Концептуальные построения и правовое закрепление основных прав и свобод
Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных конституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина,одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфере, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.
Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся правовой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции, так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распространение во Франции в период, предшествующий Великой французской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в частности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи школы физиократов относительно собственности и свободы предпринимательства и целый ряд других. Декларация 1789 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая те позитивные нормы, которые регулируют осуществление основных прав и свобод.
Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в условиях столкновения разных подходов и мнений и в очень короткий срок (на ее создание было истрачено всего 9 дней), в этом документе излагается довольно стройная доктринальная концепция.
Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах человека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, например, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивление угнетению.
Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые права человека, люди вступают в политический союз, заключают своего рода общественный договор, в результате которого и возникает государственная власть. Однако верховная власть, суверенитет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществления прав человека и гражданина служит существование публичной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на использование всех средств для противодействия неправомерным акциям властей.
Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принадлежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что прямо не запрещено законом.
С этим принципом связано и само определение свободы. В соответствии со ст. 4 Декларации под свободой понимается право делать все, что не наносит ущерб третьим лицам. Осуществление естественных прав каждым человеком ограничивается наличием аналогичных прав, принадлежащих другим лицам. При этом каждый из членов общества должен пользоваться одинаковыми правами, а их ограничения могут быть установлены только законом.
Итак, Декларация 1789 г., опираясь на доктрину естественных прав и свобод человека, закрепляет необходимость публичной власти как гаранта этих прав, принадлежность власти народу, признание за законом выражения высшей народной воли и обеспечение при помощи равного для всех закона свободы и возможных пределов ее ограничения. На этой основе формулируются процессуальные и другие субъективные права, закрепляемые в Декларации 1789 г. Авторы Декларации не только провозглашают те или иные принципы или свободы, они одновременно указывают на необходимость их реального осуществления и на те гарантии, которые призваны обеспечить защиту человека, общества от произвола власти. В этом отношении особенно показательна ст. 16, которая устанавливает, что любое общество, не обеспечивающее гарантию прав и не осуществляющее разделение властей, практически не обладает Конституцией, т. е. не имеет конституционного законного строя.
В основе Декларации 1789 г. лежала концепция либерализма, в соответствии с которой при осуществлении своих прав, при решении своей собственной судьбы индивид должен был рассчитывать только на свои собственные силы. Задача же государства заключалась в том, чтобы создать благоприятные внешние условия и обеспечить равенство возможностей различных членов общества. Все это нашло свое выражение в известной формуле либерализма, признававшей за государством роль ночного сторожа.
Практика общественного развития весьма быстро показала, что одновременное соблюдение принципа свободы и равенства может оказаться источником серьезного социального конфликта. Свобода в ее абсолютном выражении неизбежно порождает неравенство, прежде всего экономическое, и угрозу нарастания социального конфликта, и, следовательно, потенциальную угрозу самой свободе. В свою очередь имущественное неравенство создает необходимость более активного участия государства в регулировании общественных процессов, в обеспечении большей социальной справедливости и защите наиболее обездоленных слоев и членов общества. На этой основе рождается концепция социального государства, которое не только выступает в роли ночного сторожа, но и обеспечивает предоставление определенных социальных услуг, необходимых для прогресса всего общества в целом. В сфере правовой это приводит к появлению и закреплению на конституционном уровне широкого круга социальных и экономических прав и свобод, прав и свобод в области культуры и творчества. Первые законодательные акты в данной области появляются еще в XIX и первой половине XX в., но, пожалуй, наиболее полное отражение этот новый подход и, соответственно, его правовое выражение находят в Преамбуле к Конституции 1946 г.
Конституционные реформы, осуществленные в Пятой республике, формально не затронули сферу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако за эти годы был принят целый ряд законодательных актов, которые уточнили само понимание отдельных конституционных постановлений и в значительной мере определили механизм их реализации. В силу особенностей французской правовой системы наряду с законом значительную роль сыграли в этой области и регламенты исполнительной власти. Наконец, следует отметить, что по мере активизации Конституционного совета многие из принимавшихся им решений позволили уточнить толкование отдельных прав и свобод и определить рамки правомерной деятельности высших государственных органов, и прежде всего законодательного органа страны, в этой области.
Современная конституционно-правовая доктрина во Франции проводит различия в понятии основные (или основополагающие) принципы и общие принципы права. К числу первых относятся те положения, которые непосредственно фигурируют в конституционных текстах. Эти основополагающие принципы обязательны для законодателя, и Конституционный совет должен следить за тем, чтобы принимаемые законодательные акты соответствовали указанным принципам. Практически все основные права и свободы, перечисленные в конституционных текстах, рассматриваются сегодня как основополагающие принципы, а значит, законодатель обязан следовать этим принципам во всей своей деятельности.
Что касается общих принципов права в том смысле, как о них говорит ст. 34 Конституции, они рассматриваются в первую очередь как принципы, связывающие не законодателя, а исполнительную власть. Соответственно функция контроля за их соблюдением возлагается не на Конституционный совет, а на органы административной юстиции, возглавляемой Государственным советом Франции. На практике, тем не менее, грань между этими двумя понятиями оказывается достаточно условной. Конституционный совет даже путем толкования может признать те или иные принципы, содержащиеся в законе в качестве основополагающих, превращая их тем самым в положения, как бы приравненные по своей силе к конституционным и, следовательно, подконтрольные самому Конституционному совету.
Личные права и свободы
Личные права и свободы традиционно относят во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Основные положения, относящиеся к личным правам и свободам, содержатся в Декларации 1789 г. В свою очередь Преамбула к Конституции 1946 г. подтверждает, "что всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Французский народ торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики". Как видно из приведенного положения, основные права и свободы и основополагающие принципы, их определяющие, содержатся не только в конституционных текстах, но и в законах Республики, которые тем самым с точки зрения материальной превращаются как бы в составную часть французской Конституции.
Посмотрим, каковы же те основные принципы, которые регулируют осуществление личных прав и свобод. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Декларации, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества. Согласно ст. 7, никто не может быть обвинен, арестован или задержан иначе как на основании закона и в формах, которые им предусмотрены. Любой произвол, любое нарушение в этой области влекут за собой ответственность. Никто не может быть наказан иначе как на основании закона, причем закон, устанавливающий или ужесточающий наказание, не имеет обратной силы. Статья 9 Декларации формулирует презумпцию невиновности. Декларация содержит положение, весьма близкое к принципу "хабеас корпус". Основные процессуальные гарантии, предусмотренные в ней, и предопределяют характер соответствующего процессуального, а в определенной мере и материального права Франции.
В Декларации 1789 г. содержится также целый ряд других постановлений, формулирующих конкретные права и свободы. Среди них: свобода мнений, свобода вероисповедания, свобода распространения своих идей, при условии возможной ответственности за злоупотребление этим правом, устанавливаемой на основе закона.
К числу личных свобод, рассматриваемых в качестве одного из фундаментальных принципов французского права, относится право частной собственности. Она провозглашается священной и неприкосновенной. Вместе с тем Декларация наряду с этой общей посылкой указывает и на возможность ограничения данного права. Лишение собственности возможно только на основании закона, в случае если это порождается общественной необходимостью и при условии предварительной и справедливой компенсации.
Все принципы, провозглашающие и регулирующие осуществление прав и свобод, получили свою детализацию в текущем законодательстве, в решениях и постановлениях высших судебных органов и Конституционного совета, а также были в определенной мере дополнены положениями международных договоров и соглашений, касающихся осуществления прав и свобод, участником которых является Франция. В этом смысле среди наиболее важных следует назвать такие международно-правовые акты, как договоры, учреждающие Европейские Сообщества, и Маастрихтский договор 1992 г., который, в частности, относит основные права и свободы, а равно демократические конституционные принципы к общим принципам права. В число важнейших актов, содержащих общеобязательные правила, определяющие пользование правами и свободами, входит также Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в 1950 г. Правда, Франции понадобилось десять лет, прежде чем эта Конвенция была ратифицирована, тем не менее она была введена в действие, и Франция согласилась с обязательной юрисдикцией контрольных органов, создание которых предусмотрено этой Конвенцией. Отмечая эволюцию института личных прав и свобод, необходимо обратить особое внимание на законодательное подтверждение права на жизнь, повлекшее за собой отмену и запрет смертной казни во Франции.