Quot;Русская Правда" П. И. Пестеля
Россия есть государство единое и неразделимое.
... Федеративными же называются те государства, в которых области, их составляющие, хота и признают общую над собой верховную власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и политического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрению...
Общие невыгоды федеративного образования государства суть между многими прочими следующие четыре: 1) Верховная власть по существу дела в федеративном государстве не законы дает, но только советы: ибо не может иначе привести свои законы в исполнение, как посредством областных властей …. - 2) Особые законы, особый образ травления и особые от того происходящие понятия и образ мыслей еще более ослабят связь между разными областями. На верховную же власть будут области смотреть, как на вещь нудную и неприятную… 3) Каждая область, составляя в федеративном государстве, так сказать, маленькое отдельное государство, слабо к целому привязана будет и даже во время войны может действовать без усердия к общему составу государства…. 4) Слово государство при таком образовании будет слово пустое, ибо никто нигде не будет видеть государства, но всякий везде только свою частную область…
Что же в особенности касается до России, то, дабы в полной мере удостовериться, до какой степени федеративное образование государства было бы для нее пагубно, стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. Области его не только различными -учреждениями управляются, не только различными гражданскими .законами судятся, но совсем различные языки говорят, совсем различные веры исповедуют … А посему, соединяя все сии обстоятельства в общее соображение, постановляется коренным законом Российского государства, что всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно.
О народе в политическом отношении. [Глава IV]
Из сего явствует, что при разделении земельного пространства государства на части волость должна быть признана политическою единицею. Сему разделению ответствует образование провинции и установление степенней чиноначальства. Вверху над всеми оными находится верховная власть, а внизу под оными - весь народ. Верховная власть управляет целым, пространством государства, а народ весьма естественным образом распределяется по волостям, т. е. по-политическим единицам государственного пространства. Политическое благоустройство состоит в полной соразмерности и совершенном соответствии между образом политического существования частных лиц, народ составляющих, и образом устроения правительства со всеми различными отраслями государственного правления. Сия двойная цель совершенно достигается земским сим распределением. Посему и должен быть народ российский распределен по волостям таким образом, чтобы каждый россиянин "был приписан к которой-либо волости и считался бы членом той волости. Все чле«ы одной и той же волости составляют вместе, так сказать, одно политическое семейство под названием волостного общества.
Разделение земельного пространства государства на части бывает двоякой) рода: политическое и гражданское. Сии два мнения совершенно друг другу противоречат, между тем. как из них каждое много истинного и справедливого содержит. Сие происходит оттого, что оба сии мнения заключения свои до крайности доводят. А дабы ясно усмотреть можно было, в каком отношении каждое из сих мнений справедливо и в каком каждое ложно, надлежит следующими правилами руководствоваться: 1) человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым, ни косвенным образом исключен. 2) С учреждением гражданских обществ сделались сношения между людьми многообразнее и возникло понятие о собственности. Охранение сего права собственности есть главная цель гражданского быта освященная обязанность правительства. 3) Законы политические должны утверждать и обеспечивать законы духовные и естественные, а не нарушать оных. Сии последние законы должны всегда иметь перевес перед первыми, ибо они поставлены от бога и природы и суть неизменны; между тем как политические поставлены от людей и часто переменяются. 4) Наперед надобно помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия. На первое каждый человек имеет неоспоримое право, потому что он - человек, на второе имеет право только тот, который сам оное приобрести успеет. 5) Установив возможность для каждого человека пользоваться необходимым для его жития, не подвергая его для приобретения оного зависимости от других, надлежит только дать обеспечение и совершенную, свободу приобретению и сохранению изобилия. - Соображая сии коренные правила с вышеизъясненными двумя мнениями, можно легко приступить к изысканию средств для соглашения обоюдных их выгод и преимуществ и устранения обоюдных несправедливостей.
Конституция Н. Муравьева
Глава 1. О народе Русском и Правлении
1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
Глава II. О гражданах
3. Гражданство есть право определенном в сем уставе порядком участвовать в общественном управлении.
4. Граждане суть те жители Российский империи, которые пользуются правами выше определенными.
5. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия:
1) Не менее 21 года возраста.
2) Известное и постоянное жительство.
3) Здравие ума.
4) Личная независимость.
5) Исправность платежа общественных повинностей.
6) Непорочность пред лицом закона.
6. Иностранец, не родившийся в России, но жительствующий 7 лет сряду в оной, имеет право просить себе гражданства Российского у судебной власти, отказавшись наперед клятвенно от правительства, под властью которого прежде находился.
ГлаваIV. О России
43: В законодательном и исполнительном отношениях вся Россия делится на 13 Держав, 2 области и 568 уездов или поветов.
Глава VI. О Народном вече
59. Народное вече, состоящее из верховной думы и палаты народных представителе и, облечено всею законодательной властию.
Глава X. О верховной исполнительной власти
101. Император есть: верховный чиновник российского правительства. Его права и преимущества суть:
1-ое. Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она переходит к зятю.
2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.
3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждает ее ко вторичному рассмотрению закона.
4) Он верховный начальник сухопутной и морской . силы.
5) Он верховный начальник всякого отделения земских войск, поступающего в Действительную службу империи.
6) Он может требовать письменного мнения главного чиновника каждого исполнительного департамента в всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.
7) Ведет переговоры с иностранными державами И заключает мирные трактаты с совета и согласия Верховной думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.
8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ее отношения с иностранными державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.
9) Не может, однакоже помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча народного условий напасть на какую-либо землю, не может-уступить никакого участка земель, принадлежащих России...
Основная литература
1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2008.
2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М. : АСТ ; : Астрель ; : Хранитель, 2008.
3. История России XIX - начала XX века: учебник / В. А. Георгиев [и др.] ; под ред. В.А. Федорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008.
4. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.
5. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.
6. Федоров В.А. История России. 1861-1917: учебник для вузов / В. А. Федоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2009.
Дополнительная литература:
1. Андреева Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 г. //Отечественная история. 1993, №2.
2. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков для вузов. В 2-х частях. //Сост. Федоровский Н.Г. и др. - М., 1994.
3. Вернадский Г.В. Два лика декабристов. // Свободная мысль, 1993. № 15.
4. Володин А. Проблемы западничества. //Свободная мысль, 1996. №7-8.
5. История России XVIII-XIX веков. /Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев. Под редакцией Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006.
6. История России: Вторая половина ХIХ-ХХ вв.: учеб.пособие для вузов и сред. учеб. зав-ний; Курс лекций. В 2 ч. Ч. 1 / Н. П. Бабаева [и др.] ; под ред. Леванова Б.В.; Об-во"Знание" РФ . - Брянск : Грани, 1992.
7. Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. // Отечественная история, 1994. №2.
8. Корнилов А.А. Заговор на Сенатской площади. //Родина, 1992. №2.
9. Леонов С.В. Партийная система России (конец XIX – 1917 г.)// Вопросы истории, 1999. №11-12.
10. Полунов А. К.П. Победоносцев – человек и политик. //Отечественная история, 1998. №1.
11. Пушкарев С.Г. Россия 1801 - 1917 : власть и общество : учеб. пособие для вузов / С. Г. Пушкарев. - М.: Посев, 2001.
12. Троицкий Н.А. Царизм под судом прогрессивной общественности 1866-1895 г.г. / Н. А. Троицкий. - М. : Мысль, 1979.
13. Шешин А.Б. Революционное и освободительное движение в России (этапы и цели). //Вопросы истории, 1999. №9.
Вопросы для самоконтрлоля:
1. Чем было обусловлены интересы России в восточном вопросе?
2. Подумайте, могла ли Россия избежать декабристского восстания? Почему?
3. Охарактеризуйте альтернативы политического развития России в 1-й пол. XIX в.
4. Почему Александру II не удалось ослабить реформами либеральные и революционные настроения в обществе?
5. Чем принципиально отличались требования либералов и революционеров в борьбе за интересы России?
Тема 6. Россия в начале ХХ века и в годы первой мировой войны. Смена политических режимов (1900 – 1920 гг.)
Семинар №11.
1. Экономическое и социально-политическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, характер, особенности, итоги.
2. Образование политических партий: предпосылки, программы и тактика
3. Изменения в государственном и политическом строе империи. Опыт российского парламентаризма
4. Сущность третьиюньской политической системы. Реформы П.А Столыпина: цели, содержание, итоги
Семинар №12.
1. Причины и характер Первой мировой войны. Политический кризис в России в условиях войны
2. Февральская (1917 г.) революция в России. Расстановка политических сил в стране и проблема исторического выбора
3. Октябрьские (1917 г.) события в Петрограде: проблемы, оценки, расстановка политических сил. Установление советской власти
4. Гражданская война в России
Задания к семинару
1.Дайте определение понятиям: американский и прусский путь развития сельского хозяйства, Антанта, «Апрельские тезисы», «белое движение», «брусиловский прорыв», «Булыгинская дума», «Вехи», Временный Комитет Государственной думы, ВРК, ВЧК, Временное правительство, Военно-промышленный комитет, Государственная дума, Государственный Совет, Государственное совещание, государственная хлебная монополия, гражданская война, двоевластие, декрет, Демократическое совещание, диктатура пролетариата, «Директория» («Совет пяти»), «директивная» экономика, «Земгор», земское собрание, земская управа, зубатовщина, интервенция, комбеды, «корниловщина», «кровавое воскресенье», курия, Ленский расстрел, люмпен-пролетариат, национализация, отруб, партия политическая, «похабный» мир, «Предпарламент» (Демократический Совет республики), «Прогрессивный блок», продразверстка, продовольственная диктатура, распутинщина, революция пролетарская, РКП(б), СНК, Совет рабочих и солдатских депутатов, третьеиюньская монархия, Учредительное собрание, «ходынка», хутор, черносотенцы.
2. Исправьте ошибки:
а) В октябре 1917 г. была принята “ Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”.
б) Первым председателем Совета Народных Комиссаров был Я.М. Свердлов.
в) Законодательной властью обладал ВЦИК.
г ) В октябре 1917 г. закончилось двоевластие.
3. Столыпин считал, что для превращения России в великую державу ему понадобится 20 лет. Если бы история отпустила бы ему этот срок, смог бы он реализовать задуманное? Ваша точка зрения.
4. Работа с первоисточниками.
Задание 1: Прочтите и проанализируйте требования рабочих Петербурга, выраженные в петиции царю 9 января 1905 г. (Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. - М.: Просвещение, 1990. - с.281-284).
“Государь! Мы, рабочие и жители С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы - родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать... Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук...
Необходимы:
I. Меры против невежества и бесправия русского народа.
1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки..
3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно быть в России, а не за границей.
4) Прекращение войны по воле народа.
III. Меры против гнета капитала над трудом.
1) Отмена института фабричных инспекторов.
2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии рабочих. Увольнение рабочих не может состояться иначе как с постановления этой комиссии.
3) Свобода потребительско-производственных и профессиональных рабочих союзов - немедленно.
4) 8-часовой рабочий день и нормирование сверхурочных работ.
5) Свобода борьбы труда с капиталом - немедленно.
6) Нормальная заработная плата - немедленно.
7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном “страховании рабочих” - немедленно.
Задание 2: Прочитайте приводимые ниже отрывки из “ Апрельских тезисов” В.И. Ленина и дайте ответ: выходили ли задачи, сформулированные Лениным, за рамки буржуазно-демократической революции?
Апрельские тезисы / в изложении /.
· Война, которую ведет Временное правительство, - империалистическая, грабительская, и кончить ее миром без свержения капитала нельзя;
· своеобразие текущего момента – в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьяства;
· никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний;
· Советы рабочих депутатов – единственно возможная форма революционного правительства;
· не парламентская республика, возращение к ней - шаг назад, а республика Советов;
· национализация всех земель;
· слияние всех банков в один общенациональный банк.
Задание 3: Прочтите “ Декрет о мире” и ответьте на вопрос: Почему советское правительство обратилось прежде всего к народам воющих стран?
Из “ Декрета о мире “.
“ Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - которого самым определенным и настойчивым образом требовали советские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий / т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих территорий/ и без контрибуций’
5. Подготовьте презентацию или творческий макет по теме:
1. Отечественное предпринимательство в нефтяной промышленности России во второй половине XIX – начале XX вв.
2. Иностранный капитал в нефтяной промышленности России на рубеже XIX-XX вв.
3. Аграрный вопрос в России в начале ХХ века. Столыпинская аграрная реформа.
4. Манифест 17 октября 1905 г. и эволюция государственной власти в России в начале XX века.
Вопросы для самоконтроля
1. Докажите, что объективные причины революции 1905-1907 гг. коренились в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны, торможении насущных реформ в 1881-1904 гг.
2. Объясните, почему Столыпин для решения всего комплекса задач из избрал путь консервативно-либерального реформаторства, осуществляемого совместными усилиями правительства и умеренно-либеральной части общества. Почему реформы Столыпина не были завершены?
3. В чем заключались особенности образования российских политических партий?
4.Какое воздействие оказала I мировая война на внутриполитическое и
экономическое положение в России?
Основная литература:
1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2008.
2.История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М. : АСТ ; : Астрель ; : Хранитель, 2008.
3.История России XIX - начала XX века: учебник / В. А. Георгиев [и др.] ; под ред. В.А. Федорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008.
4.История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.
5.Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.
6.Федоров В.А. История России. 1861-1917: учебник для вузов / В. А. Федоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2009.
Дополнительная литература:
1. Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. М.: Изд-во «Вече», 2004.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект, 2010.
3. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Изд-во «Высшая школа», 2009.
4. Зырянов П.Н. П.А. Столыпин: политический портрет. - М., 1992.
5. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. М.: Изд-во Проспект, 2009.
6. Использование профиля вуза при изучении курса истории Отечества : учеб.-метод. пособие / под ред. В.В. Калинова; РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Каф. политической истории Отечества. - М., 2006.
7. История России в схемах: Учеб. пособие / А.С. Орлов и др. М.: Изд-во Проспект (ТК Велби), 2008.
8. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991.
9. Герасимов А.В. На лезвии с террористами. - М., 1991.
10. Государственная дума в России (1906-1917). Обзор. – М., 1995.
11. Леонов С.В. Партийная система России (конец XIX – 1917 г.)// Вопросы истории, 1999. №11-12.