Тема 2 «Основы уголовного права РФ»
Уголовное право — это отрасль права, которая определяет, какие деяния являются опасными для общества (являются преступлениями) и какие наказания за их совершение устанавливает государство (отрасль о преступлениях и наказаниях).
Задачи уголовного права:
• охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств;
• обеспечение мира и безопасности человечества. Особенно эта задача важна в эпоху глобализации, стирания границ между государствами, распространения международной преступности, терроризма;
• предупреждение преступлений. Выполнение данной задачи обеспечивается с помощью издания законов, их доведения до широких масс населения. Это должно способствовать формированию у граждан стереотипа правомерного поведения, удержанию неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений под страхом уголовной ответственности и наказания.
Уголовному праву присущ в основном императивный метод правового регулирования, основанный на началах власти и подчинения.
Основным источником уголовного права РФ является Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ (действует в ред. от 11.03.2004), который действует в РФ с 01.01.97.
Уголовный кодекс (далее - УК) состоит из двух частей:
• Общей части, в которой закрепляются понятия, виды преступлений и наказаний, принципы уголовного права; регулируются институты, общие для всего уголовного права;
• Особенной части, в которой дается исчерпывающий перечень деяний, признаваемых в РФ преступлениями; объясняются особенности их квалификации (определения степени тяжести); даются перечень и виды наказаний для каждого преступления (конкретное наказание назначает суд с учетом всех обстоятельств дела в рамках санкции статьи).
5. Уголовный закон РФ действует:
• во времени:
• не имеет обратной силы в отношении преступлений, совершенных до его вступления в силу, если этим ухудшается положение виновного;
• и, наоборот, имеет обратную силу, если устраняет преступность и наказуемость деяния, смягчает положение виновного;
• в пространстве — только на территории России (на объектах, приравненных к территории России);
• по кругу лиц — на всех лиц, совершивших преступления в РФ (граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства), кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, и за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.
Понятие и виды преступлений
Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние {действие или бездействие), запрещенное УК под угрозой наказания.
Признаки преступления:
- наличие деяния — поведения человека (мысли, чувства, помыслы человека не являются преступлением). Деяние может быть в форме:
- действия, например кража;
- или бездействия, например неоказание помощи лицу, чья жизнь находилась в опасности;
- высокая степень общественной опасности — ключевой отличительный признак (деяния, имеющие признаки преступления, но не представляющие большой общественной опасности, относят к другим видам правонарушений — например административным);
- противоправность — прямое указание данного деяния в качестве преступления в УК;
- вина — психическое отношение к содеянному, наличие всех элементов состава преступления.
Уголовный закон выделяет четыре элемента состава преступления:
объект — конкретные общественные отношения, охраняемые УК (они должны быть прямо указаны в УК);
субъект — лицо, совершившее преступление. Оно должно отвечать ряду требований:
- достигнуть необходимого возраста;
- обладать иными специальными признаками (если субъект специальный, например быть должностным лицом, военнослужащим и т. д.);
объективная сторона — наличие самого деяния и причинно-следственной связи между самим деянием и наступившими вредными последствиями;
субъективная сторона — психическое отношение лица к содеянному. Оно может выражаться в виде:
- прямого умысла — лицо желает наступления вредных последствий;
- косвенного умысла — лицо сознательно допускает наступление вредных последствий;
- неосторожности (в форме легкомыслия) ~ лицо предвидит наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение;
- неосторожности (в форме преступной небрежности) — лицо не предвидит вредных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть.
Только наличие всех четырех элементов состава преступления
(объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон) дает возможность признать лицо виновным в совершении преступления.
В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на четыре вида:
• преступления небольшой тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых согласно УК максимальное наказание не превышает 2 лет лишения свободы;
• преступления средней тяжести:
• умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы;
• неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает 2 года лишения свободы;
• тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы/
• особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание.
В зависимости от вида общественно охраняемых интересов выделяются:
• преступления против личности:
• преступления против жизни (например, убийство, причинение вреда здоровью);
• преступления против свободы, чести и достоинства человека (похищение человека, торговля людьми и др.);
• преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилование и др.);
• преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение неприкосновенности частной жизни, жилища; фальсификация итогов голосования; невыплата зарплаты; нарушение авторских прав и др.);
• преступления против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, разглашение тайны усыновления (удочерения) и др.);
• преступления в сфере экономики:
• преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство и др.);
• преступления в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита, контрабанда и др.);
• преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, коммерческий подкуп и др.);
• преступления против общественной безопасности и общественного порядка:
• преступления против общественной безопасности (терроризм, бандитизм, организация преступного сообщества (организации), хулиганство и др.);
• преступления против здоровья населения и общественной нравственности (преступления в области оборота наркотиков, организация занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов и предметов и др.);
• экологические преступления (загрязнение вод, загрязнение атмосферы и др.);
• преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и др.);
• преступления в сфере компьютерной информации (неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ и др.);
• преступления против государственной власти:
• преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, покушение на жизнь государственного или общественного деятеля, вооруженный мятеж и др.);
• преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (превышение должностных полномочий, получение взятки, дача взятки, халатность и др.);
• преступления против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности и др.; побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи и др.);
• преступления против порядка управления (применение насилия в отношении представителя власти; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков и др.);
преступления против военной службы (неисполнение приказа, дезертирство и др.);
• преступления против мира и безопасности человечества (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; геноцид, наемничество и др.).
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность — обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в результате совершения преступления. Любое лицо, совершившее преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности.
Для того чтобы быть привлеченным лицо должно отвечать двум главным требованиям:
- достигнуть возраста, с которого возможна уголовная ответственность;
- быть психически вменяемым.
Уголовная ответственность за большинство преступлений наступает с 16 лет. За некоторые преступлена» имеющие наивысшую общественную опасность (например, за умышленное убийство) уголовная ответственность наступает с 14 лет. Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются:
- необходимая оборона — самозащита личности, ее прав или других лиц, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; при этом ответ нападающему должен быть адекватен угрозе;
- причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;
- крайняя необходимость — причинение иного вреда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
- физическое и психическое принуждение;
- обоснованный риск;
- исполнение приказа и распоряжения.
Уголовные наказания в РФ
Уголовно-исполнительное право регулирует порядок исполнения не всех видов наказаний в РФ, а только условных наказаний. В настоящее время в РФ предусмотри J2 видов уголовных наказаний (перечислены в порядке возрастания тяжести)
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- лишение специального, воинского, почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службе;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
В реальной действительности видов наказаний — 11, поскольку в настоящее время смертная казнь фактически не применяется:
- с 1996 г. (в связи со вступлением России в Совет Европы) действует мораторий на исполнение смертной казни;
- суды РФ в 1996—2004 гг. практикуют, как правило, не выносить смертные приговоры, а приговаривать особо опасных для общества преступников к пожизненному лишению свободы.
Наряду с этим с 08.12.2003 государство отказалось от такого вида наказания, как конфискация имущества — безвозмездного изъятия в доход государства по приговору суда части или всего имущества осужденного. Нормы, связанные с данным видом наказания, 08.12.2003 были исключены как из УК, так и из УИК.
Из 11 фактически применяемых наказаний два вида наказаний имеют специальный субъект и применяются только к военнослужащим:
• ограничение по военной службе;
• содержание в дисциплинарной воинской части.
Согласно Федеральному закону "О введении в действие Уголовного кодекса РФ" от 13.06.96 № 64-ФЗ (ред. от 08.12.2003) три вида наказаний вводится постепенно, по мере создания условий для их исполнения:
• обязательные работы — не позднее 2004. г.;
• ограничение свободы — не позднее 2005 г.;
• арест — не позднее 2006 г.
Данные наказания вводятся специальным федеральным законом.
Поэтому для большей части населения РФ фактически предусмотрено шесть видов наказаний:
• штраф;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
• лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
• исправительные работы;
• лишение свободы на определенный срок;
• пожизненное лишение свободы.
Наиболее распространенными из них являются два вида наказаний:
• штраф;
• лишение свободы на определенный срок.
Другие виды наказаний применяются реже. В настоящее время государство проводит политику преимущественного применения штрафа в качестве уголовного наказания и сокращения применения наказания в виде лишения свободы на определенный срок.
3. Девять видов наказаний применяются только как основные. Это:
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службе;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Только как дополнительное применяется одно наказание — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
И как основное, и как дополнительное могут применяться 2 вида наказаний:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Перечень уголовных наказаний является исчерпывающим и не может быть расширен иначе как путем принятия нового закона.
Судимость
Судимость — особое правовое положение лица, признанного судом виновным в совершении преступления и приговоренного к определенному виду уголовного наказания, выражающееся в наличии неблагоприятных последствий и ограничений для осужденных как во время отбывания наказания, так и некоторое время после его отбытия.
Указанные неблагоприятные последствия и ограничения бывают двух видов:
- уголовно-правовые — наличие судимости в момент совершения нового преступления в ряде случаев:
- влияет на квалификацию данного преступления (создает признак повторности, утяжеляет наказание);
- влияет на признание лица рецидивистом;
- служит препятствием для смягчения наказания;
- общеправовые, заключающиеся в том, что в течение срока судимости:
- лицо обязано сообщать о своей судимости в официальных документах, анкетах и т. д.;
- в случае выдвижения кандидатуры такого лица в органы государственной власти информация о судимости (статья, срок наказания) должна сообщаться в официальных сведениях о кандидате (на избирательном участке и бюллетене для голосования) наряду с другими сведениями;
- лицо не может быть учредителем в коммерческой организации и, в отдельных случаях, занимать ряд должностей, указанных в законе (например, руководителя банка при наличии судимости за корыстные преступления);
- данное лицо не может быть принято на работу в органы МВД и прокуратуры (бессрочно).
Наступление судимости закон связывает с наличием двух юридических фактов:
- признанием лица виновным в совершении преступления;
- назначением уголовного наказания.
Согласно ст. 86 (ч. 2) УК РФ лица, освобожденные от наказания, считаются несудимыми. Судимость имеет срочный характер:
- срок судимости четко указан в законе и зависит от конкретного вида уголовного наказания;
- обычно данный срок длится некоторое время после отбытия наказания (от 1 года до 8 лет).
Момент окончания срока судимости называется погашением судимости. Судимость прекращается автоматически, по истечении ее срока. Для погашения судимости не требуется решения уполномоченного государственного органа (например суда). Актом амнистии, помилования, решением суда судимость может быть снята досрочно. Судимость погашается в отношении лиц:
- условно осужденных — по истечении испытательного срока;
- осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы — по истечении / года после отбытия или исполнения наказания;
- осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (за которые предусматривается максимальное наказание до 5 лет лишения свободы) — по истечении 3 лет после отбытия наказания;
- осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления (за которые предусматривается максимальное наказание до 10 лет лишения свободы) — по истечении 6 лет после отбытия наказания;
- осужденных за особо тяжкие преступления (за которые предусматривается максимальное наказание свыше 10 лет лишения свободы) — по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Погашение (снятие) судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью:
- прежняя (погашенная) судимость не учитывается в качестве квалифицирующего признака при совершении нового преступления;
- лицо имеет право не сообщать в официальных документах, анкетах о своей судимости.
Тема 3 «Конституционное право»
Понятие, источники конституционного права России
КП занимает ведущее положение в системе права любого государства и является юридическим фундаментом для всех других отраслей права. Это определяется предметом правового регулирования КП.
Предметом КП являются ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, связанные с устройством и деятельностью экономической и политической систем общества, устройством государства, взаимоотношением человека и гражданина с государством.
экон. система общества + полит.система общества = общественный строй
общественный строй + устройство государства = конституционный строй
устройство государства=1.Форма правления
2.Форма государственного устройства
3.Политический режим государства
Конституционное право – это совокупность норм права, регулирующих
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, связанные с основами конституционного строя, системой и порядком образования органов государственной власти, основами правового статуса человека и гражданина.
Основной источник норм КП - Конституция РФ (КРФ) 1993 года, которую называют основным законом государства. Это определяется юридическими свойствами КРФ:
1Верховенство и высшая юридическая сила КРФ. Она является актом народного суверенитета и правовой базой существования государства. Поэтому она занимает 1 место в иерархии нормативно-правовых актов. Все иные НПА не должны противоречить положениям КРФ.
2.Учредительный характер КРФ. Это означает, что ни одно из положений КРФ не может быть
признано недействительным.
3.Прямое действие КРФ. Когда нет нормы для упорядочения определенной ситуации или
существует коллизия (столкновение) между нормами других законов, нормы КРФ могут
применяться прямо и непосредственно.
4..КРФ является ядром правовой системы государства. Ее нормы координируют законодательство
РФ.
Структура КРФ традиционна для конституций большинства государств. Она состоит из 9 глав:
1.Основы конституционного строя
2.Права и свободы человека и гражданина
3.Федеративное устройство
4.Президент РФ
5.Федеральное собрание
6.Правительство РФ
7.Судебная власть
8.Местное самоуправление
9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Наряду с КРФ в качестве источников КП выступают федеральные конституционные
законы:
1. О судебной системе
2. О Правительстве РФ
3. О Конституционном суде
4.О Верховном суде РФ
5.Об арбитражных судах
6.О референдуме и другие.
Основы конституционного строя РФ
Конституционный строй-это способ организации общественной и государственной
жизни в РФ.
В преамбуле и гл.1 КРФ закреплены принципы конституционного строя в РФ.
2.1 В основу организации общественной жизни положены следующие принципы:
- идеологического и политического плюрализма
- светского характера государства
- свободы экономической деятельности
- многообразия и равноправия различных форм собственности
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙплюрализма означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.13) политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, существование политического многообразия, многопартийности.
Светскийхарактер государства означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом
Свободаэкономической деятельности - свободное перемещение товаров, услуг, финансов, поддержание конкуренции, что является основой рыночной экономики. При этомэкономической основой РФ является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Государство не только признает различные формы собственности, но и в равной мере их защищает.
2.2 В основу организации государственной власти в РФ положены следующие принципы:
- народовластия
- федерализма
- верховенства права
- разделения властей
- государственного суверенитета РФ
- вхождения РФ как полноправного члена в мировое сообщество
НАРОДОВЛАСТИЕ характеризует РФ как демократическое государство и означает,
что единственным источником власти является народ РФ(ст.3)
РФ как федерация состоит из частей ,имеющих статус субъектов государства (республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения-всего
89 субъектов) Каждый субъект имеет свои основные законы (конституции, уставы).
Основные законы субъектов могут отличаться друг от друга(в этом отличие от
унитарных государств) Но при этом принцип федерализма подразумевает:
- государственную целостность РФ;
- единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ
и органами гос. власти субъектов РФ;
- равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос.
власти (ст.5).
ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА выражается в верховенстве Конституции и связанности
государства правом.
По горизонтали власть делится на 3 ветви власти:
- законодательную
- исполнительную
- судебную
По вертикали власть делится между органами гос. власти РФ и органами гос. власти
субъектов РФ.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве гос. власти, ее единстве и независимости.
РФ является полноправным членом мирового сообщества, она постоянный член Совета Безопасности ООН.
Система органов гос. власти в РФ
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Такое разделение сделано с целью:
1. Специализации органов гос. власти по функциям(разработка законов, их исполнение,
разрешение правовых споров).
2. Предотвращения концентрации, монополизации власти одним человеком, одним органом гос. власти.
3. Уравновешивания, сдерживания друг друга различными ветвями власти.
Государство осуществляет свою деятельность посредством органов гос. власти.
Орган гос. власти - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть
государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регламентируется правом.
Классификация органов гос. власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти и и принадлежности к тому или иному уровню власти
(федеральному или субъекта РФ)
Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное
Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется
в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Санкт-Петербургское
городское собрание и т.п.).
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Совета Федерации (СФ) составляют представители субъектов РФ по 2 от каждого субъекта:
1 от представительного органа власти субъекта РФ, второй от исполнительного органа
власти субъекта РФ(всего 178 депутатов от 89 субъектов РФ) К ведению С Ф отнесены
3 группы вопросов:
1.исключительные полномочия, определенные ст.102 КРФ
2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата
должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой
3.полномочия по самоорганизации: решение С Ф считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
Полномочия ГД делятся на:
1. исключительные (ст. 103)
2. законодательные, реализуемые в форме принятия законов
3. полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании,
квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных
конституционных законов.
Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ (ПРФ), а на уровне субъектов РФ правительства субъектов РФ.
Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным
конституционным законом «О Правительстве РФ», федеральными законами, Указами Президента РФ.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Гос. Дума может выразить недоверие Председателю ПРФ. После чего Президент может согласиться с решением ГД и объявить об отставке ПРФ. либо нет. ПРФ исполняет все гос. функции:
- регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет ,осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др.
Наряду с ПРФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции: министерства, гос.комитеты, комитеты, федеральные службы РФ и иные органы исп. власти.
На уровне субъектов РФ исп. власть наряду с правительствами субъектов осуществляют
департаменты, комитеты, управления и иные органы исп. власти.
Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:
- самостоятельность судебной власти, независимость ее от других ветвей власти;
- независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей;
- осуществление правосудия только судом;
- состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве;
- гласность судебного разбирательства.
Суды образуют судебную систему РФ. Судебная система РФ устанавливается КРФ и
КФЗ «О судебной системе РФ» Структура суд. системы РФ:
1. Федеральные суды.
2.Конституционные(уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
1. Конституционный Суд РФ.
2. Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, специализированные суды. Все эти суды образуют подсистему федеральных судов общей юрисдикции.
3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов РФ. Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных судов.
Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется ст.125 КРФ КФЗ «О Конституционном Суде РФ»
В компетенцию Конституционного Суда входит обеспечение верховенства и прямого действия КРФ на всей территории РФ, защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный статус человека и гражданина в РФ
Правовой статус (ПС) человека и гражданина-это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-
правовых актах.
Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции,
называются конституционным статусом (КС). Они образуют относительно небольшую
часть всех прав, свобод и обязанностей.
Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права.(гражданском, трудовом, семейном и др.)
КС определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе. Структурно
включает:
1.права и свободы
2.обязанности
Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах деятельности(имущественной, трудовой, семейной и т.п.)
КС основывается на след. основных принципах:
1.человек, его права и свободы – высшая ценность(ст.2)Признание ,соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
2.граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6).
3.осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17).
4.основные права и свободы гарантированы государством (ст.45).
ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Эта такие условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается на государство и всю
систему государственных органов (Ст.45,ст.80).
Ст.18 КРФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.Это означает, что все законы, деятельность органов гос. власти и местного самоуправления должны ориентироваться на права и свободы человека и гражданина,
исходить из них, обеспечивать и защищать эти права и свободы.
Сам человек вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законами,
вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге(ст.46)
Различают общие(политические, социально-экономические) и юридические гарантии.
Юридические гарантии -это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Предпосылкой некоторых прав и обязанностей является гражданство человека.
Гражданство-это определенное политико-правовое состояние человека, выражающее
его юридическую принадлежность к конкретному государству. ФЗ «О гражданстве РФ»
Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина к. могут быть реализованы путем использования соответствующей юридической
обязанности со стороны органов власти и других субъектов права (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище и т.п.).
Конституционные свободы - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина, которые он может реализовывать самостоятельно ,не вступая в правоотношения с органами власти и другими субъектами права. Реализация свобод предполагает лишь невмешательство при этом со стороны других лиц и органов власти ( свобода слова, вероисповедание и т.п.).
Правами и свободами пользуются по желанию. Нежелание ими пользоваться по закону
не преследуется.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Это предписанный и закрепленный в КРФ определенный вид и мера должного поведения.
За неисполнение обязанностей к обязанному субъекту могут быть применены юридические санкции
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
По сферам жизнедеятельности (таблица 1)
личные(граждан- ские) | политические | экономические | социальные | культурные |
связаны с индивидуальной, частной жизнью и принадлежат каждому человеку от рождения | связаны с на- личием граж- данства | |||
на жизнь | на участие в уп- равлении дела-ми государства | на частную собственность и возможность ее наследование | на жилище | на участие в культурной жизни, на пользование культ. учреждениями, на доступ к культурным ценностям |
на защиту чести и достоинства | на объединение, свободу союзов, партий и т.д. | свобода эконо мической дея- тельности | на охрану здо- ровья и медиц. помощь | свобода творчества и препо давания |
на свободу и ли- чную неприкос- новенность | на собрания,ми- тинги,демонст- рации,шествия, пикетирование | на образование | ||
на неприкосно-венность жилища | избирать и быть избранным | на социальное обеспечение | ||
на свободу пере- движения и выбор места жи- тельства | равное право доступа к лю- бым должнос- тям | на труд в нор- мальных усло- виях | ||
на неприкосно- венность личной жизни | петиций(обраще- ний) в государ. органы | на отдых | ||
свобода мысли, слова | на информацию | на благоприят- ную окр.среду, информацию о ее состоянии | ||
свобода совести, вероисповеданий | свобода труда | |||
уголовно-право- вые и процессу- альные гарантии |
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
1. соблюдать Конституцию РФ и законы РФ(ст.15)
2. платить налоги и сборы (ст.57)
3. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58)
4. защищать отечество (ст.59)ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
5. получения детьми основного общего образования (ст.43) Возлагается на родителей
или лиц, их заменяющих.
Тема 4 «Понятие, система и источники гражданского права. Субъекты гражданского права. Объекты гражданских прав»
Предмет и метод гражданско-правового регулирования. Система и источники гражданского права. Понятие и структура гражданского правоотношения. Граждане как субъекты гражданского права. Правосубъектность гражданина. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Юридические лица как участники гражданских правоотношений. Организационно-правовые формы юридических лиц. Понятие объекта гражданских прав. Классификация объектов гражданских прав.
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИИ