Полномочия органов исполнительной власти субъектов в Российской Федерации
В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов РФ образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включают элементы организационной подчиненности. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.
В соответствии с Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" 1999 г. (в ред. 2000 г.) Президент РФ вправе отрешать от должности высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации вправе контролировать осуществление полномочий в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, делегированных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации. Цель этой координационной деятельности - обеспечение единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусмотрено Конституцией РФ. В то же время главы исполнительной власти субъектов РФ действуют самостоятельно в пределах компетенции и федеральные органы не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности главой исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют органы, ведающие вопросами совместной компетенции РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное подчинение) - центральному органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое руководство, а по горизонтали (линейное подчинение) - главе исполнительной власти субъекта РФ. По предметам исключительного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта Федерации и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации.
Таким образом, в субъектах РФ система органов исполнительной власти как бы раздваивается. Часть из них относится к общероссийской вертикали и к системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов РФ структурно выводится за рамки единой исполнительной власти России, реализуемой коллегиальным органом - Правительством Российской Федерации.
60.Конституционные принципы организации и деятельности судебной власти Российской Федерации.
Конституция РФ закрепляет: ≪Права и свободы
человека и гражданина определяют смысл, содер-
жание и применение законов, деятельность законо-
дательной и исполнительной власти, местного са-
моуправления и обеспечиваются правосудием≫.
Правосудие же достигается деятельностью судов.
Судебная властьв РФ согласно принципу раз-
деления властей является самостоятельной
ветвью власти. Задача судебной власти- от-
правление правосудия.
Отправление правосудия- установленная за-
коном процессуальная деятельность судов, направ-
ленная на разрешение споров о действительном или
предполагаемом нарушении норм права в порядке
гражданского, административного, уголовного судо-
СЛ производства.
CD Судебная власть в РФ осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства в коллегиальном или
единоличном (в суде первой инстанции) составах.
Непосредственно отправление правосудия осуществ-
ляют судьи, которые в своей деятельности независи-
мы, подчиняются только Конституции РФ и федераль-
ным законам и обладают особым статусом судьи.
Судьи в РФ осуществляют деятельность в соот-
ветствии с принципами:1) правосудие осуществ-
ляется только судом; 2) отправление правосудия
осуществляется только от имени РФ.
Конституция РФ устанавливает основные принци-
пы судопроизводствав РФ: 1) гласность судопро-
изводства; 2) непосредственное рассмотрение дел
судами; 3) состязательность и равноправие сторон.
Гласностьозначает, что суды рассматривают
дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при
рассмотрении дела могут присутствовать все желаю-
щие лица, если слушаемое дело не затрагивает лич-
ную, служебную, коммерческую, государственную
и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях
проводится закрытое заседание).
Конституционный принцип непосредственно-
го рассмртрениясудом дел означает недопусти-
мость проведения заочного разбирательства
уголовных дел и гражданских в том случае, если
рассмотрение дела не назначено в отсутствие за-
интересованных в качестве санкции за их винов-
ное поведение.
Принцип судебного разбирательства на основе
состязательностии равноправия сторонозна-
чает, что стороны в своих правах на защиту и обя-
занностях по доказыванию равны.
Конституция РФ устанавливает особое право лиц,
обвиняемых в совершении преступления и привле-
каемых к уголовной ответственности, на рассмот- О
рение уголовного дела судом с участием присяж- CD
ных заседателей.Рассмотрение дела с участием
присяжных заседателей осуществляется на основа-
нии ходатайства подсудимого.
Суды РФ образуют судебную систему РФ, кото-
рая представляет собой совокупность федеральных,
судов и судов субъектов РФ.
Федеральные суды:1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ,
районные суды, военные и специализированные суды,
составляющие систему федеральных судов общей
юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, феде-
ральные арбитражные суды округов (арбитражные
кассационные суды), арбитражные апелляционные
суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие
систему федеральных арбитражных судов.
Суды субъектов РФ:^конституционные (устав-
ные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.__