Глава 36. Управление в области спорта, туризма и молодежной политики
Содержание управления в области спорта, туризма и молодежной политики
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области спорта в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"*(226).
В соответствии с данным законом спорт - это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
- физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
- образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
- оборонные спортивно-технические организации;
- научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
- Олимпийский комитет России;
- Паралимпийский комитет России;
- Сурдлимпийский комитет России;
- Специальная олимпиада России;
- федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
- профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
- граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
К полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:
- разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
- участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях;
- организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;
- участие в организации межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий;
- участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и Кубков мира, чемпионатов и Кубков Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;
- организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;
- аккредитация общероссийских спортивных федераций;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
- разработка технических регламентов о спортивном инвентаре и оборудовании;
- материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;
- организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке таких граждан;
- осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;
- организация строительства и реконструкции объектов спорта;
- разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;
- подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
- организация научных исследований в области физической культуры и спорта, а также иные установленные законами полномочия.
Субъекты Российской Федерации осуществляют в области физической культуры и спорта такие полномочия, как определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации; организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также ряд других.
Правовой основой туристской деятельности в Российской Федерации являются Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"*(227) другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в данной области.
В соответствии с названным Федеральным законом туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до шести месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации права на тур, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации права на тур, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Туризм подразделяется на туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну, туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации, туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется в следующих формах:
- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
- установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- налогового и таможенного регулирования;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вопросы молодежной политики определены Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" (с изменениями от 12 апреля 1999 г.), Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5090-I, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика проводится в отношении:
- граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
- молодежных объединений.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
- обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
- предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
- приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Целями государственной молодежной политики являются:
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
- создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.
Деятельность Государственной молодежной политики реализуется по следующим направлениям:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
- содействие предпринимательской деятельности молодежи;
- государственная поддержка молодой семьи;
- гарантированное предоставление социальных услуг;
- поддержка талантливой молодежи;
- формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
- содействие международным молодежным обменам. Реализация государственной молодежной политики включает следующие меры:
- принятие законодательных и иных правовых актов в данной сфере;
- разработку и осуществление государственных молодежных программ, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития;
- выделение в федеральном и местном бюджетах ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных мероприятий);
- создание государственных органов по делам молодежи, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.