Основные исследовательские подходы
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Общая теория права»
На тему: Политико-правовой режим
Автор работы
Курсант 23 взвода
отделения высшего образования
факультета дневного обучения
рядовой милиции
Зверков Денис Викторович
Руководитель
Ст. преподаватель ИПД
Андрианова А. С.
МОГИЛЁВ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ», ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
1.1 Основные исследовательские подходы
1.2 Понятие и сущность политического режима
1.3 Основные компоненты политического режима
2 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
2.1 Демократический режим
2.2 Недемократические режимы
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе осуществления наших прав, свобод и обязанностей. Однако руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют и какова их внутренняя природа. Для не юриста это вполне естественно, но для специалиста непростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что из себя представляет государство и право. Какова их роль в жизни общества, механизм взаимодействия и функционирования.
Понятие политического режима – одно из ключевых понятий теории государства и права, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.
Даже в настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим». В теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и формы государственного устройства – характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти.
Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения, которые формируются в различных видах политико-правовых режимов. Предметом исследования являются учебные пособия, которые детально раскрывают понятие и виды политико-правовых режимов.
Целью данной работы является всестороннее и полное исследование понятия и видов политико-правовых режимов. С учетом данной цели можно выделить следующие задачи:
1. Анализ основных исследовательских подходов к определению политико-правовых режимов;
2. Исследование понятия и сущности политико-правовых режимов;
3. Изучение основных компонентов политических режимов;
4. Раскрытие видов современных политико-правовых режимов.
При написании дипломной работы использовались как общенаучные, так частнонаучные методы. А также значительную роль сыграли философские методы. Из числа философских использовался диалектический метод, основными принципами которого являются объективность, конкретность и всесторонность развития, историзм, противоречия и др.
Основными частнонаучными методами исследования являются формально-юридический и сравнительно-правовой, а также использовались иные методы.
1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ», ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
Основные исследовательские подходы
Строго говоря, никто из мыслителей древних времен не употреблял понятия «политический режим». Как отмечают исследователи, это понятие возникло значительно позднее. Но само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом политической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном политическом анализе идей, берут свое начало в Античности.
Так, в наследии Древней Греции особый интерес представляют идеи Платона и Аристотеля, которые анализировали способы типологизации и динамику трансформации политических режимов. Платон (427–347 гг. до н.э.) оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства, выделив аристократию, тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей. Платон в своем «Государстве» и, особенно, в «Законах» создал образ «идеального государства», которое, в действительности, является продолжением легистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарного правления [14, с. 106].
Принципиально отличными были взгляды на политику Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), который разработал типологию политических форм или режимов.
Ученый полагал, что всякая форма правления, любой сколько-нибудь устойчивый режим может существовать в двух различных состояниях. Во-первых, режим (невзирая на свои структурные характеристики) может быть адекватен ситуации и быть способен в целом действовать в интересах широких слоев общества. Во-вторых, режим, правящая элита, даже в условиях демократии, может отстаивать и стремиться провести в жизнь свои собственные, узкокорыстные интересы. Эллинский мыслитель выделил три основных формы правления: монархию, аристократию и политию. Их он рассматривал как «правильные», т.е. в основном отвечающие интересам общества. Однако, наряду с этими формами существуют также и «неправильные», возникновение которых связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а полития – в демократию (или охлократию, как уточнял позднее Полибий) [3, с. 128].
В эпоху нового времени ученые в основном трактуют понятия данные Платоном и Аристотелем, дополняя их своими измышлениями о устройстве государства. Так, Макиавелли, не создав какой-то принципиально новой типологии политических режимов или форм правления, следуя в этом за рассуждениями Полибия (который в свою очередь следовал за рассуждениями Платона и Аристотеля). Но, во-первых, он придал им совершенно новую трактовку в условиях становления абсолютистского государства, продемонстрировал, что типология древних вполне работоспособна и при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях; вовторых, сделал ряд важных замечаний относительно перехода от одной формы правления к другой. Флорентийский мыслитель достаточно подробно анализирует социальные основания различных политических систем, обращаясь за примерами не только к европейской, но и к восточной действительности.
Определенный вклад в развитие теории «политических режимов» внес и Шарль Луи Монтескье (1689–1755), который, хотя и рассматривал по традиции скорее «чистые типы» политического правления, подошел к ним с историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто являются результатом «общественного договора» или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями – климатом, «нравами», величиной территории, исторической обстановкой. Монтескье весьма подробно рассматривает поэтому вопрос о среде функционирования политического режима – географической, психологической, социальной.
Отметим, что в новое время множество исследователей уделили внимание конкретным видам политических режимов, но не рассматривая сущности. Так, французский мыслитель А.де Токвиль (1805–1859) и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль (1806–1873) были представителями развивающейся теории, активной демократии [7, с. 122].
Демократическую теорию Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль и др.
Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режим взялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) работы которых, несомненно, представляют для исследователя политических режимов несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования коммунистического режима.
И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М.Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления». Французский политолог Ж.- Л.Кермонн уточнил формулу М.Дюверже, включив в понятие «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке [11, с. 68].