Правовое закрепление и реализация прав и свобод личности в РФ

Помимо материальных прав человека, существуют и процессуальные права, которые обеспечивают реализацию и защиту прав материальных. Рассматривая вопрос о правах личности, одно из центральных мест занимает проблема гарантий, потому что о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят, прежде всего, по их охране и реализации.

В современных условиях проблема гарантий права имеет исключительное значение и поэтому приобрела еще в большей степени политическую направленность и остроту, что можно объяснить важностью реализации идеи естественных прав человека.

Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, которые обеспечивает государство для добросовестного выполнения каждой личностью своих обязанностей перед государством и перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека – напрямую зависит от экономического состояния государства. Решающей гарантией выполнения конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности делят на две группы: общие и специальные, правовые или юридические. Правовой статус личности и его юридические гарантии тесно связаны между собой и рассматривать их отдельно друг от друга не правильно. Правовой статус личности, не наделенный правовыми гарантиями, обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, а так же охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, скорее всего он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и порядок осуществления прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения, при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения.[8]

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии различают конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии - это база гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям –можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями каждого гражданина, сколько всем существующим общественным строем.

Гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.[9]

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, которая включает в себя гарантии: общие, юридические и организационные. Названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии представляют собой единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии – это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.[10]

Духовные гарантии включают в себя систему культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. В первую очередь, речь идет об обязанности государства реализовать личности право на судебную защиту и все иные способы, в рамках закона, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.[11]

Среди юридических гарантий прав личности различают гарантии реализации и гарантии охраны. К первым относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве, юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование, процессуальные формы реализации, меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.[12]

Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор, меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности, процессуальные формы обеспечения контроля и надзора, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Следует отметить что, одним из самых важных принципов построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина является всеобщность зашиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Общие правовые и другие гарантии прав личности тесно связаны с организационными гарантиями. Организационные гарантии – это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества. Целью организационных гарантий является повышение эффективности использования гарантий прав внутри государства и на международном уровне. В состав организационных гарантий входит определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики, государственный общественный контроль, обработка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д.

Статья 45 Конституции Российской Федерации устанавливает: «

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. » [13]

Содержание этой статьи тесно связано с положением статьи 2 Конституции РФ, провозгласившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Реализация этой конституционной нормы, с одной стороны требует государственной гарантии и предоставления каждому возможности самому защищать свои права - с другой, что, и отражено в данной статье.

Так же следует отметить что, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности и находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных прав и свобод.

В статье 80 Конституции РФ сказано : «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».[14] Как глава государства Президент имеет широкий спектр полномочий и имеет большие возможности для выполнения своих обязанности. В его прямом подчинении имеется аппарат, в частности специальные структурные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи.

В Конституции Российской Федерации предусматривается существование высокой государственной должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В вопросе по делам защиты прав и свобод человека и гражданина большое внимание отводится Прокуратуре Российской Федерации, которая действует на основании Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г. Защита прав и свобод человека и гражданина – это одна из главных задач прокуратуры. В ее целях реализация осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными или законодательными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор не только рассматривает и проверяет жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Главной государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является судебная защита.

Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ.[15] Такими судами являются суды общей юрисдикции от районного суда до Верховного Суда Российской Федерации, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации. Эти суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий стоят на страже законных прав и свобод человека и гражданина.

Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права и свободы заявителя. Сюда входят и постановления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации. Речь идет об актах, касающихся конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми являются нормативные акты, указанные в статье 125 Конституции РФ, которые могут быть оспорены лишь в Конституционном Суде.[16] Не могут рассматриваться по данному Закону решения и действия, в отношении которых установлен иной порядок судебного обжалования. Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило, по которому каждый гражданин имеет право на получение, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащейся в этих документах и материалах.

К решениям и действиям, а также бездействию, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) указанных в Законе органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложены обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.

Использование права на обращение за защитой своих прав и свобод в суд и другие органы в ряде случаев требует от них правовой подготовки, знания законов, процессуальных правил. Это обстоятельство также учтено в статье 48 Конституции РФ: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Такую помощь призваны оказывать работающие в юридических консультациях или имеющие лицензии на занятие частной практикой адвокаты. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами гражданам и организациям, разнообразна. Сюда входят консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в судах, других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, участие на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, ответчиков и др. В ряде случаев юридическая помощь оказывается бесплатно.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество "Мемориал", комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека, Фонд защиты гласности, Центр содействия реформе уголовного правосудия и др.[17]

Эти организации оказывают конкретную помощь в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, занимаются просветительской деятельностью, оказывают ощутимое влияние на формирование общественного мнения по проблеме прав человека внутри страны и в других странах, а также на государственную политику в этой сфере.

Право защищать свои права и свободы включает в себя как приведенные выше интеллектуальные способы, так и разрешенные законом физические. К последним относятся право на самооборону.

Заключение

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что правовой статус – это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы – главное реализовать их, претворить в жизнь. А это достаточно сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное противоречие становится все более острым и болезненным, оно выступает одним из сильнейших социальных раздражителей и источником недовольства людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно осуществляются в жизни.

В настоящее время словам, написанным на бумаге, мало кто уделяет внимание, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся. Россия в наше время находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить.

Именно поэтому Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как свод мало чем подкрепленных общих принципов, а не как реальный документ. Это не юридический, а скорее политический акт. В нем права в основном лишь декларированы, но не гарантированы. Так же плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст. 18).[18]

Поэтому важной задачей в ходе демократических преобразований является наполнение перечисленных в Декларации и Конституции прав необходимым жизненным содержанием.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. М., Инфра – М., 2003

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Бархатовой Е. Ю.) - М.: "Проспект", 2010

3. Теория государства и права : учеб. для вузов / Матузов Н. И., Малько А. В. - М. : Юристъ , 2001. - 511 с. (institutiones)

4. Проблемы теории государства и права : учеб. для вузов / Марченко М. Н. - М. : Проспект , 2007. – 755 с.

5. Теория государства и права : учеб. метод. пособие / Борисов А. С. - Орел : Изд-во ОрелГТУ , 2002. - 24 с.

6. Теория государства и права : учеб. пособие для сред. проф. образования / Малько А. В. - М. : Юристъ , 2001. - 300 с.

7. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов / Мелехин А. В. - М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.

8. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / Гатин А.М - СПб: ИД Питер; 2006. - 208 с.

9. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов / Абдулаев М.И. - 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004. — 410 с.

10. Теория государства и права : конспект лекций / Шевчук Д.А. - М.: Эксмо, 2009. — 299 с.

11. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / Хропанюк В. Н. - 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.

12. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов / Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. – М.: Норма, 2005. – 496 с.

13. Теория государства и права: учеб. для вузов / Борисов Г.А. БелГУ, 2007- 292с.

14. Теория государства и права : учеб. пособие / Иванов А.А., Иванов В.П. 2007 - 303с.

15. Теория государства и права : учеб - метод. компл /Чепурнова Н.М., Серегин А.В. - ЕАОИ; 2008 - 465с.

16. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях учеб. пособие / Малько А.В. – 2010 - 144с.

17. Теория государства и права : конспект лекций / Шевчук Д.А. – 2009 - 299с.

18. Консультант Плюс – надежная правовая поддержка / Электронный ресурс – [ http://www.consultant.ru/ ]

19. Гарант. Информационно – правовой портал / Электронный ресурс –

[ http://www.garant.ru/ ]

20. Конституция Российской Федерации / Электронный ресурс –

[ http://www.constitution.ru/ ]

21. Википедия. Свободная энциклопедия / Электронный ресурс –

[ http://ru.wikipedia.org ]

22. Конституционное право России: Учебник / Козлова Е. Н. Кутафин О. Н. – М.. 1995 г.

23. Общая теория прав человека. Издат.: Норма, Москва 1996г.

24. Основы конституционного строя. / Руменцев О.Г. Москва. 2001г.

25. Конституционное право Российской Федерации / Баглай М.В М.: Издат.: Норма - ИНФРА М, 1998.

26. Политология : Политическая теория, политические технологии : учеб. для студентов / М.: Аспект Пресс, 2000 - 559с

27. Теория политики: учебное пособие / Баранов Н.А., Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003.

[1] Конституция Российской Федерации. Глава 1.М.: Инфра - 2003

[2] Конституция Российской Федерации. Глава 1 .М.: Инфра - 2003

[3] Конституция Российской Федерации. Глава 2. М.: Инфра - 2003

[4] Конституционное право России : учеб. для вузов / Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – Издат.: Юристъ 2001г – 3с

[5] Политология: Политическая теория,политические технологии: учеб. для вузов Соловьев А.И. Издат.: АспектПресс – 2000. – 66с.

[6] Теория политики: учебное пособие/Баранов Н.А., Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003-250c

[7] Политология: Политическая теория, политические технологии:. учеб. для вузов/ Соловьев А.И. - Издат.: Аспект Пресс, 2000. - 70 с

[8] Конституционное право Российской Федерации / Баглай М.В - Издат.: Норма, 2007 - 782 с.

[9] Конституционное право России: учеб. / Козлова Е. Н. Кутафин О. Н. - Издат.: Юристъ 2001г.- 121с.

[10] Основы конституционного строя. / Руменцев О.Г. – Издат.: Юристъ. 2001г - 203с.

[11] Конституционное право России: учеб. / Козлова Е. Н. Кутафин О. Н. - Издат.: Юристъ 2001г.- 129с..

[12] Общая теория прав человека : учеб. / Лукашева Е.А. - Издат. НОРМА 1996г – 456с.

[13] Конституция Российской Федерации. Глава 2. М.: Инфра - 2003

[14] Конституция Российской Федерации. Глава 4. М.: Инфра - 2003

[15] Конституция Российской Федерации. Глава 7. М.: Инфра - 2003

[16] Конституция Российской Федерации. Глава 7. М.: Инфра - 2003

[17] Конституционное право России: учеб. / Козлова Е. Н. Кутафин О. Н. - Издат.: Юристъ 2001г.- 467с.

[18] Конституция Российской Федерации. Глава 2. М.: Инфра - 2003

Наши рекомендации