне возможно сопоставить, в первую очередь, колхозников и даже, в определённой мере, рабочих совхозов и городского пролетариата. На рубеже 1932-1933 гг., понимая, что собственная политика в отношении крестьянства приведёт к массовому бегству в города, правительство вводит в государстве паспорта, - везде, кроме села. Таких документов крестьяне не получили, покидать своё место жительство они могли только с разрешения начальства, по повестке военного комиссариата или по вызову на учёбу (в случае поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение), - подобно тому, как некогда крепостные крестьяне могли покидать имение помещика лишь по его разрешению. В 1939 г. в колхозах был установлен обязательный минимум трудодней. Если человек не вырабатывал его, он отправлялся на принудительные работы. Согласно же серии нормативно-правовых актов 1940-1941 гг., своё предприятие уже не могли покидать и рабочие. За нарушение данного крепостнического законодательства, а также за опоздание на работу были предусмотрены очень суровые наказания – 5-8 и даже 10 лет лагерей. Только в марте 1947 г. была уничтожена уголовная ответственность за самовольный уход рабочего с одного предприятии на другое, но это смягчение режима касалось далеко не всех отраслей промышленности, и вообще не касалось села.
3. В советском обществе в рассматриваемый период времени возродились и некоторые черты государственного рабовладения, аналогичного, к примеру, спартанской илотии. Государственными рабами фактически следует признать класс-сословие заключённых. Промежуточное положение между государственными рабами и крепостными занимали так называемые «спецпоселенцы» - сосланные в особые посёлки раскулаченные крестьяне.
В конце рассмотрения соответствующей тематики нельзя не затронуть и вопрос об исторической оценке последних лет правления И.В. Сталина (1945-1953 гг.), особенно тех проблем, которые связаны с восстановлением народного хозяйства страны. Независимые западные комиссии в один голос утверждали, что для реанимации советской экономики потребуется примерно 40-50 лет. В целом страна справилась с этой задачей, по разным оценкам, примерно за 4-6 лет. Оставляя в стороне частности многочисленных споров о том, насколько можно верить официальным показателям экономических показателей тех лет, следует всё же отметить, что перед нами беспрецедентный в мировой истории скачок. И снова с 1946 г. упор делался на тяжёлую промышленность, хотя даже Сталин признавал, что она гораздо менее рентабельна, чем лёгкая. За годы четвёртой пятилетки (1946 -1950 гг.) было восстановлено или построено 6200 крупных предприятий. Причины данных белее, чем впечатляющих успехов можно свести к следующему.
1. Мобилизационные ресурсы политарной экономики в тоталитарном обществе. По своим возможностям в деле концентрации ресурсов подобный тип экономики явно выигрывает перед рыночной.
2. В рассматриваемые годы в народе наблюдался редкий социально-психологический подъём. Несмотря на все лишения и репрессии со стороны тиранического государства, практически все – от верхов общества до заключённых – стремились отдать все силы для восстановления страны из руин.
3. Бесплатный труд узников ГУЛага и примерно 2 миллионов пленных, в основном немцев.
4. Очередное ограбление деревни.
5. Репарации с Германии, что обеспечило, в частности, около 45% промышленного оборудования для восстановления экономики страны.
Выводы.
Выводы по второму вопросу темы таковы. Следует признать, что сталинизм – это вариант тоталитаризма. Власть здесь не ограничивается, как обычно, лишь политическим подчинением со стороны людей. Она охватывает экономику, культуру и даже семейные отношения и личную жизнь людей. Фактически тоталитарное государство стремится контролировать даже мысли человека и, по крайней мере, частично, достигает этого результата. Сталинизм – это один из наиболее выдающихся примеров «чёрной» идеократии, подобной нацизму, итальянскому фашизму, маоизму и даже, в некоторой степени, идеологизированному государству Тевтонского Ордена. Идеология здесь пронизывала всё – политику, экономику, культуру, личную жизнь, порой заменяла собой экономические рычаги в управлении народным хозяйством страны.
Однако, следует отметить, что, как и в дореволюционной России, в Советском Союзе не было, строго, говоря, национального или расового угнетения. Все народы, в том числе и русские, были равны в своём бесправии перед тиранической властью. Сталинизм можно определить и как крайний вариант террористической тирании. Для данного типа политического режима обычен именно массовый, тотальный террор. Проведение именно массового, тотального террора для искоренения оппозиции имело смысл только до полного утверждения тоталитаризма, в нашем случае, - до 1937-1939 гг. Затем уже никакого практического значения террор не имел. Здесь он приобретает совсем иной смысл, служа для создания и постоянного поддержания атмосферы всеобщего ужаса. Это облегчает осуществление безраздельной власти и предотвращает консолидацию верхушки общества в правящий слой, т.е. консервирует единоличную диктатуру, не допуская её перехода в олигархию. Сталинизм – это тоталитарная единоличная диктатура, характеризовавшаяся крайней концентрацией власти в руках одного человека, а также особый, тоталитарный вариант политаризма. Все признаки политаризма в СССР сталинского времени налицо. Прибавочный продукт здесь перераспределялся именно через государственный аппарат. В отличие же от китайского, византийского, российского и даже нацистского типов данного строя, государство здесь полностью подчинило себе экономику страны.
Сталинизм – это сословно-классовое общество и государство. Высшим классом-сословием была партноменклатура, ниже – класс-сословие рабочих, ещё ниже – колхозное крестьянство, в самом низу общественной лестницы находился класс-сословие заключенных. Самой основной чертой сталинизма являлась крайняя неустойчивость в положении любого конкретного человека, даже относившегося к самым высшим стратам. Статус каждого здесь был крайне зыбким. Человек мог заснуть в одном статусе, а проснуться «врагом народа», т.е. представителем самого низшего класса-сословия. В СССР в указанный период времени возродились некоторые черты крепостного права. В советском обществе в рассматриваемый период времени возродились и некоторые черты государственного рабовладения, аналогичного, к примеру, спартанской илотии. Государственными рабами фактически следует признать класс-сословие заключённых.