После татаро-монгольского нашествия.

Лекция 6

Формирование централизованного русского государства в 14-15 веках.

Вопросы: 1. Этапы развития государственности и культуры

После татаро-монгольского нашествия.

Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.

3. Возвышение Москвы при Иване Калите 1325 – 1340.

4. Москва при Дмитрии Донском 1359 – 1389.

5. Правление Ивана III 1462 – 1505.

Условия формирования единой культуры.

Вопрос. Этапы развития государственности и культуры

после татаро-монгольского нашествия.

1 этап - сер13 – сер 14 веков

Упадок всех сфер материальной и духовной культуры, кроме Новгородского княжества.

2 этап - сер 14 – сер. 15 веков

Начинается хозяйственный подъём Руси за счёт укрепления местных государственных образований (Москвы, Твери, Новгорода, Рязани).

· В литературе появляется цикл сказаний о Мамаевом побоище «Задонщина»,

· В Новгороде и Пскове, не пострадавшими во время татаро-монгольского нашествия развивается зодчество.

· Формируется школа иконописи Феофана Грека.

3 этап – сер 15 – 16 века

Начало процесса объединения Русских земель и взаимопроникновение местных культур. Превращение Москвы в центр формирующейся русской народности и единой русской культуры.

2 вопрос : Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.

Возвышение Москвы не имело никаких исторических предпосылок. Москва была небольшим посёлком в княжении Юрия Долгорукого, станционным двором, где он останавливался на пути из Суздаля в Киев. Первый князь маленького московского удела неожиданно получил по завещанию соседнее княжество, что вдвое увеличило московские земли.

Лев Гумилёв писал: «Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, нежели Тверь или Нижний Новгород, где шёл лёгкий и безопасный путь. Не скопила Москва ни боевых навыков, как Смоленск или Рязань. Не было в Москве и стольких богатств как в Новгороде, и такой культуры, как в Ростове или Суздале. Но! Москва сумела перехватить инициативу в деле объединения русских земель».

Этому способствовали ряд факторов:

1. Географический фактор - серединное положение этого княжества.

2. Личностные способности первых московских князей и их умение использовать сложившиеся обстоятельства.

3. Москве помогло и сочувствие к ней высшего духовенства, которое покинуло запустевший Киев и связало свою судьбу с северо-восточными землями: в 1300 году митрополит Максим переехал в небольшой город Владимир -на- Клязьме.

4. Отсутствие сильных соперников. Великий Новгород не вмешивался, развивался самостоятельно, а Тверь страдала от междоусобиц местных князей.

5. Политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя разглядеть главного соперника.

3 вопрос: Возвышение Москвы при Иване Калите 1325 – 1340.

Борьба вокруг ордынского ярлыка (право на сбор дани) между русскими князьями не только не затихала, но становилась всё более яростной. В 1327 году московский князь Иван Калита подавил восстание против монгольских баскаков в Твери, за что в награду и получил от Орды ярлык на сбор дани.

1. Получив ярлык, Иван обложил страну удвоенной данью, но установил твёрдый порядок. Часть собранной дани он утаивал, за что и получил прозвище Калита (кошелёк).

2. Московское боярство стало богатеть, что привлекало сюда феодалов из других земель. В Московию начинают переезжать и бояре, и простые люди.

3. Иван демонстративно придерживался христианской морали и оказывал покровительство православной церкви, чем вызвал уважение церковных кругов. При нём в Москву из Владимира -на- Клязьме переселился митрополит.

4. Иван Калита за несение службы стал платить государево жалование. Это система была очень привлекательна, поэтому сюда стекались энергичные деловые люди разных национальностей, стремясь получить обязанности.

5. Иван Калита выдвинул идею, ставшую актуальной на ближайшие 100 лет – идею особой религиозно- политической миссии Москвы, как преемнице Киевских и Владимирских князей.

4 вопрос : Москва при Дмитрии Донском 1359 – 1389.

Внук Ивана Калиты – Дмитрий Донской смог распространить свою власть уже на два княжества: Московское и Владимирское. Москва постепенно собирала и объединяла соседние земли. Чтобы укрепить город, Дмитрий Иванович вместо старого деревянного Кремля выстроил новый из белого камня с мощными стенами и башнями. На кремлёвском холме выросла грозная крепость. Для защиты Кремля изготовили пушки, которые стреляли каменными ядрами. Это было первое на Руси огнестрельное оружие.

Власть Дмитрия была так велика, что он, по словам летописи, «всех князей русских привожаше под свою волю». Это дало ему возможность вступить в единоборство с Золотой Ордой. Дмитрий Иванович уменьшил размер выплачиваемой дани и даже пытался вообще отказаться от её уплаты. Мамай, который в это время правил в Золотой Орде, с тревогой смотрел на усиление Москвы. Стремясь одолеть непокорного московского князя, он собрал огромную рать и двинул своё полчище через Волгу.

Дмитрий Иванович обратился с призывом ко всем русским землям прислать свои полки для отпора ордынцам.15 августа 1380 года русские войска вышли из Москвы. Окраинами рязанской земли дошли до верховья Дона. Вечером 7 сентября Дмитрий Иванович держал воинский совет: оставаться ли на рязанской земле или перейти на правую сторону, на «на Мамаеву землю». Впервые за 150 лет иноземного ига русская рать должна была выйти за пределы Руси для открытого боя с поработителями. Русские войска перешли Дон с 7 на 8 сентября. Они расположились на сравнительно небольшом Куликовом поле (3 на 4 км), изрезанном ручьями и овражками. В тылу русских протекала река Непрядва, слева в кустах был Дон, справа лес, а за ним тоже река. В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что это место выбрали потому, что отступать было некуда.

Современники назвали эту битву побоищем, а мы вслед за русским историком М.Н.Карамзиным, называем её Куликовской битвой. В «Сказании» написано: «И была сеча великая, какой не бывало от начала русским князьям. И пролилася кровь, как дождевая туча, и пало множество трупов с обеих сторон». Куликовская битва потребовала такого напряжения сил, что через 2 года Москва не сумела отразить нашествие хана Тохтамыша, который захватил и сжёг Москву.

Куликовская битва имела огромное морально-политическое значение:

1. Возрос авторитет Московского князя, выросло его влияние, за Дмитрием Ивановичем закрепилось прозвище Донской.

2. Эта битва имела переломное моральное значение, она показала, что русские люди могут побеждать непобедимых, что в открытом бою русские войска могут одолеть ненавистных угнетателей. Была преодолена привычка к покорности и угнетению.

3. Это был крестовый поход православного христианства. Дмитрий Донской перед битвой получил благословение от Сергия Радонежского.

4. Это битва способствовала объединению русских людей: на Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, а вернулась рать русских. Русские люди из разных княжеств начали осознавать себя как единое целое, появляется слово - Россия.

5. Держава Мамая начала разваливаться, ордынская территория навсегда откатилась к югу.

После смерти Дмитрий Донской впервые передал свой престол сыну как «свою вотчину», не утверждая права на княжение в Золотой Орде, как бывало раньше. Его сын получил по завещанию не только Московское княжество, но и великое княжество Владимирское.

Княжеские междоусобицы на Руси продолжались до середины 15 века и дорого обходились стране, но они же и подтвердили необходимость процесса объединения русских земель. Исподволь копившиеся предпосылки объединения, достигнув критической массы, подгоняли процесс консолидации русских земель, который получил своё завершение в правлении Ивана III.

5 вопрос: Правление Ивана III 1462 – 1505.

Ивана III называют собирателем земли русской. Слепой отец рано сделал сына соправителем, что помогло ему приобрести житейский опыт и выработать привычку к делам. Иван, начавший своё правление как один из удельных князей, закончил свой жизненный путь уже Государем единой народности. Он был искусен не только в ратном деле, но и в дипломатии: как бы предвидя Петра, интересовался европейскими ремёслами и культурой, выдвигал на первый план талантливых людей. Будучи сыном своего века, не чурался коварства, интриг. Ивана III очень много сделал для становления единого централизованного русского государства.

1. Сын Василия Тёмного, от отца он получил Московское княжество площадью

в 400 тыс. кв. км., а своему сыну Василию III (1505 – 1533), оставил государство в 2 мил. кв. км., присоединив к Москве Псков,

Смоленск,

Рязань,

Тверь и

1478 г. Великий Новгород.

2. С правлением Ивана III связывают и окончание татаро-монгольского ига. С 1476 года Иван перестал посылать в Орду дань, хан Ахмат решил за этот наказать Москву. В 1480 году Ахмат собрал 100 тысячное войско, заключил договор о помощи с литовским князем Казимиром и двинулся на Русь. Иван долго колебался: вступать ли в открытое сражение, как это было 100 лет назад при Дмитрии Донском или нет. В октябре 1480 года произошло так называемое стояние на реке Угре (приток Оки). Казимир на поле боя не явился, Ахмат напрасно ждал его, ранний снег укрыл траву, и коннице вести военные действия было бы крайне тяжело. Татаро-монголы отступили. В 1480 году татаро-монгольское иго закончилось.

3. С 1485 года Ивана III начал именовать себя Государем Всея Руси. Новый этап в развитии русских земель и русской государственности набирал силу. Началось складывание единого централизованного феодального государства. Быстрота процесса привела к тому, что князья, сохраняя ещё свою власть на местах, вынуждены были подчиняться «Государю Всея Руси». Иван III перед остальными князьями стал появляться в царском одеянии: в руках у него был скипетр, на голову он надевал так называемую «Шапку Мономаха» - вышитую золотом тюбетейку, отороченную мехом, - подарок хана Узбека Ивану Калите.

4. В 1472 году, овдовевший Иван, женился на наследнице последнего Византийского императора – Софье Палеолог, которая в качестве эмигрантки жила после захвата Византии турками у Папы Римского. Этот брак был очень важен с политической точки зрения. Русь породнилась с византийским императорским домом и переняла великую христианскую миссию от Византии, первого в мире христианского государства и империи с 1000-летней историей. В результате этого брака, Московский князь стал наследником римских цезарей и византийских императоров. Иван перенял от Византии и её герб – Двуглавого орла (в своей архаической форме он хранится в Грановитой палате). Брак Ивана III начинался как роман по политическому расчёту (Папа надеялся усилить своё влияние на Московию, а Иван III - упрочить международный престиж страны), а превратился в союз двух неординарных личностей. Софья Палеолог умирает в 1503 году. Иван, тяжело переживая утрату, последует за ней через 2 года. Ключевский писал о Софье: «Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение».

Софья всеми силами поддерживала анти ордынские настроения мужа, привлекла в Россию итальянских архитекторов для строительства нового Московского Кремля, привезла она и драгоценные книги константинопольской патриаршей библиотеки. При её содействии в княжескую жизнь была введена царская обрядность.

5.Возросло значение церкви. Митрополиты поддерживали не только Ивана III как личность, но и идею прекращения междоусобиц и объединения страны. Москва становится при Иване III не только политическим, но и духовным центром.

6. В 1497 году появляется Судебник – первый кодекс законов единого государства.

Итак: В результате правления Ивана III в Восточной Европе в короткий срок возникло огромное Российское государство с площадью 2 миллиона кв. км. и с населением 9 миллионов человек. Власть государя становится самодержавной, а бывшие удельные князья превращаются из вассалов в подданных Москвы.

6 вопрос: Условия формирования единой культуры.

К началу 15 века Москва заняла в Восточной Европе исключительное положение:

- с падением Византии и захвата её турками, Московское княжество становится главным центром восточно-христианской культуры,

- утверждение турецкого владычества на Балканах привело к массовой эмиграции представителей церкви, лучших деятелей культуры и искусства Византии, Сербии и Болгарии в Московию.

Роль Москвы для греческого и славянского мира становилась всё более значительной.

1. Образование единого Российского государства и единой культуры проходило в неразрывной связи с борьбой против татаро-монгольского ига. (После 1480 года, когда Иван III порвал ханскую басму, ещё в течение 200 лет Российскому государству пришлось с громадным напряжением сил вести борьбу против остатков Золотой Орды – Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств).

2. С самого начала возникновения нового государства, отчётливо был виден многонациональный характер этого государства, а значит, и создавались условия для развития культур многих национальностей. Вместо «Руси» всё больше утверждается понятие «Россия», как определение страны в целом, так и её населения.

3. При отсутствии реальных элементов буржуазного общества, зачатки которого были уничтожены в результате татаро-монгольского ига, происходит рост крепостничества как явления.

4. Огромная роль в укреплении государства и формировании культуры принадлежала церкви с её огромными богатствами и влиянием.

5. Объединение русских земель происходило не только на основе экономических и социальных предпосылок, но была сформирована и духовная реальность – общенациональное самосознание.

Образование единого централизованного Российского государства в тех исторических условиях было событием крупного прогрессивного значения. Появилось огромное сильное государство – Московия, Россия. В процессе формирования великорусской народности, сложились особенности единого русского языка, материальной и духовной культуры.

Наши рекомендации