Золотая орда как военно-феодальная монархия. Источники татаро-монгольского права.

Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья: Золотую Орду возглавлял хан обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии - курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства - визирь. Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии- бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги. опиравшиеся на штат чиновников.После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского "ярлыка". Получение этого символа как бы давало право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая в основном нормы уголовного права, нормы обычного права и, позже, нормы шариата. Вещное и Обязательственное право находилось в зачаточном состоянии: Политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обычаем и традицией (многоженство, власть отца, минорат, т.е. приоритет младшего сына при наследовании). Смертная казнь назначалась за разные виды Преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую неверность, волшебство, мочеиспускание в костер и т.д. В Судебном процессе, кроме свидетельских показаний и клятвы, Применялась пытка: использовался принцип кровавой поруки, групповой ответственности. Судебная власть не была отделена от административной. С усилением исламизации Орды возникали суды кадиев и иргучи, действовавшие на основе Корана. Золотая Орда распадается в XV в. На всей бывшей империи Чингисхана образуется ряд государственных образований: Сибирское, Казанское, Астраханское ханства, которые часто оказываются во враждебных отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно покоряются Московским государством.

15. Государственный строй Руси в период образования русского централизованного государства

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV—начале XVI вв.:

наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;

замена вассальных отношений отношениями подданства;

развитие общегосударственного законодательства;

единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя этого периода:

появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);

централизованное управление окраинами наместниками монарха;

появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);

образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь.

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано:

с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);

с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

Боярская дума решала дела большинством голосов, а позже обсуждала спорные моменты до тех пор, пока весь ее состав не приходил к единому мнению, если же этого так и не было, то дело разрешалось государем.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор.

Полномочия Боярской думы:

решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);

дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);

«ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

16.Общественный строй московского государства в XV –XVI в. Выделялись: 1) служилые люди по отечеству: а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне); б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы); в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые); 2) служилые люди по прибору– военные; 3) тяглые городские: а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские); б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди); 4) тяглые уездные– крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).Бояре– это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно. Образовалось местничество– привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше. По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре. Высшие боярские должности: 1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать); 2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества); 3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).
Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.
Верстание– это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.
Тяглое население– это все юридически свободное население Московского царства.
Разряды тяглого населения: 1) городское (посадское, посаженное); 2) сельское.
Классы тягловой службы: 1) высшие: военная и административная; 2) низшие: финансовая, крепостных.
Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.
Вытные– свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.
Полувытчики– бобыли или казаки, они несли половину тягла. Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке: 1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое); 2) переходили с согласия другой общины; 3) при выходе надо выплачивать окуп.
Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины. Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.Выделялось кабальное холопство– это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.

17. Уголовное право и процесс по судебнику 1497.Под преступлением понималoсь «лихое дело» (ст.8,39).«лихое дело» было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, «лихое дело» — есть ни что иное, как нарушение воли государя.Составы преступлений. Против государства — крамола (то есть заговор, мятеж или иные действия, направленные против существующего режима). К ним же примыкают преступления против порядка управления. К примеру, отказ от правосудия: А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати. Статья о «неправом суде» защищала подданных от произвола чиновников. Существовал и такой состав, как «ябедничество», то есть заведомо ложный донос.

Против личности — убийство, «головная татьба» (похищение человека), оскорбление делом или словом.

Имущественные преступления — татьба (кража), разбой, грабёж, поджог,конокрадство.

Наказание и его цель.

Система наказаний:

Смертная казнь(за государственную измену; конокрадство или "коневая татьба" приравнивалась к измене и в старину каралась смертной казнью).

Телесные наказания: «торговая казнь» — битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили.

Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).

Основная цель - устрашение.

Программа реформ.

Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.

Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: “выступление царя защитником интересов “детей боярских”, будущего дворянства, несомненно начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины”.

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):

1. О борьбе с местничеством

2. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений

3. О монастырских, княжеских и боярских слободах

4. О ликвидации корчем

5. О ликвидации мытов

6. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту

7. О заставах по рубежам

8. Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин

9. Об упорядочении дела раздачи поместий

10. О порядке обеспечения вдов боярских детей

11. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями

12. О всеобщей переписи земель

Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят “Царские вопросы”, пять посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать “недостаточного” за счет “лишков” земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.

Наши рекомендации