ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СУВЕРЕННОЙ УКРАИНЫ 3.1. Украина как субъект международной политики
После провозглашения 24 августа 1991 г. Акта о независимости и проведения 1 декабря 1991 г. республиканского референдума, убедительно подтвердившего провозглашение независимости Украины, ее международный статус коренным образом изменился. Как независимое государство она обладает полным суверенитетом в проведении своей внешней политики. Украина стала равноправным субъектом в международных отношениях. В Обращении Верховной Рады Украины «К парламентам и народам мира», принятом на торжественном заседании Верховной Рады Украины 5 декабря 1991 г., говорится: «Украина строит демократическое, правовое государство, первоочередной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. В этих целях Украина будет неуклонно соблюдать нормы международного права, руководствуясь Всеобщей Декларацией прав человека, Международными пактами о правах человека, которые Украина ратифицировала, и другими соответствующими международными документами... Украина, одно из государств-учредителей Организации Объединенных Наций, в полном соответствии с целью и принципами Устава ООН, будет направлять свою внешнюю политику на укрепление мира и безопасности в мире, на активизацию международного сотрудничества в решении экологических, энергетических, продовольственных и других глобальных проблем. Внешняя политика Украины будет базироваться на общепризнанных принципах международного права» [Правда Украины. — 1991. 7 дек.].
В этом первом важном внешнеполитическом документе независимой Украины намечены основные контуры внешнеполитического курса молодого украинского государства, перед которым встала задача определить основные цели, приоритеты и направления своей внешней политики и начать их реализацию. Понятно, что современное международное положение заставляет Украину вырабатывать во внешней политике правила поведения, адекватные обстановке в мире, и, в то же время, отвечающие ее собственным национальным интересам. При этом следует подчеркнуть, что для молодого украинского государства выработка взвешенной, научно обоснованной внешнеполитической стратегии и тактики имеет особенно большое значение. В этом случае создаются благоприятные внешние условия, во-первых, для решения сложных социально-экономических проблем внутри страны, для развития и укрепления государственности, во-вторых, для завоевания и упрочения устойчивого международного авторитета молодого государства, усиления его влияния на международные события.
Выход на международную арену такого крупного государства, как Украина, — событие исторического значения. В этой связи известный политолог 3. Бжезинский отметил: «Независимая Украина изменяет всю геополитическую карту Европы. Ее появление — одно из трех наибольших геополитических событий XX столетия. Первое событие — развал в 1918 году Австро-Венгерской империи. Второе — раздел Европы в 1945 году на два блока. Появление независимой Украины может считаться третьим таким событием...» [Бжезінський З. Україна має стати європейською державою // Сучасність. — 1992. — № 9. — С. 125]. Современная Украина как субъект мировой политики должна внести свой вклад в утверждение нового миропорядка, что, безусловно, отвечает и ее национальным интересам. Однако здесь есть свои сложности, связанные с тем, что Украина — очень молодое государство, которое еще не имеет достаточного опыта внешнеполитической деятельности, которому еще предстоит найти свое место в современном геополитическом пространстве, завоевать и укрепить свой международный авторитет. Реализация этих задач в значительной степени зависит от уровня и качества внешней политики, принципов, на которых она базируется, ее основных направлений и приоритетов. Все это делает выработку внешнеполитического курса задачей весьма важной и сложной.