Понятие и цели организации управления
Административно-правовая организация управления - сердцевинный аспект организации исполнительной власти, обеспеченной нормами административного права.
Административно-правовая организация управления - закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы.
Элементы административной организации управления:
· органы исполнительной власти;
· другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;
· нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе их служащих;
· важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;
· правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.
Цель организации управления - создание наиболее благоприятных условий для действенного функционирования исполнительной власти, соответствующего интересам граждан, общества и государства. Она должна обеспечить правильный выбор субъектов управленческой деятельности, определить место и роль каждого из них и четкое взаимодействие между ними с тем, чтобы исключить в системе управления работу на «холостом» ходу, параллелизм и дублирование в осуществлении одних и тех же функций.
Государственное управление, имея свои закономерности развития, должно в наибольшей степени соответствовать тем конкретно-историческим задачам, которые ему предстоит решать. Его система должна формироваться так, чтобы создавать необходимые условия для повышения эффективности решения проблем, определяющих перспективы развития общества. Управленческие структуры, находясь в зависимости от социально-экономической и политической систем, должны обладать способностью оказывать сильное влияние на развитие общества, не допуская при этом насилия над социально-экономическими процессами.
Формирование современной системы управления предполагает преодоление ряда организационных стереотипов, вобравших в себя некоторые идеологические и политические взгляды прошлого на систему государственного управления и противоречащих современным. Современному характеру взаимоотношений между органами государственного управления РФ и ее субъектов противоречит организационно-правовая конструкция «единой системы отраслевых министерств, ведомств», основанная, как известно, на жестокой централизации и отношениях по принципу «власть — подчинение». Не только нижестоящие органы, но и все предприятия, учреждения являлись в высокой степени централизованными, организационными звеньями единых систем министерств и ведомств. В деятельности министерств и ведомств значительный удельный вес занимали оперативное управление предприятиями, учреждениями и организациями и решение вопросов их деятельности в форме непосредственного распорядительства. Таким образом, единая система министерства, ведомства означала высокую степень социально-экономической, организационной, правовой централизации, обособленности и замкнутости этой системы, на базе которой процветал ведомственный диктат вышестоящих отраслевых и межотраслевых органов. Самостоятельность и инициатива предприятий, учреждений и организаций были крайне ограниченными. В этих условиях перестраховка и переложение решения вопросов на вышестоящие органы стали принципом деятельности их администрации.
В настоящее время предприятия, а также социально-культурные учреждения в основном децентрализованы:
· дифференцированы по формам собственности, составляя частную, государственную, муниципальную собственность. Управление ими осуществляют собственники или назначаемые ими органы;
· негосударственные предприятия и учреждения, сохраняя свою отраслевую принадлежность в экономическом смысле, выведены из подчинения государственных органов;
· государственные предприятия и учреждения, сохраняя ведомственную принадлежность, укрепили свои позиции как субъекты рынка и гражданского права.
Государственные предприятия также выведены из подчинения вышестоящих отраслевых органов управленияв том смысле, что последние существенно ограничены в праве непосредственного управления подведомственными предприятиями. Они не должны вмешиваться в их оперативную производственную и хозяйственную деятельность, диктовать свои условия ее осуществления. В отношении к ним вышестоящие органы обладают лишь отдельными элементами прямого управления, связанными с замещением должностей руководителей, обеспечением выполнения законов, финансированием бюджетных учреждений, бюджетным финансированием определенных мероприятий, проводимых предприятиями. Назначение и освобождение от должности руководителей, решение вопросов финансирования и некоторых других — это мощные рычаги влияния вышестоящих органов на деятельность государственных предприятий и учреждений, которые нельзя недооценивать. Исключения - когда особый характер деятельности предприятий предполагает усиленное управляющее воздействие государства на различные стороны его деятельности.
Главное назначение отраслевых органов — координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях. Они могут осуществляться в интересах отрасли в целом и ее предприятий, учреждений и организаций. В соответствии с этими началами формируются системы управления, объектами которого выступают уже не хозяйствующие единицы или учреждения, а крупные комплексы, в том числе отраслевые. Это не относится к казенным предприятиям, в отношении которых уполномоченные вышестоящие органы осуществляют прямое управление.
Единые системысформированы в управлении рядом централизованных отраслей административно-политической сферы (обороны, безопасности и др.). Конструкция «усеченных» единых систем ФОИВ применяются в организации централизованного осуществления межведомственных функций и полномочий, включающих наряду с органами федеральных округов периферийные территориальные органы, учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ, например, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы и др.
Применение принципа двойного подчинения к статусу органов исполнительной власти субъектов РФ лишается своей основы. Их статусу противоречит организационное подчинение отраслевых и межотраслевых органов субъектов РФ соответствующим федеральным органам.
Содержание организации управления включает решение различных вопросов:
· принципы и формы их юридического закрепления;
· формы органов управления в зависимости от их функционального назначения;
· разграничение между ними компетенции, включая формулирование задач, функций, установление прав и обязанностей;
· правовые формы взаимодействия между ниже- и вышестоящими звеньями управления;
· методы управленческой деятельности и формы их реализации.
Важное значение имеют правильный выбор и закрепление связей между субъектами управления отраслями и сферами.
Общее подчинение, при котором полномочия вышестоящего органа не ориентированы на конкретные вопросы руководства находящимися в таком подчинении объектами. Объектами, находящимися в общем подчинении, осуществляется общее руководство, в основном путем установления правил деятельности (поведения) и осуществления контроля (надзора). Общее подчинение может иметь место как при наличии промежуточных звеньев между субъектом и объектом управления, так и без таковых. Подчинение в этом смысле равнозначно подведомственности.
Непосредственное подчинение выражается в отсутствии между субъектом и объектом управления промежуточных звеньев; значительная организационная и правовая зависимость объекта от субъекта управления, решение кадровых вопросов, применение дисциплинарных мер к работникам, элементы непосредственного распорядительства, отмену актов объекта управления и т. д. Непосредственно подчиненное предприятие, учреждение, организация непременно находятся в ведении субъекта управления.
Прямое подчинение, при котором связи между субъектами управленческих отношений являются обычно также непосредственными. При прямом подчинении, по общему правилу, речь идет об отношениях между руководителями (начальниками и т. д.) и работниками, командирами и другими военнослужащими и т. п.
Оперативное подчинение - юридическая зависимость данного субъекта управленческих отношений от другого только по определенным вопросам и не подчиненного ему в других сферах. В оперативном подчинении могут находиться организации и определенные категории лиц. Принцип оперативного подчинения применяется иногда при выполнении конкретных задач подразделениями и службами правоохранительных органов. Оперативное подчинение предусматривается также в случаях, когда нужна быстрая реакция на возникающие вопросы, требующие вмешательства вышестоящего или нижестоящего органа (должностного лица) либо при необходимости руководства текущей работой органа (должностного лица) вышестоящего подчинения).
Двойное подчинение субъекта управления по горизонтали и вертикали основано на разграничении предметов и полномочий совместного ведения, при котором по отношению к одному и тому же субъекту орган данного уровня и вышестоящий орган обладают по определенным для них вопросам юридически-властными полномочиями. Двойное подчинение исключаетсмешение предметов ведения и полномочий тех органов, в подчинении которых находится тот или иной орган управления. Соотношение объема и характера полномочий соответствующих органов может быть различным. Но если орган обладает хотя бы одним из решающих полномочий в отношении субъекта, подчиненного по всем другим вопросам иному органу, то можно говорить о двойном подчинении данного субъекта. Даже в тех случаях, когда вышестоящий орган обладает дисциплинарной властью в отношении руководителей нижестоящего органа, подчиненного по горизонтали, имеет место воплощение принципа двойного подчинения. Орган, имеющий двойное подчинение, принадлежит к системе нижестоящих органов соответствующего уровня. В настоящее время сфера применения принципа двойного подчинения достаточно узка. По общему правилу, он не фиксируется в нормативных актах в прямой форме. Однако в отдельных случаях статус органов на основе двойного подчинения прямо устанавливается такими актами. Так, в соответствии с Положением о Федеральной государственной службе занятости населения РФ органы службы занятости в субъектах РФ, в районах и городах подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенции.
Соподчинение выражается в одновременном подчинении субъектов управления двум и более вышестоящим органам государственной власти. Так, сейчас часть министерств и ведомств одновременно подчинена Президенту РФ и Правительству РФ (министерства внутренних дел, обороны и др.). Иногда соподчинение обусловливается специализацией управленческой функции и необходимостью единообразия в ее осуществлении двумя или более органами управления. При этом один из органов выступает головным в осуществлении или обеспечении осуществления данной функции.