Понятие и основные типы избирательных систем

Избирательная система – совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти; способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Существует триосновных типа избирательных систем:

1. Мажори­тарная (альтернативная)

При МИС для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких манда­тов не получают. В зависимости от того, какое большинство тре­буется, МИС делятся на систе­мыабсолютного большинства, которые чаще используются на пре­зидентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос), и системыотносительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кан­дидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, полу­чивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допуска­ются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше ус­тановленного минимума).

Сильные стороны МИС:

1) сравнительная лёгкость формирования правительства и его большая стабильность; это достигается за счёт распределения парламентских мандатов в основном среди круп­ных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обыч­но не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов;

2) формирование устойчи­вых связей между избирателями и депутатами; поскольку депута­ты непосредственно избираются гражданами определённого окру­га и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, луч­ше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Слабые стороны МИС: МИС во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избира­телей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счёт различной степени концентрации в изби­рательных округах сторонников различных партий. Так, напри­мер, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее боль­шинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.

2. Пропорциональная (представительная)

Суть ПИС состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, по­лученным партиями или избирательными коалициями.

Сильные стороны ПИС: представительство партий осуществляется в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избира­телей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общест­ва, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Слабые стороны ПИС:

1) относительно меньшая ста­бильность правительства. Характерное для этой системы широ­кое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь ус­тойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций, объ­единение же во многом разнородных по своим целям партий час­то приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Политика правительства, сформированного на базе межпар­тийной коалиции, отличается большей эклектичностью и мень­шей последовательностью. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремист­ских сил многие страны используют т.н. заградительные барье­ры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получе­ния депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он состав­ляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных го­лосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

2) непосредственную зависимость выдвижения депутатов от по­зиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руко­водствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в пар­тийные списки и непопулярных людей.

Существуют три основных вида списков для голосования: 1) жёст­кие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты полу­чают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; 2) полужёсткие – в этом случае обяза­тельно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный спи­сок, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); 3) свободные – распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

3. Смешанная система

Многие страны, стремясь максимально исполь­зовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют СИС сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна по­ловина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорцио­нальной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, пар­тии «зеленых» и др.) используютконсенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в по­рядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост пре­зидента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е – 4, за 3-е – 3, за 4-е —2, за 5-е—1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Наши рекомендации