Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации
Запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий является одним из важных признаков демократического государства. В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ записано: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Конституция не только гарантирует свободу деятельности общественных объединений, но одновременно в ч. 4 ст. 3 запрещает «присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по Федеральному закону».
Эти и другие правовые нормы гл. I и II Конституции являются основой содержания положений п. 1 статьи 10 Закона «О политических партий» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Аналогичным образом в ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» установлено, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Положение данного пункта крайне важно в построении правовых отношений между государством и политическим партиями, поскольку обеспечивает их конструктивное взаимодействие.
Пункт о совместном разрешении вопросов, затрагивающих интересы политических партий органами государственной власти и местного самоуправления при участии политических партий, по сути, корректирует положение предыдущего пункта. Законодатель вносит уточняющие нормы, обязывающие органы государственной власти и органы местного самоуправления решать вопросы, затрагивающие интересы политических партий, с их участием или по согласованию с политическими партиями. Тем самым политические партии получают дополнительную правовую защиту от возможных волевых решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Аналогичным образом в ч. 3 ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. Но, по мнению В. В. Григорьева, «указанные нормы представляются носящими декларативный характер, соответственно, говорить о непосредственном их реализации в правоприменительной практике довольно затруднительно»[15].
Пункт 3 статьи 10 закона устанавливает запрет для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, и лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии.
Положения Закона о недопустимости использования возможностей государственных и муниципальных должностей в интересах политических партий базируются на запрете, установленном пунктом 1 ст. 11 («Ограничения, связанные с государственной службой») ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации»[16], где, в частности, записано, что государственный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Для определения понятия использования преимуществ должностного или служебного положения представляется целесообразным обратиться к положениям п. 5 ст. 40 Закона об основных гарантиях избирательных прав, согласно которым под таковым понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с названным Законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
В пункте 3 статьи 10 также установлено, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.
Закон допускает исключение только для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, которые могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих депутатских обязанностей.
Эти исключения согласуются с нормой п. 5 ст. 9 Закона о политических партиях, устанавливающей запрет на деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, но не в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах муниципальных образований.
По законодательству государственный служащий должен служить только государству в соответствии со своими служебными должностными полномочиями и обязанностями. Вне исполнения государственной службы государственному служащему Законом не запрещено состоять членом политических партий и других общественных объединений. Вместе с тем, ФЗ «Об основах государственной службы» запрещает государственному служащему и в свободное время разглашать служебные и государственные тайны.
В п. 8 ст. 10 ФЗ «Об основах государственной службы» записано, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие известными ему в связи с использованием должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
В п. 4 ст. 10 ФЗ «О политических партиях» заложена важная правовая норма, позволяющая Президенту РФ самому решать вопрос о приостановлении своего членства в политической партии либо оставаться членом политической партии на срок осуществления своих полномочий. Здесь просматривается перспективная возможность победы на выборах Президента РФ лидера одной из российских политических партий. Одновременно более четко проявляется тенденция к формированию демократии западного образца, когда претенденты на пост президента страны выдвигаются политическим партиями либо блоками политических партий. Этот вариант выдвижения претендента на пост президента страны более приемлем для народа и страны, так как позволяет оценивать не только личность кандидата, но и программу, деятельность партии, его выдвигающей.
Как предусмотрено в п. 10 ст. 23 Закона, ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Таким образом, статья 10 Закона «О политических партиях» закрепляет невмешательство государства в деятельность политических партий, но закон наделяет государство определенными полномочиями в регулировании деятельности политических партий. В связи с этим встает важный вопрос о сохранении грани между государством и политическими партиями. В одной из резолюций ОБСЕ в 1994 году было указано именно на недопущение объединения государства и политических партий. Основная функция политических партий предполагает предоставление гражданам возможности участвовать в политической жизни страны, что и будет способствовать постепенному повышению политической культуры населения, что невозможно сделать по приказу государства.
Заключение
В современных условиях, когда в политический процесс вовлечены массы, выбор общенациональной стратегии, нередко сопровождается цивилизационным выбором, который сложно осуществить без участия гражданского общества. В России, где гражданское общество не развито, а роль политических партий институционально ограничена, каналом связи между массами и элитой являются партии.
Современный период государственного строительства характеризуется доминированием политических партий в избирательном процессе (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации), а также в процедуре представления и утверждения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации экс-президент Российской Федерации Д.А. Медведев еще в 2009 году особое внимание уделил проблеме реализации конституционного принципа политического многообразия. Обсуждение основных тезисов президентского Послания с участием политических партий и руководителей субъектов Федерации было продолжено на заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России
Законодательство о политических партиях в России подвергается постоянным изменениям: важными новеллами законодательства является поэтапное снижение минимальной численности политических партий (с 1 января 2010 г. не менее 45 тысяч членов политической партии, региональные отделения - не менее 450 членов политической партии, с 1 января 2012 г. - не менее 40 тысяч, региональные отделения - не менее 400 членов, с апреля 2012 года – не менее 500); ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений. Одновременно политические партии находятся под пристальным вниманием со стороны государства, что выражается в обязательной государственной регистрации политической партии, государственном финансировании предвыборной кампании партии и ее деятельности при соблюдении установленных законом условиях.
Внесенные изменения в норму о минимальной численности партии, с одной стороны, еще более демократизируют общественные отношения в России и способствуют упрочению гражданского общества в России, опирающегося на саморегуляцию своей деятельности и самоуправление. С другой стороны, «уменьшение» партий ставит вопрос о том, сможет ли одна партия перейти порог на выборах, установленный в законе. Таким образом, накануне следующих выборов в Государственную Думу начнется интеграционный политический процесс среди политических партий. Возможно, в таком ситуации так называемая «партия власти» гарантирует себе большинство мандатов в Государственной Думе.
Все возникающие вопросы говорят о том, что изменение законодательства о политических партиях в России создает новые предпосылки для формирования правового государства и преодоления анахронизмов советского периода.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК