Социальная защита населения
ТЕМА 7
1. Понятие социальной защиты и социального обеспечения
В Украине понятие "социальная защита"начали широко употреблять лишь на этапе перехода к рынку и как его атрибут, хотя в той или другой форме социальная защита всегда была присущая украинскому обществу. Формированию современных систем социальной защиты в мире оказывало содействие осознание необходимости создания социальных амортизаторов рыночных рисков. Многие люди еще и ныне не воспринимают термин"социальная защита" относительно населения в общем, считая, что он касается лишь наиболее нуждающихся, или, как часто ныне высказываются, незащищенных слоев населения. Все чаще социальная защита предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание безопасной социальной среды человека.
В ст. 46 Конституции Украины провозглашается, что граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на обеспечения их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицу по независимым от них обстоятельств, а также в старосте и других случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным и страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения, создание сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
В широком трактовании социальной защиты к нему включают также мероприятия по здравоохранению, социальную работу и т.п..
Итак, социальная защита предусматривает определенный уровень материальной обеспеченности, т.е. поддержку доходов, защиту благосостояния.
Социальная защита - это комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на защиту благосостояния каждого члена общества в конкретных экономических условиях. Организационно-правовые мероприятия предусматривают создание институтов социальной защиты и законов, которые должны руководить их деятельностью, экономические - формирование механизмов перераспределения доходов, т.е. взыскание налогов и других платежей и трансфертов. Итак, с позиций экономики социальная защита - это правила перераспределения общественного богатства в пользу людей, которые временно или постоянно нуждаются в особой поддержке со стороны общества: от богатых к бедным, от здоровых к больным, от молодых к пожилым.
Результатом этих мероприятий является состояние защищенности (или безопасность) человека. По обыкновению рассматривают социальную безопасность не только отдельного лица, а и общества вообще. Она является составной национальной безопасности, которая определяет состояние защищенности жизненно важных интересов лица, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также от угрозы социальным интересам.
Рассматривая благосостояние как цель социальной защиты, следует отметить, что в человеческом обществе понятия благосостояния относительно. В сфере социальной защиты под благосостоянием понимают отсутствие болезней и возможность удовлетворить основные нужды людей, а эти нужды изменяются во времени и пространстве. Даже двадцать-тридцать лет назад потребности обычного украинца отличались от современных. Различаются также потребности жителей города и села, пенсионеров и детей, людей с разным уровнем образования и социальным статусом. Современные системы социальной защиты имеют тенденцию к удовлетворению специфических нужд отдельных групп населения, которые изменяются во времени и пространстве. Укажем, что материальное благосостояние не является самоцелью, а лишь предпосылкой создания социального благосостояния — таких условий жизни, в которых человек хорошо чувствует, может физически и умственно развиваться. Итак, конечной целью социальной защиты являются предоставление каждому члену общества независимо от социального происхождения, национальной или расовой принадлежности возможности свободно развиваться, реализовывать свои способности. Если обратиться к ст. 24 Конституции Украины, которая провозглашает, что не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политическими, религиозными и другими убеждениями, по полу, этническим и социальным происхождениям, имущественному состоянию, местожительству, языковыми и другими признаками, становится понятно, что социальную защита является одним из институтов, который обеспечивает права и свободы граждан. В частности, социальная защита обеспечивает равенство прав мужчины и женщины через материальную поддержку материнства, включая предоставление оплачиваемых отпусков ни других льгот беременным женщинам и матерям.
С понятием социальной безопасности как составной национальной безопасности согласовывает также другая цель социальной защиты — поддержание стабильности в обществе, т.е. предупреждение социальной напряженности, которая возникает в связи с имущественным, расовым, культурным, социальным неравенством, проявляется в забастовках, актах гражданской неповиновения, стычках между отдельными группами населения.
Социальная защита является понятием значительно более узким, чем социальная политика. Сфера действия социальной защиты ограничивается непосредственно семьей и человеком, их благосостоянием. Тем не менее конечная цель и в защите, и социальной политике практически одна.
Мероприятия социальной защиты имеют двойную направленность. В одних случаях они призваны оказывать пассивную поддержку тем членам общества, которые по определенным причинам оказались в затруднительном положении. Пассивная поддержка предоставляется в виде социальной помощи — помощи общества лицу или семье, которая не имеет достаточных средств существования. Социальная помощь по сути адресная, ведь она предоставляется лишь тем, кто в ней нуждается. Через социальную помощь социальная защита выполняет лечебную, реабилитационную функцию, которая заключается в том, чтобы помочь людям, которые попали в затруднительную жизненную ситуацию, обеднели, выйти из этого состояния и не оказаться на обочине общества.
Вместе с тем еще более важными являются мероприятия, направленные на предотвращение ситуаций, которые угрожают благосостоянию человека, на стимулирование активности лица. Социальная защита выполняет превентивную, предупредительную функцию, защищая лицо и его семью от потери дохода, который связано с безработицей, старением, болезнью или смертью, и улучшение благосостояния семьи через социальные службы и за счет денежной помощи на воспитание детей. Система социальной защиты включает социальное страхование, программы занятости, здравоохранения и т.п.
Итак, социальная защита предусматривает как пассивные, так и активные средства поддержки доходов. Пассивными мероприятиями является социальная помощь, активными - социальное страхование (т.е. обеспечение доходов на случай потери трудоспособности или работы), лечение и профилактика болезней, содействие получению образования и повышению квалификации.
Термин"социальная защита" употребляется лишь несколько лет. Он заменил термин "социальное обеспечение",который сохраняет право на существование, тем не менее характеризует более узкое понятие, чем социальная защита. Социальное обеспечение является составной системы социальной защиты и выполняет функцию накопления и распределения средств социальной защиты, предназначенных для социальной помощи, выплат по социальному страхованию и др. Социальное обеспечение включает пенсии и разные виды помощи (по временной потере трудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3 лет, по уходу за больным ребенком, на погребение, помощь нетрудоспособным лицам, доход которых меньше установленной границы малообеспеченности, и т.п.). Социальное обеспечение предусматривает также предоставление помощи в натуральном виде (обслуживание инвалидов, людей преклонного возраста в специализированных учреждениях — домах-интернатах и дома). В советских времена все социальные выплаты осуществляло исключительно государство. Поэтому под социальным обеспечением понимают преимущественно государственное социальное обеспечение, т.е. которое осуществляют государственные органы. Итак, социальное обеспечение — это мероприятия материальной поддержки лица и семьи со стороны государства.
2. История развития социальной защиты до конца XIX ст.
История социальной защиты берет начало от личной благотворительности, которая была присущая человеческому обществу еще с доисторических времен. Личная добропорядочность всегда была присуща людям как проявление естественного сочувствия и старание поддержать собственный авторитет. Тем не менее проявления благотворительности были адекватным ответом на общественные нужды. С первых шагов цивилизации, когда семья, домохозяйство были основной производственной ячейкой в обществе, логическим было возлагать заботу о нетрудоспособных на других членов семьи. Те, кто остался беспомощным вне семьи, или целая семья, которая оказалась в затруднительном положении, могли рассчитывать на помощь общины. Защита нуждающихся осуществлялась в форме личной и общественной благотворительности тогда, когда речь шла о выживании человека или семьи.
Христианство оказало огромное влияние на формирование общественной морали, отношение к бедным, ведь любовь к ближнему является основой христианской морали. Сюжет о христианских добродетелях отображен в трех Евангелиях Нового Завета. Приведем его. Мужчина подошел к Иисусу и спросил его: "Что должен делать, чтобы заслужить вечную жизнь?" - "Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убей, не укради, несправедливо не свидетельствуй, уважай отца своего и иметь свою?". Тот ответил: "Все это я делаю с молодых лет". Услышав это, Иисус сказал: "Еще одного тебе не хватает. Продай все, что имеешь, и раздай бедным, тогда будешь иметь сокровище на небе. Легче верблюду пройти сквозь ушко иглы, чем богатому войти в Царство Божье".
Общественная благодетельность была распространена еще во времена Киевской Движении. Церковь была благотворительной организацией, при посредничестве которой давалась помощь нуждающимся со стороны главы государства — князя. Первые уроки и первые регламентации были тесно связаны с христианским мировоззрением нужд и проблем отдельного человека. Сиротство, попрошайничество, инвалидность — вот круг проблем, отображенных в первых законодательных нормах. Уставом князя Владимира его подданные обязаны были отдавать десятую часть своего дохода на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц и странствующих нуждающихся. В Завещании Владимира Мономаха (1053-1125), в частности, говорится: "всего же паче убогих не забывайте, поскольку вам по силе своей возможно кормите". Выводя благотворительность из этично-религиозных соображений, князья были предрасположены ставить ее под опеку церкви и поручать это дело представителям церковных кругов. Особой щедростью отличались монахи Киево-Печерского монастыря. Феодосий Печерский построил близ монастыря специальный дом, где содержались убогие и калеки. В Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанности духовенства беспокоиться о бедных, причем на содержание церквей, монастырей, богаделен и странствующих нуждающихся была определена десятина. Эту эпоху относительно внимания общества к делам благотворительности и пожертвований нужно поставить в тысячелетней истории на первое место. Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни; нищих ни о чем не расспрашивали, так как это запрещалось учением святых отцов. Святой Иоанн Златоуст говорил: "Ты не должен дознаваться у бедных, что они за люди, так как принимаешь их от имени Христа".
Понятно, что помощь давалась большей частью в виде жизненно важных продуктов, так как денежное обращение имело очень слабо развитое. Итак, несмотря на отсутствие "расследования" нужды просителя, милостыня достигала своей цели. Голодный не брал строительных материалов, а погорелец, если не был голодный, не просил хлеба. Помощь была разнообразной и отвечала настоящей нужде.
Поучение митрополита Киевского и Галичского Петра Могилы (1597-1647):
«Поведала нам братии святой лавры Печерской Киевской, что к архимандриту Елисея Плетенецького как-то пришел келарь и сказал ему, что много-множество хлебов выдается на всяк день. Той же подивился такому спожителю и пошел к келарні посмотреть, кто это так много хлебов поедает. И увидел много нищих там, и еще больше поразился (не потому, что много их было, а что здоровые и сильные с несильными брали хлеб). И начал сам здоровых голодных прогонять (повелел им не дармового хлеба есть, а работать). Несильным таки слепым, кривым и им подобным повелел даты.
Когда же возвратил в свою келью, тогда, в чудо! Град такой большой выпал, что все ржи монастырские окрест побил и с землей смешал. Никому же другому град тот ржи не потолок. Увидел это старец-архимандрит и повелел всем, кто просит, дать хлеба. И когда против того говорил келарь: нет этого или того в келарні, не имею откуда дать, сказал ему старец: "Давай всем, кто просит: ты не убудешь, обитель же праздника некогда не обеднеет"».
С развитием денежного обращения стало возможным накапливать и обменивать полученную милостыню, тогда попрошайничество превратилось на профессиональное дело. Вместе с тем на территориях России и Украины притеснения народа господствующими классами породили большое количество странствующих нищих, которые бежали от своих хозяев-помещиков, слонялись пространствами Российской империи и жили из попрошайничества и разбоев.
Такое положение начало угрожать социальной безопасности, поэтому в 1712 г. Петр І издал указ, который запрещал попрошайничество. Здоровых трудоспособных нищих били кнутами и возвращали хозяевам или отдавали в работные дома, а старых и больных - в богадельни. Грудных детей, которых матери не могли прокормить и бросали, отдавали на воспитание до 10 лет, а потом - в солдаты. Опеку над богадельнями осуществляли Святой Синод и городские магистраты. Бесспорно, русский царь воспользовался опытом Западной Европы. В частности, в Англии в 1601 г. королева Елизавета издала закон о бедных, согласно которому обязанность облегчать судьбу бедных возлагалась на церковные приходы. В США помощь бедным в ХVII-ХVШ ст. походила основным чертам указанного закона о бедных. Обнищавшие получали небольшую помощь, а из-за это должны были терпеть плохое отношение, за малейшее нарушение правил их наказывали. Лишь в XIX ст. получили распространение работные дома и богадельни. Раньше бедные продавались на аукционах біддерам (покупателям), которые получали за уход определенные суммы денег.
Кое-что из истории социальной защиты в Украине узнаем из работы С. Верхратского "История медицины". По мнению ученого, прежде всего, нужно рассмотреть братство - религиозно-национальную организацию украинского зажиточного мещанства, которое в ХV-ХVШ ст. играло важную роль в жизни украинского народа, в его борьбе против национального угнетения польскими господами, против попыток окатоличивания. Их обязанностью было осуществление религиозно-благотворительных мероприятий; кроме того, они должны были обеспечивать церковь людьми, которые могли править службу, т.е. умели читать и писать, помогать обедневшим и больным членам своего прихода. Образование в братских школах предусматривала лишь обучение читать и писать, но для тех времен это было дело большое и важное.
Относительно этого в Украине в XVI, а особенно в XVII ст. было достигнуты определенные успехи. В описании Павла Алеппского, который с антиохийским патриархом Макарием путешествовал по Украине в Москву в 1654 г., читаем: "Начиная из этого города (Рашків на Днестре. — Авт.) по всей земле казацкой, в каждом городе, в каждом сели для убогих, немощных и сироты построены по краю или внутри населенного места дома, в которых они имеют приют". Эти примитивные братские приюты, где, разумеется, медицинского ухода не было, в XVI ст. называли шпиталями (от лат. Нозріїаііз — гостеприимный).
В 1522 г. при Онуфріївському монастыри братство устроило шпиталь, для которого получало значительную материальную помощь от московского царя Федора Ивановича (1592 г.). В предместьях Львова при украинских церквях было открыто еще четыре небольших шпиталя. Братские шпиталя содержались средствами прихожан. В городах большие ремесленные цеха содержали собственные шпитали, меньшие объединялись и имели общий шпиталь. В некоторых городах шпитали существовали на деньги, получаемые за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу паромом. Кроме шпиталей, которые содержались на общественные средства, в Украине были шпитали, существование которых обеспечивалось благодаря завещаниям зажиточных лиц, которые отписывали для этого села, мельницы и даже кабаки.
О количестве шпиталей в Украине в ХVІІ-ХVШ в. можно узнать из ведомостей ревизских книг Левобережной Украины архива Малоросійської коллегии. Так, в 1732 г. в Черниговском полку насчитывалось 118 шпиталей, Лубенському - 107, Миргородскому - 29, Нежинскому - 138, Полтавскому - 42, Переяславському - 52. Эти шпитали имели попечительскую цель. Киевское братство, которое было основано в 1615 г., имело школу и шпиталь "для людей убогих, старых, поуломных и духовных, яко и свецьких и людей рицерських", как отмечается в его засновній грамоте.
Когда Запорожская Сечь стала местом сосредоточения тысяч людей, когда после походов запорожских казаков было много раненных, часть из которых навсегда оставалась инвалидами, Сечь вынужденная была выстроить собственный шпиталь при Трахтемировском монастыри над Днепром. Благодаря большим средствам, которые предоставляла Сечь, этот монастырь стал одним из известнейших в Украине. Трахтемировский монастырь с казацким шпиталем не раз грабили и разрушали, но Сечь его быстро восстанавливала. Тем не менее в 1678 г. поляки разрушили его дотла и навсегда.
За постановлением войсковой рады Запорожской Сечи было решено создать шпиталь при Межигорскому монастыре близ Киева. В 1680 г. кошевой Иван Сірко передал в подчиненность Межигорскому монастырю Самара-Николаевский Сечевой монастырь, расположенный на острове между реками Самарой и Самарчиком. При этом монастыри также был военный шпиталь, как и при Лебединском близ Чигирина и Левковському близ Овруча. Монастыри охотно принимали на себя заботы о запорожских казаках, поскольку имели от этого материальная прибыль в виде ценного обрамления церквей и больших вкладов.
Во время освободительной войны Сечь распределяла своих раненых и инвалидов в другие шпиталиі при монастырях и церквях, выделяла на лечение и уход определенные средства из общевойскового сокровища. Лечили и ухаживали за больными в шпиталях монахи.
С гибелью Сечи шпиталь запорожцев при Межигорском монастыре предполагалось превратить в инвалидный общественный дом. Тем не менее последний был устроен в Кирилловском монастыре в Киеве, а в Межгорье был открыт военный госпиталь. В 1787 г. в день намеченного посещения Межгорья царицей Екатериной II шпиталь запорожских казаков по неизвестным причинам сгорел. Архив монастыря сгорел еще раньше - в 1764 г. Этим и объясняется, почему фактически ничего не известно об организации и работе этого шпиталя [44, с. 153, 154, 160, 162-163].
Во времена Екатерины II согласно "Приказу общественного призрения" (1775 г.) были созданы народные школы, дома для сирот, больницы, аптеки, богадельни, лепрозории, сумасшедшие, работные дома. В конце XVIII ст. сформировалась государственная структура социальной помощи населению. Во многих губерниях так же было внедрено "приказы общественного призрения" с соответствующими учреждениями поддержки и защиты населения, сформировано светское законодательство в сфере общественной опеки и частной благотворительности. Начала развиваться общественная благотворительность. В Украине в 1812 г. было создано Харьковское общество благотворительности. В 1822-1824 гг. был составлен атлас богоугодных учреждений и внедрена нормы их обеспечения кроватями и т.п.. Инициаторами создания благотворительных фондов были члены императорской семьи.
Институты общественной опеки существовали во всех цивилизованных странах. Тем не менее в ХVІІІ-ХІХ ст. на Западе система социальной защиты формировалась на принципах индивидуализма, свободы индивидуума и ответственности за свои поступки - господствующей философии того времени. Система социальной защиты к тому времени не предотвращала нужду и не выводила из нее, предоставляя лишь минимальную поддержку людям, которые находились в трудной жизненной ситуации. В конце XIX в.. были сделаны первые попытки глубже понять причины социального зла вместо изучения лишь его внешних проявлений. Начало этому положил Ч. Бут, который руководил исследованием жизни людей в Лондоне. Публикация доклада ученого "Жизнь и труд людей в Лондоне" (17 томов, 1892-1903) имела дальновидный эффект. По его выводам, почти треть лондонского населения жила в бедности.
3. Социальная защита как система. Современные проблемы социальной защиты
Если рассматривать социальную защиту с позиций системного подхода как основной системообразующий фактор, можно определить законодательно-нормативную базу. На основе законов и других нормативных актов формируются государственные органы управления социальной защитой, регламентируются их отношения с негосударственными организациями и населением. Законодательство и другие нормативные акты предопределяют формирование фондов, которые аккумулируют средства, предназначенные на социальную защиту, и порядок их использования, а также подготовку кадров социальных работников (как государственных, так и негосударственных учреждений). Институциональную структуру системы социальной защиты в Украине приведено на рисунке.
Современные системы социальной защиты охватывают весь жизненный цикл человека, предусматривая мероприятия защиты его благосостояния от рождения до смерти. Наряду с социальным страхованием и социальной помощью такими мероприятиями является семейная политика: защита прав ребенка, материальная поддержка семей с детьми, ранняя иммунизация, содействие образованию, социальная работа в неблагополучных семьях и социальное обслуживание детей-инвалидов. Активная политика на рынке труда оказывает содействие эффективной занятости трудоспособного населения. Так называемая гендерная политика направленная на устранение дискриминации по признаку пола, обеспечение реального равноправия женщин.
Социальная защита инвалидов предусматривает не только их материальное обеспечение и медицинское обслуживание, а и доступ к рабочим местам, учреждениям культуры, образования наравне со здоровыми людьми. Социальное обслуживание людей преклонного возраста охватывает лиц, которые в нем нуждаются в, по месту проживания и в специализированных учреждениях. Целенаправленная борьба с бедностью средствами социальной помощи и активизацией усилий населения и все более широким охватом социальным страхованием в современных условиях также является одним из основоположных элементов системы социальной защиты. Осуществление мероприятий во всех перечисленных направлениях является социальной работой и нуждается в профессионально подготовленных кадров — социальных работников.
В системе социальной защиты социальная работа является звеном, которое объединяет административно-правовую систему социальной защиты с теми, для кого она предназначена, - населением. Носителем функции объединения является социальный работник, основная задача которого - сделать доступными имеющиеся социальные службы для их клиентов. Основная функция социального работника заключается в помощи людям вести себя адекватно относительно сложного, специализированного, технологически ориентированного общества, частью которого является ближайшее окружение - семья, трудовой коллектив, соседи. Кроме того, он должен также предоставлять эффективные гуманитарные услуги индивидам, семьям, группам, общинам и обществу с целью улучшения качества жизни и функционирование социума.
Для послевоенных десятилетий становления современной системы социальной защиты в развитых странах мира, которые еще называют государствами всеобщего благосостояния, были характерные быстрый экономический рост, высокая занятость населения, либерализация внешней торговли, благоприятные валютные курсы и т.п.. Это было результатом объединения благоприятных условий: послевоенная перестройка экономики, накопление инвестиций в связи с важными технологическими инновациями, неудовлетворенный потребительский спрос, взвешенная политика занятости при поддержке соответствующей монетарной и фискальной политики. При таких условиях логичным было быстрое ежегодное увеличение расходов на социальные программы - 6%. Средства требовались не только для удовлетворения нужд возрастающего населения и расширение круга лиц, охваченных социальными программами, а и для повышения уровня социальных выплат и расходов на социальные службы. Несмотря на быстрое экономическое развитие и высокий уровень занятости, реальные социальные расходы увеличивались быстрее, чем реальный ВВП. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля социальных расходов во ВВП на протяжении 1960-1985 гг. увеличилась почти вдвое (табл. 1).
Таблица 1 Социальные расхода в странах ОЕСР
Страна | Доля | расходов за годами, % ВВП | ||
1960 г. | 1975 г. | 1980 г. | 1985 г. | |
Австралия | 9,5 | 17,6 | 17,3 | 18,4 |
Австрия | 17,4 | 23,4 | 26,0 | 28,8 |
Бельгия | — | 28,7 | 33,9 | 35,8 |
Великобритания | 12,4 | 19,6 | 20,0 | 20,9 |
Греция | — | 10,0 | 12,6 | 19,5 |
Дания | 9,0 | 27,1 | 35,1 | 33,9 |
Ирландия | 11,3 | 22,0 | 23,8 | 25,6 |
Испания | — | — | 15,6 | 15,2 |
Италия | 13,7 | 20,6 | 23,7 | 26,7 |
Канада | 11,2 | 20,1 | 19,5 | 22,6 |
Нидерланды | 12,8 | 29,3 | 31,8 | — |
Новая Зеландия | 12,7 | 19,0 | 22,4 | 19,8 |
Норвегия | 11,0 | 23,2 | 24,2 | 23,5 |
Португалия | — | — | 17,3 | — |
США | 9,9 | 18,7 | 18,0 | 18,2 |
Финляндия | 14,9 | 21,9 | 22,9 | 22,8 |
Франция | 14,4 | 26,3 | 30,9 | 34,2 |
ФРГ | 17,1 | 27,8 | 26,6 | 25,8 |
Швейцария | 8,2 | 19,0 | 19,1 | 20,5 |
Швеция | 15,6 | 27,4 | 33,2 | 32,0 |
Япония | 7,6 | 13,7 | 16,1 | 16,2 |
В среднем | 12,3 | 21,9 | 23,3 | 24,6 |
С середины 70-х годов, когда начался экономический спад, страны мира большей мерой ощущают недостаток ресурсов и часто бюджетный дефицит. Экономический спад усиливает финансовое давление, которые ощущают системы социальной защиты. Кризис финансового обеспечения заставил существенным образом ограничить увеличение расходов на социальные программы. Тем не менее даже при условии преодоления финансовых трудностей у государств всеобщего благосостояния неизбежно возникнут другие проблемы, которые будут углублять и будут нуждаться в изменениях в ключевых направлениях социальной защиты.
Демографические, экономические и социальные проблемы
К указанным проблемам социальной защиты принадлежат:
• демографические (старение населения, увеличение продолжительности жизни);
• экономические (безработицу);
• социальные (бедность в богатейших странах).
Старение населения имеет двойной политический аспект. С одной стороны, увеличение средней продолжительности жизни рассматривается как положительный факт. Однако огорчает то, что увеличивается доля пожилых людей в общей численности населения. Это, в свою очередь, приводит к эрозии экономической основы распределительных пенсионных систем и "конфликта поколений" - между работающим и неработающим населением. Ныне пенсионные расходы в большинстве стран мира составляют весомую долю расходов на социальную защиту. Демографические прогнозы свидетельствуют об углублении процесса старения в будущем. Предполагается, доля людей возрастом 65 лет в странах ОЭСР увеличится с 13,9 % в 2000 г. до 22,2 % в 2040 г., а доля расходов на пенсионное обеспечение в ВВП - соответственно с 11,4 до 20,2 %.
Одна из болезненных проблем стран ОЭСР - высокий уровень безработицы, который имеет высокую экономическую и социальную цену. Кроме увеличения социальных расходов на содержание безработных и их семей безработицы предопределяет социальную напряженность, отрицательно влияет на квалификацию и дальнейшие жизненные перспективы безработных.
Вследствие экономического спада в 80 - в начале 90-х лет двойное давление возрастающей потребности в социальной защите и бюджетного дефицита привел в большинстве стран к режиму сурово ограниченных бюджетов социальных программ. Эта очень важная для многих стран дилемма должна оказывать содействие переосмыслению целей и финансированию государственной политики вообще и социальной политики в частности. Основоположные цели социальной защиты не изменяются - улучшение благосостояния индивидов и общества вообще. Равно как увеличение социальных расходов не всегда является гарантией лучшей жизни для каждого, ограничение расходов не должно означать снижение уровня социальных гарантий. В таких условиях необходимо искать новые пути преодоления кризисных явлений, учитывая новые экономические и социально-демографические условия.
Под давлением демографических изменений основные дебаты о пенсионном обеспечении в следующие десятилетия развернулись вокруг вопрос о необходимости увеличить поступление средств к пенсионным фондам, чтобы удовлетворить дальнейшие финансовые нужды и обязательство. Итак, страны стоят перед важным политическим выбором - от удлинения пенсионного возраста и увеличение занятости пожилых людей, повышение страховых тарифов и других налогов к созданию многоуровневых пенсионных систем. Государственное пенсионное страхование постепенно должны быть дополнено не только профессиональными и другими программами пенсионного обеспечения по месту работы, а и государственными и частными накопительными пенсионными системами.
Относительно безработицы страны ОЭСР выработали общий подход, согласно которому стратегическим направлением является перенесения центра тяжести социальной защиты с выплаты пособий на мероприятия по мобилизации резервов рабочей силы. Эта цель должна быть достигнута путем увеличения равноправия в доступе к рабочим местам и получении профессиональной подготовки, улучшение качества рабочей силы благодаря повышению квалификации и реинтеграции безработных на протяжении продолжительного периода и менее конкурентоспособных слоев к рынку работы.
Основным фактором повышения эффективности социальных расходов считается усиление профилактической направленности всех мероприятий социальной политики - создание возможностей для самозащиты, самостоятельной подготовки к возможным социальным рискам. Эта цель достигается благодаря активному сотрудничеству и приближению мыслей разных ветвей власти, политических партий, общественных организаций на реформирование системы социальной защиты.
Социальная политика в странах Запада все больше демократизируется, уменьшается роль общегосударственных мероприятий и повышается роль местных органов самоуправления, негосударственных организаций и институтов социального партнерства. Все социальные программы имеют реалистический характер и обеспечены финансово, материально, организационно и кадрово. Мероприятия реформирования социальной политики характеризует понимание их принципов рядовыми гражданами, четкое осознание ими своих прав и обязанностей. Любые изменения опираются на соответствующие научные разработки, экспертизы, мониторинг социально-трудовых процессов, прежде всего бедности, на широкое информирование населения и масштабную подготовку кадров.
На современном этапе мирового экономического развития социальная защита, которая раньше трактовалась и практически осуществлялась в пределах отдельных стран, приобретает наднациональный и транснациональный характер. Это произошло по нескольким причинам. Экономическая конкуренция между государствами заставляет их сокращать средства на социальную защиту с целью повышения конкурентоспособности (социальный демпинг), если не создано наднациональных или глобальных регуляторов, что призваны противодействовать этому. Международное миграционное давление заставляет перераспределять доходы между странами, чтобы предотвратить политические последствия массовых миграций. Общность рынков капитала и труда оказывает содействие возникновению наднациональных органов, которые обеспечивают на наднациональном уровне защиту гражданских прав, которые отрицаются или игнорируются на национальном уровне.
Наднациональный характер социальной защиты приобретает по крайней мере две формы: наднациональное перераспределение доходов и наднациональное правовое регулирование.
Одной из форм наднациональной социальной защиты является международное перераспределение доходов. На субглобальном уровне этот принцип эффективный в Европейском Союзе, когда фонды этой и других организаций обеспечивают определенный уровень поддержки бедных регионов за счет богатых. Это еще раз доказывает тождественность подходов исследователей процессов развития и тех, кто делает акцент на необходимости создания глобального уровня управления. В ежегодном докладе ООН "Человеческое развитие" декларируется: "Человеческое общество все больше приобретает глобальное измерение. Рано или поздно оно создаст глобальные организации, которые обеспечат (...) систему прогрессивного налогообложения (от богатых до бедных наций) (...), которую поддерживает ООН". Предпосылкой глобализации перераспределения доходов является не только общечеловеческий прогресс, но и угроза социальным интересам высокоразвитых государств со стороны бедных наций (через нелегальную миграцию, изготовление и контрабанду наркотиков, опасность глобальных экологических катастроф и т.п.).
Другой формой наднациональной и глобальной социальной политики является наднациональное правовое регулирование, которое предусматривает присоединение к конвенциям и выполнению рекомендаций МОТ и других международных организаций и формирование на этой основе национального законодательства, которое регулирует социальную защиту.
Человеческое развитие определяется ООН как процесс расширения возможностей выбора. Вместе с тем этот процесс предусматривает увеличение вложений в человеческий капитал через образование, здравоохранение, создание благоприятной среды (экономического, политического, экологического) и увеличение отдачи человеческого капитала. В глобальном понимании нужна интеграция всех стран мира в единое сообщество и всех людей в единое сообщество в пределах каждого государства на принципах общечеловеческих ценностей.
Хотя человеческое развитие и социальная интеграция общества базируются на экономической основе, они не предопределяются экономическим ростом, а быстрее репрезентируют частично независимый от технического и экономического развития и государственных расходов измерение прогресса. Его можно достичь, не увеличивая расходы, а лишь реструктуризуючи их. Изменение приоритетов в расходах умножает их социальный эффект. Обеспечение доступности таких социальных благ, как непрерывное образование и профессиональная подготовка, лечение болезней и их профилактика, благоприятные условия для создания семьи и воспитание детей, содействие неправительственным организациям и общественным инициативам, обеспечение равных возможностей и ликвидация всех форм дискриминации, поддержание приемлемого уровня дохода - вот наиболее эффективные направления социальной политики.
Человеческое развитие должно быть постоянным. Это означает такое использование ресурсов, которое удовлетворяет нужды существующей генерации и не лишает такой возможности грядущие поколения. Итак, ведущей идеей постоянного развития является минимизация ограничений возможностей или максимизация будущего выбора. Это не означает, что современные поколения должны оставить мир в том состоянии, в котором он есть - это невозможно и нежелательно; это означает лишь, что они должны учитывать как использованные ресурсы, так и новые ресурсы и человеческие возможности, которые оставят после себя, в том числе новые технологии, потенциал технических и социальных инноваций, а также нематериальный социальный капитал организационных форм, нормативов, связей, морали и т.п..
Равные возможности развития последующих поколений является центральным вопросом стабильности. Постоянное развитие не требует жертвенности современных поколений во имя грядущих, поскольку использование имеющихся ресурсов должно компенсироваться продуцированием новых и возобновляемых ресурсов. Кроме того, интенсивное использование имеющихся ресурсов оказывает содействие увеличению новых знаний и других возможностей человека, которые передаются следующим поколениям, чем их исчерпыванию. Каждое поколение должно передать следующему по крайней мере тот самый потенциал здоровья, благосостояния и творческих возможностей, который унаследовал от предыдущего поколения.