Правовое и социальное государство
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
Признаки правового государства:
- главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
- равенство всех перед законом;
- разделение властей на три ветви;
- реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
- признание прав и свобод человека высшей ценностью;
- взаимная ответственность личности и государства;
- политический и идеологический плюрализм;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.
Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в.
Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступноеобразование и культура.
Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:
- высокою уровня экономического развития страны;
- наличия правового государства;
- соответствующего уровня политической культуры граждан.
Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.
Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым. Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
- обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
- установление минимальною размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.; развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
- недопущение резкою имущественною расслоения; осуществление перспективной демографической политики.
Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.
Казалось бы правовое и социальное государство несовместимы. Между тем, вторая половина 20 в соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социально правового государства имеют ввиду впрежде всего воплощение в нем: - принципа верховенства права как ведущего в правовом государстве и –принципа соц справедливости как ведущего в соц государстве.
Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.
Связь правового и социального государства в том. что в основе существования обоих должна быть идея законности, верховенства права. Социальное государство вполне может быть правовым. Правовое вполне может быть социальным. Но правовое государство может и не быть социальным, т.е. не ставить перед собой цель – в максимальной степени ориентироваться на нужды народа, особенно его незащищенных слоев. Характеристика государства как социального предполагает. Что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для этого проводятся определенные мероприятия в социальной сфере: охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
17. Гражданское общество: механизм становления, структура, основные черты
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.
Механизм становления гражданского общество несомненно связан с модернизационными процессами. Модернизация-это осовременивание общества. Судя по всему ей предшествовали различные модернизационные импульсы. В течении 16-18 вв они затронули различные сферы жизни:
1. Великие географические открытия конца 15-нач 16 вв. – расширение европейцев об окружающем мире, первые захваты территорий за пределами Европы, массовый ввоз драгоценностей –дополнительный импульс к модернизации разлагающегося феодального способа производства
2. Начало реформации первая треть 16 века –покончено с духовной монополией католической церкви, что привело к религиозным войнам, миграции населения в связи с религиозным преследованием
3. Распространение культуры и идеологии Возрождения в Европе из Италии в 16 в на остальную Европу.
4. Успехи естественных наук 17-18 вв совпали с накоплением технических инноваций, что подготавливало коренной технологический переворот по замене ручного труда машинным.
5. Процесс модернизации носил длительный характер. Начало осовременивания государственного механизма, предпринятое в ходе революций, под напором обстоятельств или спонтанно, в результате эволюционного развития, способствовало политизации социума и прежде всего кристаллизации политических партий и использование в политической борьбе такого средства как печать.
Все это ведет к формированию гражданского общества и складыванию его главной функции – осуществлению общественного контроля за государственной властью. Это в свою очередь имеет стратегические последствия –ускорение правовой модернизации, которая до того происходило замедленно, а затем – и становление правового государства уважающего закон и опирающегося на него.
Лидер модернизационных процессов в 19 в – США, где в общественной жизни доминируют инициативные общественные организации. В условиях индустриализации численность организаций растет.(профсоюзы, фермерские партии, партии адвокатов, ученых, инжинеров).
Структура гражданского общества:
2 точки зрения
1. Предлагают не включать в него экономические структуры, ограничиваясь сферой социального воздействия(семья, социальные движения, публичные коммуникации).
2.Более распространенная тз.- гражданское общество охватывает и экономические отношения и общественные структуры, и политические(негосударственные) организации
Основные черты:
1. Гарантия правовой защиты граждан;2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;
4. Социальная политика государства;5. конкуренция структур гражданского общества;
6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;7. Преобладающий по численности средний класс;8. Многоукладная рыночная экономика.8. Самоуправляемость