Исторические предпосылки образования казахской народности.
Истоки этногенеза казахов связаны с историей древних племен и племенных союзов, живших не территории Казахстана. Постепенно в ходе эволюции хозяйственных форм, общественных отношений, складывания культурных универсалий племена сложились в народность. Что же это такое, как определяется народность в исторической науке?
Народность – это устойчивая общность людей с общим языком, материально-бытовой и духовной культурой, этническим самосознанием, выраженным в самоназвании (этноним).
Корни этногенетических процессов необходимо искать в эпохе бронзы, когда Казахстан населяли индоиранские племена. На смену им пришли племенные объединения саков, усуней, канглы, гуннов, переходивших на тюркские языки. Непосредственной этнической базой образования казахской народности стали раннесредневековые тюркские государства VI-XII веков – Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства Караханидов и огузов, Кимакское и Кипчакское ханства. В их рамках складывлся общий хозяйственный тип, культурная, языковая, бытовая близость. По сути дела, шел процесс интеграции многочисленных тюркских племен в единую общность. Однако эти процессы были прерваны монгольским завоеванием. На некоторое время были нарушены культурные, экономические связи, произошло смешение местных племен с пришлыми монголами. Это привело к изменениям в антропологическом типе тюрков, хотя к значительным изменениям метисация не привела, наоборот, немногочисленные монголы были ассимилированы тюрками, приняли тюркские языки и обычаи.
На базе укрепления феодальных отношений в послемонгольское время восстановились тенденции объединения родов и племен тюркского происхождения в народности. В этногенезе казахов значительную роль сыграли кипчаки, найманы, конраты, аргыны, кереи, дулаты, барласы и другие племена. Причем основная их часть была автохтонного происхождения.
Процесс образования казахской народности завершился в XV-XVI веках.
Слово казак служило также для обозначения группы кочевников, отделившихся от своего правителя. Таким коллетивом были кочевники государство Абулхаира, ушедшие с Жанибеком и Кереем искать счастья в новых землях.
28. Казахские жузы: территория, племенной состав. Научные концепции образования жузов.
Причины образования жузов: издавна на территории обширного края существовали 3 географ. и эконом.относительно обособленных районов: Жетысу, Мангыстау, Сары-Арка. Каждый из названных регионов имел свои пути перекочевок, места летних, весенних, зимних пастбищ. По мнению многих ученых деление на жузы вышло из З.О. Орда (ханство) имело военно-территориальное образование, согласно десятичному делению войск. Крупнейшей тер.ед. был улус, войсковое – томен (10тыс), за 10тыс.следовал жуз(100 тыс), последнее было теоретическим войсковым соединением, которое на практике заменялось меньшими по численности войсками. Традиционно в течение веков считалось, что улусы должны выставлять 100ыс сарбазов. После распада державы чагатаидов часть ее с кочевыми племенами образовала Могулию, фактически ставшую первой постмонгольской независимой страной на территории Дешт-и-Кыпчака. Данной территорий с примыкавшей Кок Ордой, после начала образование старшего жуза, остальная часть Каз-на в средние века была включена в улус А.О.-другого бпата Батухана Шайбанида. После распада З.О. данные территории стали владения Среднего жуза. Младший жуз образовался после распада Ногайской Орды на территории Западного Казахстана. Основной причиной такого обособления явилось совокупность экономических, социальных, военно-политических и территориальных факторов. В проблеме формирования казахских жузов вполне приемлемо высказывание основателя военно-научного коммунизма Ф.Энгельса: « Союз родственных племен становится повсюду необходим, а вскоре делается необходимым даже и слияние их и тем самым слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию всего народа». Особое место в периоде новой истории занимает антиколониальное национально-освободительное движение под руководством султана Кенесары. Период новой истории разделен на 3 этапа: Первый этап начинается с отмены крепостного права царской Россией. Миллионы крепостных крестьян получив свободу, но не землю, были вынуждены искать лучшие доли на округах российской империи, в том числе и в дореволюционном Казахстане. Данный значительный этап новейшей истории (1870-1917гг) назван учеными «Этапом Российского Колониализма». Следующий подпериод ИК включает в себя Советский период, события строительства социализма на территории СССР (1917-1991). Исследователи данный этап назвали Этапом казарменного социализма (Сталинский террор и индустриализация). 25 октября 1990г. Верховный совет КазССР принял декларацию о гос.суверенитете республики. В декабре 1991 года было принято решение об изменении названия в РК. Третий этап новой ИК характерен строительством независимого, демократического, правового государства. В настоящее время Казахстану предоставляется возможность воспользоваться опытом европейских стран, включившись в процесс мировой интеграции.
Ста́рший жуз (каз. Ұлы жүз) — группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Дулаты ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Шапырашты Албаны Суаны Жалайыры Канлы Сары-уйсын Сиргели Ошакты Ысты Шанышкылы
Сре́дний жуз (каз. Орта жүз) — группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана.
Аргыны Найманы Кипчаки Коныраты Кереи Уак торе, толенгуты, кыргызы
Младший жуз (каз. Кіші жүз) — группа казахских родов и племён, состоящая из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру. В 1731 году во главе с Абулхаиром вошли в состав Российской империи. Алимулы: шекты, шомекей, торткара, кете, каракесек, карасакал Байулы адай, байбакты берш (каз. беріш), таз, шеркеш, маскар, тана, кызылкурт, алтын, жаппас, ысык, есентемир, алаша.
Жетыру: табын жагалбайлы, кереит, тама, телеу, кердери (каз. кердері) и рамадан.