Система государственного управления

Система (в переводе с греческого – целое, составленное из частей) – это целостная совокупность взаимосвязанных и активно взаимодействующих между собой компонентов, объединённых в единое целое общей целью и общими принципами их организации и функционирования, интегральные свойства которой не сводятся к сумме свойств образующих её частей.

Как видим, отличительной особенностью, особым свойством системы (в сравнении с «арифметической суммой», простой совокупностью каких-то случайных элементов) является то, что она выступает во взаимодействии с окружающей её средой в виде единого, цельного образования – т.е. целостность системы.

К числу особых свойств любой системы также относятся их иерархичность и эмерджентность.

ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ

обеспечиваетсятем, что все её компоненты «работают» на общую цель, что все они построены и функционируют на основе единых принципов. Благодаря этому, система сохраняет единство, пос-кольку в ней сила «взаимного притяжения» её компонентов больше, чем их «тяготение» к компонентам внешней для системы среды.

Названное свойство системы как раз и обеспечивает её функционирование, жизнедеятельность в качестве самостоятель-ного, обособленного и «различимого» на фоне окружающей среды целостного объекта.

Иерархичность системы заключается в том, что, с одной стороны, она сама входит компонентом в другую систему более высокого порядка, т.е. является её подсистемой. С другой - составные части исследуемой системы тоже могут быть рассмот-рены как определённые системы, но более низкого порядка.

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ СИСТЕМЫ- это «несводимость» свойств системы к свойствам её компонентов и элементов. Имеется в виду, что система способна порождать какое-то новое качество, которого нет ни у одной из составляющих её частей.

Каждая система имеет свою внутреннюю структуру, которая представляет собой внутреннее строение системы, характеризующее её компонентный состав, а также характер взаимосвязи и взаимоотношений составных частей системы, способ её внутренней организации.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - целостная совокупность взаимодействующих (посред-ством прямых и обратных связей) органов государ-ственного управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействия (сохраняют, изменяют или развивают их).

Система местного самоуправления

М. с. осуществляется населением через свои представит. органы, органы террит. образования, через местные референдумы, сходы и т.д.

В систему органов м. с. входят:

Городские представительные органы

Районные представительные органы

Сельские, поселковые выборные органы

Органы территор. обществ. самоуправления

14. Распределение предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями государственного управления в РФ: принципы и проблемы.

Одним из принципов федеративного устройства современной России является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Он призван оптимизировать отношения между федеральными и региональными органами государственной власти в целях установления зон ответственности каждого из этих уровней публичной власти перед народом. В нём выражается (реализуется) идея так называемого «вертикального» разделения властей.

Благодаря этому, обеспечивается необходимая самостоятель-ность и полновластие органов государственной власти (как федеральных, так и региональных) в установленных Конституцией и другими законами пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции.

ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ РФ – это закреплённый в федеральной Конституции круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти (ст. 71 Конституции РФ 1993 г.).

ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ – это сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование (решение) которых отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ 1993 г.).

Помимо этого, Конституция РФ 1993 г. устанавливает ещё предмет совместного ведения федерального центра и субъектов РФ.

ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ – это закреплённый в Конституции РФ круг вопросов, в решении которых должны принимать участие как федеральные, так и региональные (т.е. субъектов РФ) органы власти (ст. 72 Конституции РФ 1993 г.).

Наши рекомендации