Как отражение Божественной воли
- как борьбу цивилизаций
- как процесс эволюции природы и общества
81. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления мирового духа характерно для …
- материализма
Теологического подхода
- субъективизма
- марксизма
82. Цивилизационный подход рассматривает историю человеческого общества:
- как исторический процесс единой направленности
- как историю российской и американской цивилизаций
- с позиции противостояния цивилизаций
Как совокупность цивилизаций, развивающихся каждая по своему особому пути
83. Теория локальных цивилизаций –это
- марксистский подход
Цивилизационный подход
- субъективистский подход
- теологический подход
84. Какие типы цивилизаций выделяются в рамках теории локальных цивилизаций?
Восточный, западный типы и природные общества
- рабовладельческий, феодальный, капиталистический типы
- экономический, культурный, политический типы
- досоветский, советский, постсоветский типы
85. Европоцентризм –
- признание специфичности развития каждого из европейских государств
Признание европейских шедевров хозяйства, зодчества, военного дела, науки эталоном цивилизованности, а европейских критериев прогресса - универсальными
- отказ от европейских критериев прогресса в оценке развития человеческого общества
- отказ от идеи прогресса общественного развития
86. Субъективизм –
- объясняет развитие общества не объективными закономерностями, а субъективными факторами (например, волей отдельных личностей)
- рассматривает историю общества как жизнь отдельных субъектов
- рассматривает государства как субъекты исторического процесса
- отрицает роль субъектов в общественном историческом процессе
87. Эволюционизм –
Теория линейно-поступательного развития
- теория формаций
- теория ментальностей
- теологическая теория
88. Географический детерминизм –
- отрицание значения географического фактора в развитии конкретного исторического общества
- особое внимание развитию империй, расширению их территорий
Преувеличение значения географического фактора в развитии конкретных исторических обществ
- изучение истории развития Земли, природы и расселения человека
89. Рационализм – это
- направление в теории познания, отрицающее возможность познания исторического процесса
- теория, отрицающая прогрессивное общественное развитие
Соотнесение исторического пути каждого народа со степенью его продвижения по лестнице общечеловеческих достижений в области разума
- теория, отрицающая влияние сознания общества на его развитие
90. Создателями формационной теории явились …
- В. Ленин и Ю. Мартов
К. Маркс и Ф. Энгельс
- Г. Плеханов и В. Засулич
- Н. Данилевский и А. Тойнби
91. Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли…
Н. Данилевский и А. Тойнби
- К. Маркс и Ф. Энгельс
- В. Ленин и Г. Плеханов
- С. Соловьев и В. Ключевский
92. Общественно-экономическая формация –
- государственный строй, соответствующий восточным обществам
Определенный способ производства и соответствующий ему общественный и государственный строй
- определенный способ производства
- классовое, антагонистическое общество
93. Русский ученый – ботаник, увлекавшийся историей и политикой, выделивший 13 культурно-исторических типов в истории человечества, в том числе и славянский культурно-исторический тип.
- С.М. Соловьев
- В.О. Ключевский
Н.Я. Данилевский
- В.Н. Татищев
94. Родоначальник рационализма нового времени, утверждавший возможность постижения истины разумом
- Вольтер
Декарт
- Дидро
- Гегель
95. Рационалистическая интерпретация истории представлена учениями
Б.Спинозы и Р.Декарта
- Л.Гумилева и Н. Данилевского
- К. Маркса и Г.Гегеля
- О.Шпенглера и А.Тойнби
96. Что обусловило кризис рационалистической интерпретации истории
Европоцентризм
- китаецентризм
- распад советской системы
- россиецентризм
97. . Сущность норманской теории
- русское государство создали славяне
- формационное развитие исторического процесса