Европейское просвещение: духовный вызов сословному обществу
В европейских странах XVIII в. вошёл в историю как время духовного вызова устоям сословного общества и абсолютной власти монархов. Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию – это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени.
Основные позиции Просвещения были непосредственно связаны с глубокими изменениями в социально-политической и духовной жизни Европы, зарождением и становлением буржуазных экономических отношений, когда на историческую арену вышел новый класс буржуазии, открыто боровшийся за своё экономическое и политическое господство.
Особое место данной исторической эпохи отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Как отмечали историки, просветительская идеология практически подготовила Французскую революцию 1789 г., идейно вооружив её участников.
Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632 – 1704). Согласно его точке зрения, каждый человек от природы обладает правом на свободу выбора жизненного пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и его результатами. Государство, по Д. Локку, является продуктом общественного договора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав: издаёт законы, обеспечивает их соблюдение, представляет интересы общества на международной арене, сохраняет мир и безопасность.
Однако в век Просвещения изменилась интерпретация теории общественного договора. Естественное состояние общества стало казаться периодом счастья и согласия, первобытные люди – добрыми и благожелательными, обладающими естественной свободой. Наивность дикарей противопоставлялась утончённости цивилизованных народов, которые изобрели различные орудия уничтожения себе подобных. Как утверждали просветители, создав государство, заключив общественный договор, люди потеряли свободу, а те, кто оказался у власти, использовали силу государства для подавления остальных и обоснования неравенства. Просветители настаивали на том, что отнятые у народа права должны быть возвращены, а система политического правления преобразована.
Идеальным для общества считалось государство, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны строго следовать законам, принятым избранным народом парламентом. Власть может вмешиваться в дела только в случае необходимости, т.е. в случае существования угрозы общественному благу.
Вводя привилегии для отдельных слоёв населения, ущемляя интересы других граждан, как считал Д. Локк, государство нарушает общественный договор, чем даёт право для восстаний и свержения тирании. Подобных взглядов придерживался и французский просветитель Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), считавший, что возникновение имущественного неравенства, разделение общества на управляющих и управляемых явилось причиной уничтожения естественной свободы. В результате появилась тирания, при которой все бесправны. Обретение свободы, заключение подлинного общественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства граждан, возможно только после свержения тирании.
С критикой абсолютизма, политики католической церкви также выступал один из ведущих мыслителей французского Просвещения писатель и философ Вольтер (настоящее имя — Ф. Аруэ, 1694 – 1778). Подобных взглядов придерживался Д. Дидро (1713 – 1784), инициатор фундаментального издания «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел», 28 основных и 5 дополнительных томов которой были изданы с 1751 по 1776 г. В работе над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мыслители того времени – Вольтер, Ш.Л. де Монтескьё (1689 – 1775), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), К.А. Гельвеций (1715 – 1771), П. Гольбах (1723 – 1789) и др.
Представления о том, что люди не только подданные, обязанные выполнять волю суверенов, но и граждане, обладающие такими же человеческими правами, как и монарх, для континентальной Европы того времени были революционными. Поэтому мыслители за свои идеи, например Вольтер, Д. Дидро, подвергались гонениям со стороны властей.
Идеальную модель общественного устройства, как утверждали просветители, можно воплотить посредством воспитания и просвещения, избавив человека от предрассудков, благодаря которым и существует несправедливый социальный и политический порядок. Они полагали, что просвещение, нравственное воспитание народа, методы убеждения создадут условия для проведения законодательных реформ и изменения существующих порядков. Уверовав в безграничные возможности разума, они считали, что данного результата можно добиться быстро. Таким образом, старые представления о том, что мир создан Богом, вытеснялись и заменялись представлениями о необходимости его переустройства на основах разума.
Хотелось бы отметить, что обращение просветителей к государям, власть которых они предлагали ограничить и даже в случае невыполнения гражданского договора свергнуть, на первый взгляд может показаться наивным. Однако в середине XVIII в. надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией. В это время в большинстве стран континентальной Европы ещё не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму. В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в противоречие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить налоги, вводить собственные таможенные пошлины, сборы с крестьян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимущественно вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера. Образ просвещённого государя, заботящегося о своих подданных, о развитии торговли и ремёсел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских государств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.
Другой важной идеей, которую предложило Просвещение, стала идея прогресса. Изучая прошлое, в частности периоды упадка и взлёта, просветители пришли к выводу о том, что человеку свойственно стремление к улучшению и преобразованиям. Устремляясь мыслями в будущее, люди должны легко и быстро расставаться со старыми традициями, что как раз и было характерно для общества XVIII века.
В эпоху Просвещения изменились представления о взаимоотношениях между Востоком и Западом. Запад не только стал интенсивнее контактировать с восточными странами, но и активно их изучать. При этом Европа всё громче заявляла о своей гегемонии в мире и о превосходстве собственной культуры над культурами других народов. Для Просвещения характерно и появление первых учений о расах, возвышенная идеализация первобытных форм бытия. С одной стороны, люди Запада стали противопоставлять собственные общества, управление которыми опиралось на закон, организации обществ Азии, Америки и Африки, где доминировали обычаи и традиции. Ренессансное отношение к чернокожим жителям Африки, как к равным, с началом работорговли претерпело коренную эволюцию. Одни деятели Просвещения, отстаивавшие идеи равенства, неотчуждаемых человеческих прав, делали исключения для африканцев. Другие уделяли внимание «еврейскому вопросу», расценивая стремление евреев сохранить свою культуру, веру и обычаи как свидетельство их некоторой ущербности. С другой стороны, идеализируя жизнь индейцев в Америке, жителей Таити, Китая, мусульманских стран, просветители критиковали пороки европейского общества. Жизнь индейцев и таитян представлялась им образцом жизни естественной, справедливой, не обезображенной «фальшивой культурой». Идеи Конфуция, донесённые из Китая ещё иезуитами, использовались просветителями в борьбе с догматическим христианством.
Достижения промышленной революции укрепляли на Западе убеждение в своём превосходстве и породили романтическую идею необходимости вестернизировать остальной мир. В конце XVIII – начале XIX вв. наблюдалось широкое миссионерское движение, которое на Востоке пропагандировало западные ценности, технологии и образ жизни. Возвышенное отношение к Индии после британского завоевания начало меняться. Дж. Милль и Т. Маколей называли языки народов Индии «абсурдными», предлагая заменить их английским, а либеральный политик Ч. Тревельян высказал желание посвятить себя «интеллектуальному перерождению народов Индии».
Реакцией на эти два феномена европейской истории стал консерватизм. Основателями консерватизма считаются англичанин Эдмунд Бёрк (1729 – 1797) и француз Жозеф де Местр (1753 – 1821). Консервативные мыслители полагали, что ни одно положение просветителей невозможно доказать исторически. Например, трудно представить, чтобы огромное число людей в определённый момент времени, движимых общей необходимостью, сошлись вместе, чтобы заключить общественный договор и создать государство. По мнению консерваторов, идеи просветителей утопичны и опасны, т. к. зовут не улучшать существующие социальные и политические системы, а ломать их.
Таким образом, XVIII столетие предложило новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого человека. Постепенно идеи Просвещения завоевали умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации, которая окончательно встала на путь буржуазного развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему XVIII в. вошёл в мировую историю как век Просвещения, век разума?
2. В чём заключалась теория общественного договора? Какое государственное устройство просветители считали идеальным?
3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Дидро, Руссо, Вольтера.
4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Можно ли утверждать, что Великая Французская революция явилась результатом эпохи Просвещения?
5. В чём заключалась особенность немецкого Просвещения?
6. Подумайте, какие из идей не могли быть реализованы просвещёнными монархами. Свой ответ обоснуйте. Заполните таблицу.
Страна | Правитель | Реформа | Результат |
Россия | |||
Австрия | |||
Пруссия | |||
Швеция |