Конституционная теория Монтескье и политическая практика 18 века
Главная тема всей политической теории и основная ценность, по М., это – политическая свобода, ее в свою очередь обеспечивают законы и надлежащая организация государственности. Применительно к человеку законы природы трактуются им как законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». К ним он относит: стремление к миру, к добыванию себе пищи, желание жить в обществе.
Естественное состояние. Человек, по М., вначале слаб, боязлив и стремиться к равенству и миру с другими. Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. Появляются законы, определяющие отношения между народами; между правителями и управляемыми и между гражданами в целом. Потребность в законах, обуславливает необходимость образования государства. Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское состояние. Для образования государства необходима развитая жизнь в обществе.
По М. д.б. соответствие положительных законов природе и форме правления, географическим факторам, климату, образу жизни населения, его численности, обычаям. Специальное внимание уделяется целостности законодательства т.е. оно должно быть системным. Монтескье считает, что форма правления оказывает решающее воздействие на законы. Он различает три формы правления: республиканская, монархическая и деспотическая. При первой форме правления верховная власть находится в руках или всего народа ( демократия), или его части ( аристократия). Монархия- это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей одного человека, законы ни какой роли не играют. В отличие от природы правления Монтескье выделял принцип правления, их отличие состоит в том, что первое – есть то, что делает его таким, а принцип-это то, что заставляет его действовать. Первое - общественный строй, а второе - человеческие страсти, которые им двигают. Что касается демократии, то здесь народ является государем только в силу голосования, которыми они изъявляют свою волю. Народ, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого зак. власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов, необходимы и постановления сената, которые будут относиться к актам временного действия. Такие акты дают возможность проверить будущий закон на практике.
К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. Аристократия будет лучше если она будет приближена к демократии.
В монархии, к основным Монтескье относит законы, которые определяют наличие « зависимых и подчиненных» властей , их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.
Основным законом деспотического правления, является наличие должности полновластного визиря.
Природа каждой формы правления, определяет основные, законы.
Природе каждого правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, - особый для данного политического строя. В республике - это добродетель, в монархии- честь, в деспотии- страх. Эти принципы характеризуют тот порядок, который должен быть в обществе.
Специальное внимание, Монтескье уделяет соотношению закона и свободы. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие пол. свободу в ее отношении к гос. устройству, и 2) законы, устанавливающие пол. свободу в ее отношении к гражданину. Эти два вида обязательно должны сочетаться в Законе. Свобода будет там, где не будет злоупотребления властью. Чтоб не было злоупотребления нужно разделение властей с целью их взаимного сдерживания.
Если по М. законодательная и исполнительная власти соединены в одном лице, то свободы не будет, т.к. монарх или сенат станет создавать тиранические законы, для того, чтобы также тиранически их применять.
Если судебная и законодательная власть соединены в одном лице, то вся жизнь граждан окажется во власти произвола ибо судья будет законодателем.
Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья может получить возможность стать угнетателем.
Если все три будут соединены в одну, то всё погибнет.
Политическая свобода заключается не в том, чтобы делать всё, что захочешь, а делать то, что разрешено законами (свобода, в отношении к государству). А свобода в отношении к гражданину – это безопасность гражданина.
Политическая практика. Обоснованные мыслителем идеи свободы, гр-х прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положенны в основу конституции США и конституции других стран. Декларация прав человека и гражданина 1789 года, провозгласила: общество, в котором не обеспечено пользование правами и обязанностями, и не проведено разделение властей, не имеет конституции. Монтескье заслуженно считают классиком конституционализма.
30. 3. Политический идеал Жан -Жака Руссо. (1712- 1778)
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Суждение о вечном мире».
Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. В естественном состоянии, по Р., нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство только физическое. Но с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречащих природному равенству началась борьба между богатыми и бедными. Нарождающееся общество перешло в состояние самой страшной войны. Выход был в создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Но создание государства шло под управлением богатых и поэтому слабые и бедные не получили ничего материально, потеряли свободу. Неравенство частной собственности и политическое неравенство, согласно Руссо, привело, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда перед деспотом все равны в своём бесправии. Это заговор богатых и это пагубное развитие человеческого общества.
В противовес этому Р. развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Должна быть создана такая ассоциация, которая бы защитила личность и имущество каждого гражданина, а гражданин остался бы свободным как прежде. Каждый вступающий в эту ассоциацию становится ее нераздельной частью. Это лицо, которое образовалось, ранее именовалось Гражданской общиной, сейчас называется Республикой или Политическим организмом. Он будет Государством - когда пассивен, и Сувереном – когда активен. Члены этой ассоциации именуются народом. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может объяснить переход от естественного состояния в гражданское.
По Р. современный ему феодальный строй держится не на праве, а на силе. Руссо говорит, что когда народ подчиняется, то он поступает хорошо, но если у него появляется возможность освободиться от подчинения, он поступает еще лучше, потому что он возвращает себе свободу. Но сила, по Р., не создает права. Основой власти могут быть только соглашения.
Условия перехода к государству Руссо трактует следующим образом: то, что отчуждается у каждого индивида в пользу образуемого по общественному договору целого в виде естественного равенства, возвращается в виде договорно установленных прав и свобод. Происходит как бы эквивалентный обмен естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни. Благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву».
Не отрицая самой частной собственности, Р. выступает за относительное имущественное выравнивание и с этой позиции он критикует излишки богатства и крайнюю бедность.
В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает различие общей воли от воли каждого: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные. Руссо критикует частные ассоциации, партии, которые могут вступать в противоречие с сувереном. Наличие партий причиняет вред государству. Различие воль отражает то обстоятельство, что в гражданском состоянии имеется различие между индивидом как частным лицом и тем же самым индивидом в качестве гражданина- носителя общих интересов.
Суверен, по Р., не связан собственными законами, если бы он создал такой закон, от которого он не смог бы себя освободить, то это противоречило бы природе политического организма. Суверен стоит выше и судьи, и закона. Власть суверена включает в себя право на жизнь и смерть подданных. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Он говорит, раз суверен состоит из частных лиц, у него нет интереса противоречить интересам этих лиц, следовательно, организм не будет вредить своим членам. Руссо считает, что гарантии нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. В целом общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он именует суверенитетом. По Руссо суверенитет един – это суверенитет народа (т.е. все участники общественного соглашения), при том этот суверенитет неотчуждаем и неделим. Народ как суверен может быть представляем только самим собою, передаваться может власть, но никак не воля. Отсюда вывод, что Р. отрицал как представительную форму власти, так и идеи разделения властей. Законодательная власть должна осуществляться народом непосредственно. Исполнительная власть создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном. У политического организма различают: силу и волю, воля – это законодательная власть, а сила – это исполнительная власть. Испол. власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Эта власть должна жертвовать собой ради народа.
В зависимости от того кому вручена власть 3 формы правления: демократия, аристократия, монархия, но эти различия имеют условную роль, так как власть всегда принадлежит народу. При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением. Для поддержания власти в государстве, периодически должны созываться народные собрания, на которых народ может изменить форму правления и расторгнуть общественное соглашение, возвратив себе свободу.
Четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода (нравы, обычаи и особенно мнение общественное). Но к теме общественного договора относятся только политические законы, в них закреплена общая воля. Цель всякой системы законов – свобода и равенство, свобода не может существовать без равенства. Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.п (как Монтескьё). Законы – необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Законодатель, который будет писать эти законы должен быть знатоком своего дела. Зак. власть – это сердце государства. В особых, трудных ситуациях может быть установлена диктатура и действие законов приостановлено, но это будет длиться лишь временно