Оценка угрозы и управление риском
ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗАХ
И В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Структура плана урегулирования чрезвычайных ситуаций
Часть I. ВВЕДЕНИЕ (Цели, сфера применения, основные правила обеспечения безопасности и ликвидации ЧС) |
Часть II.ОБЩИЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА (Общепринятые для аэропортов темы по общим проблемам безопасности и чрезвычайным ситуациям) 1. ОПИСАНИЕ АЭРОПОРТА И ПРИМЕНИМОСТЬ ПЛАНА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ 3. КОМАНДНЫЙ ПУНКТ АЭРОПОРТА. ПУНКТЫ СБОРА РЕСУРСОВ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ (охрана) АЭРОПОРТА 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. ПРЕСС-ЦЕНТР. |
Часть III.ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В АЭРОПОРТУ (Возможные чрезвычайные ситуации и действия различных служб и органов по их ликвидации) 8. ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С АКТАМИ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА Захват / угон ВС, угроза взрыва, диверсии (попытки диверсий), блокирование ВС или сооружений аэропорта, несанкционированное на объекты, поджог, беспорядки, саботаж, вымогательство, инциденты и др. кризисные ситуации, связанные с АНВ 9. ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БП Авиационные происшествия, ЧП 10. ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ Пожары и взрывы, аварии, стихийные бедствия (землетрясения, бури, ураганы, смерчи, циклоны, цунами, крупный град и т.д.), инфекционная заболеваемость (эпидемия людей и животных) |
Часть IV.ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПЛАНА 11. УЧЕНИЯ И АНАЛИЗ ДЕЙСТВЕННОСТИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (Отработка и пересмотр плана действий в ЧС. Цель, штабные учения, ограниченные учения, полномасштабные учения, анализ действий после кризиса) |
Часть V. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЛАНУ 1. Структурная схема оповещения служб и органов 2. Номера телефонов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций 3. Карты и схемы аэропорта и прилегающей местности, организационных структур 4. Руководство по действиям персонала аэропорта и авиакомпаний в ЧС 5. Контрольный лист действий на случай ЧС связанной с АНВ 6. Контрольный лист действий на случай кризисной ситуации, связанной с БП 7. Контрольный лист действий на случай ЧС техногенного характера 8. Контрольный лист действий на случай ЧС природного происхождения 9. Опросный лист по плану урегулирования чрезвычайных ситуаций 10. Перечень возможных чрезвычайных ситуаций в аэропорту 11. Перечень оперативной информации по АНВ, представляемой в государственные органы 12. Перечень и состав руководящих документов |
Примечание: Перечень и состав Приложений может постоянно корректироваться и дополняться
различными документами, имеющими отношение к локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Оценка угрозы и управление риском
Оценка угрозы взрыва
| ||||||||
Категория «ЗЕЛЁНЫЙ» (Вероятный обман) | Категория «ОРАНЖЕВЫЙ» (Неконкретная угроза) | Категория «КРАСНЫЙ» (Конкретная угроза) | ||
Угроза, в которой не назван конкретный объект или группа объектов или которая в других отношениях не заслуживает доверия. | Угроза, которая может быть отнесена к одному или нескольким объектам, однако в отношении её достоверности или в отношении эффективности действующих контрмер имеются определенные сомнения. | Конкретная угроза, характер которой позволяет определить её объект, или когда высказавшее угрозу лицо назвало свое имя или берущую на себя ответственность организацию и когда угроза рассматривается как вполне вероятная. | ||
Такая угроза наиболее вероятно не представляет опасность и не требует усиления контрмер. | Такая угроза может представлять опасность и может потребовать усиления контрмер. | Вполне вероятно, что такая угроза представляет опасность для людей, имущества или коммерческой деятельности и поэтому заслуживает принятия контрмер. | ||
Действующие контрмеры достаточны для ликвидации угрозы. Никаких дополнительных мер предосторожности не требуется. | Об угрозе, поступившей в отношении ВС, находящегося в полёте, необходимо незамедлительно уведомить командира ВС, пункт назначения или назначенный запасной аэропорт. | |||
Эксплуатант ВС и аэропорт, должны по согласованию с другими компетентными ведомствами разработать и ввести в действие план на случай непредвиденных обстоятельств, с тем чтобы уменьшить степень риска, связанного с угрозой взрыва. |
Оценка угрозы
Методика оценки угрозы
Матрица уязвимости №1. Типовые критерии и оценочные значения признаков системы для характеристики группы
[НАЗВАНИЕ ГРУППЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОЦЕНКЕ]
ПРИЗНАКИ | КРИТЕРИИ | ОЦЕНОЧ-НЫЕ ЗНАЧЕ-НИЯ | К-ВО БАЛ-ЛОВ |
РУКОВОДСТВО Иерархическая структура группы, наличие законного политического представительства и использование авторитета харизматических личностей | Имеет ли группа вышестоящее руководство? Является ли руководство централизованным? Едино ли руководство в отношении своих целей? | ||
СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ Намерения и устремления группы претворить в жизнь свои теоретические цели, такие, как политическая программа или религиозные убеждения, посредством проведения разведывательных операций, приобретения оружия, расширения источников финансирования и подготовки исполнителей. | Имеются ли у группы мотивы или основания? Придает ли группа свои мотивы гласности? Располагает ли группа достаточными возможностями для активных действий? | ||
ИНФРАСТРУКТУРА Размер и количество «ячеек» или подразделений группы, налаженная сеть связи и эффективное использование транспортных путей и каналов снабжения. | Имеет ли группа определенную структуру? Насколько широкой является данная структура? Является ли она эффективной? | ||
КОНТИНГЕНТ Существование широкой сети поддержки со стороны сочувствующих местных жителей или других людей, которые могут предоставлять членам группы безопасное убежище, снабжать продовольствием и деньгами в силу того, что они разделяют убеждения и цели группы, а возможно из-за страха или по принуждению. | Получает ли группа поддержку со стороны местных или иностранных государственных источников? Имеются ли у группы сторонники из числа местных жителей? Преданы ли члены группы своему делу? | ||
МЕХАНИЗМ БОРЬБЫ Ведение активных действий для достижения своих целей, наличие «боевиков», изготовителей взрывных устройств и др. | Осуществляет ли группа активную вербовку новых членов? Проходят ли члены группы боевую подготовку? Имеются ли у группы успешно проведенные акции? | ||
СУММАРНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
Примечание:Каждый из перечисленных выше признаков может быть разбит на более мелкие функциональные подкатегории в зависимости от детальности анализа.
Порядок использования матрицы №1 следующий:
· В оценочных значениях: каждый ответ ДА соответствует 1 баллу, каждый ответ НЕТ или НЕИЗВЕСТНО соответствует 0.
· Суммарное количество баллов, равное 11-15, соответствует большой вероятности того, что группа совершит незаконный акт.
· Суммарное количество баллов, равное 6-10, соответствует средней вероятности того, что группа совершит незаконный акт.
· Суммарное количество баллов, равное 0-5, соответствует малой вероятности того, что группа совершит незаконный акт.
Матрица уязвимости №2. Категории угроз авиационной безопасности
[АВИАПЕРЕ-ВОЗЧИК] или [АЭРОПОРТ] | НАЛИЧИЕ ГРУППЫ | ДАННЫЕ 0 ПРОШЛЫХ АКЦИЯХ | ВНУТРЕН-НЕЕ ПРОТИВОБОРСТВО | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕ-МЫ | КОЛИЧЕ-СТВО РЕЙСОВ | РЕЙСЫ ПОВЫ-ШЕННОГО РИСКА | СУММАР-НОЕ КОЛИ-ЧЕСТВО БАЛЛОВ |
Определения и оценочные значения категорий угроз авиационной безопасности
для матрицы уязвимости № 2
КАТЕГОРИИ УГРОЗ | ОЦЕНОЧНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ | К-ВО БАЛЛОВ |
НАЛИЧИЕ ГРУППЫ Известно о наличии группы, способной совершать незаконные акты | Наличие Отсутствие | |
ДАННЫЕ О ПРОШЛЫХ АКЦИЯХ Имеются данные о ранее совершенных нападениях. Это могут быть любые виды насильственных действий, однако особое внимание следует обращать на любые акции, направленные против ГА, такие, как воздушное пиратство, взрывы в аэропорту или пункте продажи билетов авиакомпании, а также другие вооруженные нападения, совершенные вблизи аэропорта | Частые Редкие Отсутствуют | |
ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОБОРСТВО Неспокойная внутренняя обстановка, например, продолжающаяся или надвигающаяся гражданская война или другие политические волнения | Серьёзное Незначительное Отсутствует | |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Состояние экономического кризиса, которое может привести к значительному сокращению финансирования и таким образом повлиять на способность поддерживать на требуемом уровне меры по обеспечению авиационной безопасности | Серьёзные Незначительные Отсутствуют | |
КОЛИЧЕСТВО РЕЙСОВ Объем воздушного движения. (Чем больше количество рейсов, особенно пассажирских, тем больше вероятность совершения незаконного акта) | 50 и более 20 – 49 1 – 19 | |
РЕЙСЫ ПОВЫШЕННОГО РИСКА Любая авиакомпания или рейс, которые могут рассматриваться как особенно уязвимые для АНВ. К авиакомпаниям и рейсам повышенного риска относятся, например, те, которые ранее уже подвергались нападениям; однократные пассажирские рейсы или сезонные. Периодически повторяющиеся рейсы , такие, как обслуживающие международные спортивные мероприятия или перевозящие паломников, нападения на которые наиболее широко освещаются в средствах массовой информации; частые трудовые конфликты в авиакомпании | Наличие Отсутствие |
Примечание:Матрицу можно расширить, включив в нее дополнительные факторы.
При приведении к окончательному виду матриц №1,2 необходимо:
a) сначала задать критерии, подлежащие оценке;
б) заполнить столбцы в соответствии с оценочными значениями, указанными в обеих матрицах;
в) сложить суммарные значения соответственно в каждой строке и каждом столбце;
г) полученную сумму оценочных параметров объединить с суммарной величиной для характеристики группы и присвоить приоритеты ответным мерам таким образом, чтобы большему оценочному значению соответствовала более высокая степень угрозы и уязвимости.
Управление риском