Внешняя политика России в 17веке.Вхождение под протекторат Московского государства Левобережной Украины-Гетманщины.

В 1569 г. южная половина великого Литовского княжества, в которую входили Киевская земля, Волынь и Подолье, была присоединена к Польше (образовалась Речь Посполита). Польская шляхта стремилась ввести на Украине и в Белоруссии крепостное право, а церковь пыталась насадить католицизм в православие. В 1596 г. в г. Брест-Литовске состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рагоза и западные епископы приняли решение о соединении католической и православной церквей. Украина и Белоруссия становятся ареной борьбы за свои национальные, религиозные и социальные права. В начале 16 в. у днепровских порогов сложилась вольная казачья республика - Запорожская Сечь. В Запорожье не было феодальной зависимости. Казаки имели свое самоуправление, выборного гетмана и «кошевого атамана». Польское правительство пытается взять под свой контроль украинское казачество и привлечь его на службу. С 16 в. начинаются казацкие восстания против поляков. Усиление религиозного, национального и социального гнета приводит к началу освободительной войны. В 1648 г. ее возглавляет Богдан Хмельницкий. Он изгоняет из Сечи польский гарнизон, избирается гетманом и обращается к казакам с призывом к восстанию. Заключив военный союз с крымскими татарами, Хмельницкий нанес полякам поражения под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами. Был заключен мирный договор, согласно которому Польша признала автономию Правобережной Украины. В 1650 г. польские войска начали новый поход против Хмельницкого и в 1651 г. в результате измены крымского хана Ислам-Гирея (уведшего войска с поля боя) им удалось одержать победу под Берестечком. Поляки восстановили свою власть над Украиной, ограничив число казаков до 20 тысяч. Б. Хмельницкий, понимая невозможность противостояния Польше в одиночку, неоднократно ставит перед царем Алексеем Михайловичем вопрос о воссоединении Украины с Россией. Земский собор 1 октября 1653 г. принял решение о принятии Украины в русское подданство. Царские послы отправились к гетману Хмельницкому. 8 января 1654 г. Переяславская Рада постановила принять подданство и принесла присягу на верность царю, подтвердив согласие на вхождение Украины в состав России.

Это вызвало войну 1654-1667 гг. между Речью Посполитой и Россией. Война имела затяжной характер и закончилась Андрусовским перемирием 1667 г. К России отошли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев. В 1686 г. был заключен «вечный мир» с Польшей, который закрепил условия Андрусовского перемирия. Белоруссия осталась в составе Польши. Воссоединение Украины и России экономически, политически и в военном отношении укрепило Российское государство, предотвратив уничтожение Украины в результате польской или турецкой интервенции. Одновременно Россия вела войну со Швецией. В 1661 г. по Кардисскому миру Россия вынуждена была вернуть Швеции свои земли в Ливонии, и оказалась без выхода в море. Российскому государству приходилось оказывать сопротивление активной и агрессивной политике Османской империи. В 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов, но, не имея возможности для длительной обороны, вынуждены были ее сдать. В 1677 г. началась война с Турцией за Украину. Турецкие войска планировали захват Киева и всей Левобережной Украины. Но, столкнувшись с героическим сопротивлением русско-украинской армии при обороне крепости Чигерин, измотанные турки подписали в Бахчисарае договор (1681 г.) о перемирии на 20 лет. Турция признала за Россией левобережье и Киев. Земли между Днепром и Киевом оставались нейтральными.Гетманщина образовалась в ходе восстания Хмельницкого середины XVII века и оказалась расколотой на Левобережную и Правобережную (с границей по реке Днепр) В 1676 году правобережная часть Гетманщины была упразднена польской властью. Она восстановлена; позже упразднена окончательно. С этого времени Гетманщина сохранилась только в пределах Левобережной Украины, входившей в состав Российского государства на правах протектората. Занимала также часть территории нынешних России и Белоруссии.

Столицами Гетманщины в разные времена были Чигирин, Гадяч .

19.Россия в эпоху преобразований Петра 1.Особенности петровской модернизации.

Оформление основ абсолютистской монархии в Эпоху Петра 1 (XVII-XVIII вв.) потребовало радикальных преобразований всей системы государственного управления. Коренным изменениям подверглась система государственных учреждений - Боярской думы и приказов. С организацией Ближней канцелярии было подготовлено учреждение Правительствующего Сената - высшего правительственного органа, наделенного судебными, административными и частично законодательными функциями. Приказная система управления заменена новыми центральными органами - 11 коллегиями, которые укрепили аппарат управления и усилили авторитет верховной власти. Реформа центрального аппарата предусматривала систематическое разделение управления по ряду ведомств (центральное учреждение, возглавляющее какую-либо отрасль управления), имевших общегосударственную компетенцию. Важнейшими из них являлись коллегии Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, три коллегии ведали финансами, другие коллегии ведали торговлей и промышленностью, сеть судебных органов находилась под управлением Юстиц-коллегии.

Усовершенствование административной системы проводилось с учетом опыта ведущих стран. Впервые в истории страны в качестве основного принципа иерархического деления признавались не происхождение и знатность, а личные способности.

Особенности:

Петр пытался навязать европейские образ жизни, традиции на уже закостенелые, усвоенные годами русские традиции; практически все реформы были внешними, они не учитывали существующей российской ситуации; необходимость для преобразований назрела, но само общество к ним не было готово, была готова только верхушка на резкий разрыв жизни; попытки совместить европейские формы жизни и укрепление государства кончилось провалом (Первой из них было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе. Это не получ., и пришлось прибегнуть к рекрутчине (способ комплектования военных сил); Не удалось обесп. обществ. поддержку и европ. системе городского самоупр-я. В рез-те она прекратила сущ-е; Не прижилась коллегиальная система в областном упр-и и в сборе налогов. Как горожане, так и дворяне видели в органах самоуправления не выразителей своих сословных интересов, а очередную гос. повинность. В рез-те власть на местах все более сосредот. в руках губернаторов); попытка ввести в России европейской формы судопроизводства была не вполне удачной (Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сторон. Более подробный, хотя и не систематиз., стало законодательство. Но в глазах неграмотного населения такой суд был менее понятен, чем старый, устный. Толкование противоречащих друг другу законов открывало простор для произвола. Низкий уровень правосознания общества искл. возможность обществ.контроля над судом. В области полит.сыска система следствия остав. старой, с использованием пыток);

самодержавие – единственный инициатор и гарант реформ, перемен в жизни общества ( была уничтожена Боярская дума как орган, отчасти ограничивающий власть царя. Вместо неё верховным органом упр-я стал Сенат, осущ. надзор за работой гос. аппарата. В качестве второго органа верховной власти был создан Синод, контролировавший деят-ть церкви. Учреждение Сенода в 1721 означало полное подчинение духовной власти светской. Должность патриарха была упразднена. Система приказов 1718-1721 была заменена системой более соврем.учреждений исполнительной власти – коллегий, созданных по шведскому образцу. Главное внимание было уделено военно-дипломатической и торгово-промышл. деятельности, финансам. Однако, помимо упр-я, через коллегии Петр сам контролировал пол-е в стране при помощи системы фискалов – доверенных лиц царя, которые заним. выявлением злоупотреблений в государстве. В годы его правления постеп. формир. система тотального контроля царя за населением), европеизации подверглись лишь внешние формы гос. учреждений; протекционистская политика в области развития промышленности и торговли (С ней он связывал свои надежды на улучшение фин. положения гос-ва, изменение роли России в Европе, формирование новых групп населения – сторонников идеи европеизации, однако политика Петра в этой области оказ. непоследовательной. Появление мануфактур; развитие получили черная и цветная металлургия, сукноделие и др. отрасли текстильной пром-ти; Петр активно поощрял внешн. торговлю, прежде всего вывоз не сырья, а готовой продукции, причем на российских кораблях. Если в Зап. Европе промышленность развивалась в условиях отсутствия крепостного права и наличия рынка свобод. рабочей силы, то в России, где крепостное право распространялось не только на сельское, но и на городское население, эти условия отсутствовали. Особенностью Росси, резко отличавшей её от Европы, было то, что в Европе вольнонаемный труд был выгоднее крепостного, т.к. главными были интенсивность и качество труда. В России крепостной труд был выгоднее вольнонаемного, ибо имелась возможность приписки большого кол-ва рабочих; время петровских преобразований было периодом большой соц. мобильности, когда рядовые люди и даже крепостные быстро поднимались на вершину обществ. Лестницы. Пол-ка гос-ва была напр. на просвещение общества, реорганизацию системы образования (богословские предметы уступали место естест.-научным и технич. Это соотв. господств.в то время в Европе умонастроению, опред. целую эпоху Просвещения втор. половины XVII-XVIII в.); под влиянием обучения, кот.часто велось на ин. языках, у дворян формир. новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому общение дворян все чаще велось на ин.языках – немецком и французском. Русский язык знати претерпел большие изменения и раскол русского общества. Это усугублялось разницей в одежде и языке и препятствовало распр-ю нового образа жизни, ценностей и потребностей, приобретенных дворянством в ходе европеизации, среди осн. массы населения.

Наши рекомендации