Признание независимости
Черногорского княжества (1878 г.)
Главной целью внешнеполитической деятельности князя Данилы оставалось признание независимости Черногории и расширение ее границ за счет освобождения от турецкой власти соседних земель Боснийского (в состав которого входила и Герцеговина) и Шкодринского санджаков.
После преобразования в княжество освободительная борьба Черногории приняла более организованный характер. Порте приходилось иметь дело не просто с мятежным населением, а с фактически независимым государством, которое мобилизовывало все силы на отражение нападений на свою территорию и добивалось ее расширения военными средствами. Это знаменовало переход к новым формам борьбы — к освободительным войнам, руководство .которыми осуществлялось князем и правительством. Активизация антитурецкой политики Черногории оказала, в свою очередь, воздействие на усиление национально-освободительного движения, которое в 50-е — начале 60-х годов охватило южные и юго-восточные области Герцеговины. Порте не удалось сразу подавить герцего-винские восстания, опорой которых служила Черногория. В отместку за это Турция трижды совершала нападения на княжество, вела против него войны (в 1852—1853, 1858 и 1862 гг.).
В период окончания Крымской войны князь Данила решил сделать попытку использовать западные державы для достижения внешнеполитических задач Черногории. Току благоприятствовало развитие в это время национально-освободительного движения на Балканах, привлекавшее пристальное внимание европейских кабинетов, в особенности французского. Поэтому было решено воспользоваться создавшимися условиями, чтобы добиться рассмотрения черногорских требований в ходе мирных переговоров <в Париже.
Еще в мае 1855 г. князь Данила при содействии западной дипломатии начал переговоры с Портой об установлении мирных отношений на границах с Черногорией. Вместе с тем, используя заинтересованность Франции в балканских делах, он поставил перед французским вице-консулом в Шкодре Иясентом Гекаром вопрос о необходимости увеличения черногорской территории за счет Адриатического побережья до Бара, но не получил ответа125.
После окончания Крымской войны князь Данила обратился за содействием в разрешении черногорских требований непосредственно к России как покровительствующей державе. 22 февраля 1856г. он направил директору Азиатского департамента Л. Г. Сенявину письмо, в котором указывал на необходимость присоединения к Черногории соседних плодородных земель, предоставления выхода к морю (через порты Бар или Спич) и определения границы с Османской империей126.
На заседании Парижского конгресса в марте 1856 г. турецкий представитель Али-паШа заявил, что Черногория является частью Османской империи. Претензии Порты были поддержаны Австрией и Англией. Хотя Россия продолжала рассматривать Черногорию фактически независимым государством, чтобы не осложнять переговоров, русский представитель воздержался от протеста. Это обстоятельство вызвало недовольство в Черногории и повлекло охлаждение отношений с Россией. Понимая, что после военного поражения она не сможет поддержать интересы Черногории, Данила в мае 1856 г. направил европейским кабинетам — участникам Парижского конгресса (кроме Порты) меморандум, в котором из- лагались следующие внешнеполитические требования: 1). признать дипломатическим путем независимость Черногории; 2) увеличить ее территорию в сторону Герцеговины и Северной Албании; 3). окончательно определить ее границы с Османской империей; 4). присоединить к Черногории полосу Адриатического побережья вплоть до Бара1,27.
Своим обращением к посредничеству великих держав князь Данила сделал попытку выдвинуть черногорский вопрос на обсуждение международного конгресса. При этом он рассчитывал на поддержку Франции, которая в то время выступила с лозунгом защиты принципа национальности. В действительности этот принцип соблюдался не во всех случаях и, в частности, не распространялся на Турцию; Наполео-н III, учитывая экономические интересы французской буржуазии, не желал радикального решения Восточного вопроса128. Надеясь достичь сразу двух целей — уничтожить русское влияние в Черногории и укрепить доверие к себе со стороны Порты, французское правительство предложило князю Даниле Начать переговоры непосредственно с Портой. Но, обещая содействие, оно поставило условием внести существенное изменение в черногорский меморандум: не только отказаться от требования независимости, но и согласиться признать верховную власть султана129. Французский план встретил полное одобрение и поддержку со стороны Австрии и Англии, также отстаивавших принцип поддержания целостности Османской империи.
Не вняв советам петербургского кабинета воздержаться ввиду неблагоприятного момента от выдвижения своих требований перед Портой, князь Данила в августе 1856 г. решил приступить к переговорам с султанским правительством. Черногорские требования были сформулированы в документе под названием «Договор, по которому князь черногорский и брдский со своей точки зрения на независимость соглашается признать номинально сюзеренитет Оттоманской Порты»130. В нем были перечислены требования, исполнением которых обусловливалось это согласие. В первом из них говорилось о присоединении к Черногории Герцеговины и пограничных земель со стороны Северной Албании, в том числе Адриатического побережья с портом Бар. По сравнению с меморандумом от мая 1856 г. кардинально менялся пункт о правовом статусе Черногории. По совету Франции князь Данила не только соглашался отказаться от требования признания независимости Черногории, но выражал готовность стать турецким вассалом. Однако последнее было оговорено такими условиями, которые в действительности должны были свести на нет это обязательство131. Осуществление требований, изложенных в договоре, должно было также способствовать закреплению в Черногории самодержавного режима Петровичей. В ряде пунктов князь определил свои права в качестве неограниченного монарха, но нигде не говорил о своих вассальных обязанностях. Детально перечислялись права князя в военной и финансовой областях, во внешней политике, не упускались и вопросы, связанные с престолонаследием. При этом делалась оговорка, что всеми остальными функциями внутренней и внешней 'политики, которые не упомянуты в договоре, ведает сам князь. Наконец, договор должен был обеспечить Черногории внутреннюю автономию. В нем провозглашались некоторые буржуазные свободы, которые имелись в Законнике 1855 г. (равенство граждан, свобода печати и пр.). Декларация этих прав являлась одним из положительных проявлений французского воздействия на Черногорию.
Таким образом, внешнеполитические требования, сформулированные в договоре, должны были способствовать укреплению власти князя. В случае согласия Порты на назначение черногорского представителя в Стамбуле между Черногорией и Турцией фактически устанавливались дипломатические отношения. Однако для осуществления всего этого плана был избран метод, который не создавал реальных возможностей для реализации. Даже в случае, если бы Порта согласилась принять выдвигаемые требования, в дальнейшем не было гарантии их выполнения, а поставив Черногорию в сюзеренную зависимость, трудно было рассчитывать на скорое возвращение прежней независимости.
Советские историки Р. И. Рыжова, С. А. Никитин132, изучив русские архивные документы, показали решающую роль России в крушении этого плана. Нереальность проекта князя Данилы отмечалась и в югославской историографии. Б. Павичевич, изучив сложившуюся в то время внутриполитическую обстановку в Черногории, указывает, что самые значительные требования были неприемлемы не только для Порты, Австрии и Англии, но и для бонапартистской Франции; они могли быть удовлетворены «только при помощи оружия»133.
Сближение князя Данилы с Францией привело к ухудшению, а затем и разрыву политических отношений с Россией (ноябрь 1856 г.), которая приостановила выплату субсидий. В этих условиях правительство Александра II попыталось решить черногорский вопрос путем активного воздействия на Францию, которая, готовясь к войне с Австрией, стала стремиться к сближению с Россией. При этом была достигнута договоренность о совместных действиях в поддержку Черногории. В свою очередь князь Данила стал спешить с восстановлением отношений с Россией. К этому вынуждала угрожающая позиция, занятая Портой после восстания летом 1857 г. в пограничных областях Герцеговины.
После возобновления отношений с Черногорией (в 1858 г.) царское правительство, руководимое желанием. не дать Турции и Австрии закрепиться в Черногории, приняло энергичные меры для предотвращения Чоккупации княжества турецкими войсками. В дальнейшем русской дипломатии удалось найти выход в решении черногорского вопроса путем борьбы за обсуждение лишь черногорско-турецкого разграничения без возбуждения вопроса о правовом статусе Черногории. При этом Россия старалась действовать совместно с Францией 13\
^Поражение при Грахове, нанесенное черногорцами турецким войскам (1858), сделало Порту более уступчивой. Под давлением России и Франции, которых из опасения дальнейшего русско-французского сближения поддержала Англия, турецкое правительство согласилось начать рассмотрение во-проса о разграничении с Черногорией. 27 октября (8 ноября) 1858 г. в Стамбуле состоялось подписание конвенции об установлении черногорско-турецкой демар* кационной линии между представителями европейских держав и Портой (окончательный протокол подписан 5(17) апреля 1860 г.). Помимо определения демаркационной линии, был решен вопрос о расширении пределов Черногории в сторону Герцеговины и Шкод-ринского санджака. К ней были присоединены Грахово, Рудина, Никшичская жупа, около половины Дробняка, Тушина, Ускоке, Липово, Верхние Васоевичи, часть Кучи и Додоши. Таким образом, территория Черногории стала составлять около 5 тыс. кв. км., а население увеличилось до 130 тыс. человек135. Установление границы с Османской империей определило и значительно расширило государственную территорию страны, это способствовало дальнейшему укреплению ее международного положения. Но выхода к морю Черногория не получила. Это затрудняло развитие торговых связей с другими странами и вынуждало ее транспортировать свои товары через австрийские и турецкие порты на Адриатическом море.
В борьбе за укрепление централизованной власти князю Даниле пришлось преодолеть сопротивление не только в сепаратистски настроенных пограничных областях (Кучи, Пиперы и др.), но и со стороны некоторых влиятельных старейшин, имевших ранее неограниченные экономические и социальные привилегии. Во главе одной из этих оппозиционных группировок стоял Перо Томов, другую возглавлял Георгий Петрович. В борьбе против оппозиции князь Данила встретил поддержку .широкого круга мелких предпринимателей (торговцев, ростовщиков, нарождавшейся сельской буржуазии и пр.), хозяйственной и политической активности которых препятствовало монопольное положение семейства Петровичей. Изгнание из Черногории Перо Томова и Георгия Петровича означало победу над оппозиционерами, которые, однако, найдя убежище в Австрии, продолжали действовать против князя, готовя покушения и составляя заговоры136. 31 июля 1860 г. Данила был смертельно ранен политическим эмигрантом Тодором Кадичем. Черногорским князем стал племянник Данилы — Николай (1860— 1918), в основном продолживший политику своего предшественника.
В 60-е годы заметную роль в государственном управлении стали играть представители буржуазного слоя. Президентом Сената являлся воевода Мирко Петрович. Он имел мельницы, которые приносили большие доходы, торговал хлебом, используя служебные и родственные, связи, вел широкую торговлю зерном, присылавшимся в качестве помощи из других стран. На спекуляции хлебом наживал огромные барыши и сам князь Николай. С конца 60-х годов на главную роль в управлении выдвинулся Машо Врби-ца, который благодаря своей ловкости и энергии нажил большое состояние. Став членом Сената (1869), Врбица захватил на пять лет откуп на торговлю всеми черногорскими лечебными травами — одним из наиболее важных продуктов черногорского экспорта137.
В 1868 г. в Черногории была проведена финансовая реформа, явившаяся попыткой упорядочить государственные доходы страны. Личное имущество князя было отделено от государственной казны. Управление монастырской земельной собственностью оставалось в ведении митрополита, но было поставлено под контроль государственной комиссии. Большинство монастырских земель, в том .числе и владения Цетинекой митрополии, стало сдаваться в аренду за уплату третьей части стоимости урожая. Значительная часть получаемых таким путем денежных средств расходовалась на содержание школ, что являлось своеобразной секуляризацией монастырских доходов138.
Сосредоточение внимания на достижении внешнеполитических задач — борьба за освобождение Герцеговины и отражение натиска Турции — вынуждали черногорцев бросать все силы на укрепление обороны страны. В 1860 г. в Черногории был введен особый налог для пополнения военного снаряжения. За счет собранных средств закупались боеприпасы и мобилизовывались внутренние средства.
Принятые правительством меры по укреплению боеспособности позволили Черногории противостоять натиску Османской империи. Успешные боевые действия велись во время черногорско-турецкой войны 1862 г. Однако турецкой армии благодаря превосходству ее военных сил удалось в конечном счете оккупировать значительную часть территории Черногории и подойти к ее столице Цетинье. В сентябре 1862 г. был подписан мирный договор, наиболее тяжелыми условиями которого являлись: срытие фортификационных сооружений в направлении Подгорица — Спуж — Никшич, сооружение вдоль этой трассы укреплений (блокгаузов), в которых бы разместились турецкие войска, отказ от помощи герцеговинцам и др. Под давлением европейских держав, среди которых наиболее энергично выступала Россия, Порта согласилась пойти на уступки Черногории139. Однако полностью последствия неудачной войны 1862 г. были ликвидированы только спустя несколько лет. Благодаря энергичному посредничеству в Стамбуле русского посланника Н. П. Игнатьева султанское правительство согласилось удовлетворить черногорское требование о выводе войск из Ново Села и ликвидировать построенный пограничный блокгауз у горы Высочицы. К концу 1866 г. черногорская территория была окончательно очищена от остатков турецких войск.
В период подъема национально-освободительного движения на Балканах в середине 60-х годов Черногория начала усиленную подготовку к антитурецкому выступлению. В это время ей оказывала значительную помощь в вооружении и подготовке военных кадров Сербия. Правящие круги Черногории стали питать надежду, что им удастся обеспечить гегемонию в сербско-черногорском союзе путём объявления князя Николая наследником сербского престола (у сербского князя Михаила не было детей). Князь Николай поручил своему секретарю архимандриту Никифору Дучичу составить проект союзнического договора с Сербией, принятого затем на тайном совете. В основу черногорского проекта были положены следующие принципы: 1). Признание наличия двух независимых княжеств— Сербии и Черногории и полного их равноправия; 2). Неприкосновенность их территорий и раздел освобожденных югосла-вянских земель — включение Боснии и половины Старой Сербии в состав Сербского княжества, а Герцеговины и остальной части Старой Сербии — в состав Черногории; 3). Общее устройство законодательства, суда и администрации; 4). Объединение Сербии и Черногории в единое государство в случае пресечения одной из правящих династий140.
Князь Михаил и Гарашанин полностью отвергли черногорский проект. В качестве основы был принят великосербский принцип образования государства, т. е. создание «Великой Сербии», на что черногорская сторона согласилась. 23 сентября (5 октября) 1866 г. между Сербией и Черногорией был подписан договор о союзе в борьбе против Хурции. В нем гегемония в . будущем государстве была обеспечена за Сербией, так как правящей династией были признаны Обреновичи. Князь Николай согласился отказаться от своих прав на престол, но Петровичам обеспечивался ранг членов княжеской семьи и большие привилегии (цивильный лист князя Николая исчислялся в 20 тыс. дукатов) 141.
Заключение сербско-черногорского союза, который являлся одним из звеньев на пути создания Балканского союза, имело прогрессивное значение, поскольку способствовало объединению сил югославянских народов (хотя и на монархической основе) в борьбе против османского гнета.
Но, согласивщись заключить союзнический договор с Сербией, князь Николай продолжал лелеять мечту о приоритете в югосла-вянском национально-освободительном движении и обеспечении за собой решающей роли в будущем объединенном государстве. Официальные круги Черногории постоянно испытывали ошасение, что . усиление Сербии создаст им дополнительные трудности в борьбе за руководящую роль в антиосманском выступлении. Поэтому они с неудовольствием встретили известие о том, что князь Михаил возбудил перед Портой вопрос о ликвидации на сербской территории оставшихся четырех турецких крепостей. Князь Николай расценивал это как использование Сербией союза с Черногорией для достижения собственных целей142.
После того, как Порта пошла на уступки Сербии, согласившись очистить ее территорию от турецких гарнизонов, князь Николай и воевода Мирко Петрович решили выступить в Стамбуле с требованием территориального расширения Черногории. По сути дела это было возвращение к старым методам черногорской политики. Однако попытка добиться в 1867 г. при поддержке Франции удовлетворения черногорских требований успеха не имела. Наполеон III стремился лишь к ликвидации Балканского союза, отнюдь не намереваясь содействовать удовлетворению черногорских требований о территориальном расширении. В конечном итоге Франция согласилась ходатайствовать перед Портой только о предоставлении черногорцам права аренды в районе Скадарского озера, что было ими отвергнуто. Провал дипломатических переговоров в Стамбуле свел на нет французское влияние в Черногории143. Князь Николай убедился, что без поддержки Петербурга нельзя рассчитывать на удовлетворение черногорских требований, и стал всецело ориентироваться на Россию. Он поспешил восстановить дружеские отношения с Сербией, а после смерти князя Михаила снова возбудил вопрос о руководстве в освободительной борьбе. При этом Николай надеялся, что Черногория выступит в роли Пьемонта, а себя возомнил вторым Виктором Эммануилом.
В начале 1869 г. черногорский князь в первый раз посетил Россию. В Петербурге ему оказали радушный прием, особенно в славянофильских кругах. Правительство заявило, что по-прежнему будет поддерживать Черногорию и предоставило ей значительные денежные средства. Однако амбициозные претензии князя Николая ни в коей мере не поощрялись, ему советовали поддерживать дружественные отношения с Сербией 14\ Поездка черногорского князя в Петербург, следование русской ориентации в то время, когда сербские регенты продолжали проводить политику сближения с Австро-Венгрией,— все это способствовало укреплению авторитета князя Николая среди югославян и создало почву для усиления его честолюбивых мечтаний.
В 1870 г. сербское регентство предложило князю Николаю подписать военную конвенцию, в основу которой было положено сербско-черногорское соглашение 1866 г., содержащее условие об отречении от престола династии Петровичей в пользу Обреновичей В случае создания югославянского государства. В проекте была определена численность черногорской армии и предусматривалось подчинение ее сербскому командованию, а также выдвигалось требование о присоединении к Сербии Герцеговины, которая исключалась из театра военных действий Черногории145. После полученного из Цетинья отказа принять такие условия регенты решили пойти на уступки Черногории — снять династический волрос и отказаться от территориальных претензий на Герцеговину146. Вместе -с тем предлагалось после освобождения от османского гнета предоставить самому народу право решить, какая династия станет во главе югославянского государства. Эти две уступки означали шаг вперед по пути преодоления великодержавных устремлений Сербии и создания реальной основы для достижения соглашения в период Восточного кризиса 1875—1878 гг.
Когда летом 1875 г. в Герцеговине вспыхнуло восстание, при переговорах с Сербией князь Николай заявил о своей готовности подписать политический договор и военную конвенцию. Он потребовал, чтобы Герцеговина отошла к Черногории, и оставлял за Сербией право на присоединение Боснии и Старой Сербии. Желая сохранить верховное руководство черногорской армией, он настаи- нал, чтобы в военную конвенцию был включен пункт, в силу которого каждая армия находилась бы под своим командованием147. Тайный договор о союзе и военная конвенция были подписаны 3(15) июня 1876 г. в Венеции148.
Но, идя на союз с Сербией, князь Николай одновременно попытался вступить в переговоры с Портой, надеясь достигнуть дипломатическим путем осуществления внешнеполитических задач. В июне 1875 г. в письме к великому визирю Хусейн-Авни-паше он предложил совместно разработать положения, на основании которых обе стороны смогли бы выносить приговоры при рассмотрении всех черногорско-турецких конфликтов; предоставить Черногории право назначать своих дипломатических представителей в Шкодре, Стамбуле и Сараеве и др.149 В случае принятия Портой этих требований между Черногорией и Турцией фактически устанавливались дипломатические отношения, что явилось бы шагом по пути признания ее независимости. Переговоры не продвинулись вперед. Но, когда в январе 1876 г. Порта «предприняла попытку при посредстве Черногории достичь умиротворения Герцеговины, князь Николай снова предъявил ей требования, теперь более серьезные: признать независимость Черногории; предоставить ей выход на Адриатическое море (порт Спич и прибрежную полосу от Сутомора до Бара); разрешить свободное плавание черногорских судов по р. Бо-яне; присоединить к Черногории правый берег р. Морачи; амнистировать герцеговинеких повстанцев и провести в Герцеговине реформы при гарантии великих держав 15°. Порта, естественно, не приняла этих условий. Было ясно, что реализация задач черногорской внешней политики возможна только путем вооруженной борьбы, при напряжении всех внутренних сил и при активной поддержке со стороны России.
После окончания русско-турецкой войны 1877—1878 гг. русская дипломатия в проекте мирного договора стремилась в максимальной степени учесть интересы Черногории. По условиям Сан-Сте-фанекого трактата ее территория увеличилась ш>чти в 3,5 раза. Однако на Берлинском конгрессе она была значительно сокращена и все же в его состав вошли плодородные земли с городами Подгорица, Никшич, Колашин и Жабляк, было присоединено Адриатическое побережье (протяженностью 70 км.) с портами Бар и Ульцин. Таким образом, Черногория получила так необходимый ей выход к морю (о»кончательнос определение границы с Турцией произошло в 1883 г.).
Достижение в 1878 г. международного признания независимости и расширение территории были важным историческим результатом, завершившим сложный этап борьбы за национальное, освобождение Черногорского государства. К этому времени во внутреннем устройстве страны закрепились некоторые нормы буржуазного государственного права. Это произошло в условиях отсталого общественно-экономического строя жизни, при отсутствии капиталистического производства и основных классов буржуазного общества. Поэтому специфической особенностью черногорской государ- етвенной системы явилось сохранение архаических черт. Органы Государственной власти (не только высшая центральная власть, но и на местах) соединяли в одних руках административные, судебные и военные функции. В стране продолжали действовать патриархальные обычаи и традиции. В законодательстве оставалось многое из обычного права. Но сохранявшаяся племенная организация, сыгравшая большую роль в оказании отпора Османской империи, постепенно приспосабливалась к потребностям нового черногорского общества.
В процессе формирования внутреннего устройства Черногорского государства немалую роль играл внешний фактор — материальная и дипломатическая помощь России, а также связи с Сербией, опыт которой использовался при создании государственных институтов и правовых норм.