Понятие общества. Общество как система
В узком смысле под обществом может пониматься:
1. определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);
2. конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);
3. отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).
В широком смысле общество – 1) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Также в широком смысле (и более упрощенном) можно сказать, что общество – 2) это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.
Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:
1. наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);
2. постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);
3. наличие своих субъективных законов исторического развития;
4. непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;
5. способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;
6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и надындивиндуальные формы, связи и отношения;
7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
В процессе жизни люди в обществе вступают в различные общественные отношения.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Основные сферы жизни общества
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
Название сферы | Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы | Основные элементы |
Экономическая сфера | Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. | Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность. |
Политическая сфера | Отношения по поводу власти и управления обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. | Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество. |
Социальная сфера | Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений. | Структура (стратификация) общества; социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья. |
Духовная сфера | Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.). Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей. | Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр. |
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Подобная классификация применяется и к социальным институтам. Не стоит путать это понятие с учреждениями образовательной системы.
Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Социальные институты:
· обладают целями деятельности и наборами конкретных функций, позволяющими их достигать (например, суд как орган, осуществляющий правосудие и обладающий полномочиями для этой деятельности);
· обеспечивают схожее, стандартное поведение людей в социально-типичных ситуациях (например, социальный институт — наследование);
· организуют человеческую деятельность в систему ролей и статусов, устанавливая различные образцы поведения (например, социальный институт — семья).
Основные комплексы социальных институтов:
– экономические;
– политические;
– социальные;
– действующие в духовной области.
ВОПРОС:
Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к политической сфере общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | выборы главы государства |
2) | церковное богослужение |
3) | получение гражданином кредита |
4) | съезд правящей партии |
5) | строительство жилого дома |
ОТВЕТ
2. Установите соответствие между социальными ситуациями и подсистемами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ | ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА | ||
А) | Проведение референдума о доверии президенту | 1) | экономическая |
Б) | Написание приключенческого романа | 2) | духовная |
В) | Проведение научного исследования | 3) | политическая |
Г) | Принятие закона об общественных организациях | ||
Д) | Производство товаров массового спроса |
ОТВЕТ
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
Существует несколько видов классификации общества, отличающихся критериями для выделения определённых типов обществ.
1. Критерий — письменность: дописьменные и письменные.
2. Критерий — формационный признак: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество. (Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой(совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике.
3. Критерий — уровень развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
4. Критерий — цивилизации: цивилизационный подход (А. Тойнби, Н. Данилевский и др.).
5. Критерий — уровень развития орудий и средств производства.
Тип общества | |||
Традиционное (аграрное) | Индустриальное(промышленное) | Постиндустриальное(информационное) | |
Время возникновения | Переход от первобытности к цивилизации — IV тыс. до н. э. | Переход от Средневековья к Новому времени: XVI−XVIII вв. | Переход к истории современности: конец ХХ — начало XXI в. |
Способ перехода | Неолитическая революция | Промышленная революция XVII−XVIII вв. | НТР — научно-техническая революция второй половины ХХ в. |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Информация |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характер труда | Ручной труд, индивидуальный характер | Механизация труда и стандартная деятельность (работа на конвейере), широкое применение механизмов и технологий | Резкое повышение количества творческой деятельности, автоматизация производства, компьютеризация общества |
Товарность | Натуральное хозяйство, ремесло только на заказ | Массовое производство | Мелкосерийное производство |
Занятость населения | Сельское хозяйство — до 80% общества | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — около 80% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, сфера услуг — 60% и выше |
Доминирующая форма собственности | Общинная | Частная | Акционерная |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое,«природа не храм, а мастерская» | Глобальное, контролируемое, попытки решения экологических проблем |
Социальная структура | Касты, сословия, классы; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление общества; отмирание сословий и каст; упрощение социальной мобильности; подвижность социальных структур | Отмирание классовой структуры; замена её делением общества на страты; очень высокий уровень социальной мобильности; открытость всех социальных структур |
Политическая жизнь | Наиболее распространённая форма правления — неограниченная монархия; политические свободы отсутствуют; власть выше закона; божественное происхождение власти; власть = собственность | Наиболее распространённая форма правления — ограниченная монархия или республика; провозглашение политических свобод, равенство перед законом; власть не данность — идея «общественного договора» власти и общества; демократия «большинства» | Наиболее распространённая форма правления —демократическая республика; сильное гражданское общество; политический плюрализм — возникновение новой формы демократии («демократии консенсуса»); толерантность |
Духовная жизнь | Господство традиционных религиозных ценностей — церковь, сакральное почитание власти, брак и семья, культ традиций и обычаев, коллективизм; устная передача информации, низкий уровень образования общества; однородный характер культуры — народная культура | Утверждаются новые ценности прогресса и веры в науку, личного успеха, личной индивидуальности; повышается роль образования и соответственно растёт уровень образованности общества; возникновение элитарной культуры для ценителей и массовой культуры для всех | Основа мировоззрения — информация; особая роль науки, которая становится главным двигателем прогресса; культ образования — образование через всю жизнь; гуманизация и гуманитаризация образования; культ индивидуальности личности |
ВОПРОСЫ:
Назовите черты традиционного общества. Укажите все правильные ответы:
1) | доминируют коллективистские ценности |
2) | темпы развития техники и технологий невысоки |
3) | увеличивается доля промышленности в национальном доходе |
4) | сохраняется строгая иерархическая организация |
5) | преобладает частная собственность на средства производства |
ОТВЕТ
1, 2, 4