Политическая власть как социальное явление. 1 страница
План:
1. Структурное содержание власти.
2. Власть как элемент общественной организации.
3. Признаки, методы, формы проявления власти.
Изучая данную тему очень трудно найти исчерпывающую научно методическую разработку. Только работа со многими источниками, их синтез и творческое осмысление могут создать объективную панораму политической власти, её места и роли в системе социальной жизни. Феномен власти не так давно стал исследоваться в отечественной политологии, так как в советские времена блокировались какие-либо эмпирические исследования этому вопросу. Только в последние годы ведутся интенсивные исследования проблем и сущности власти. В связи с этим, современные концепции власти выходят из западной политической науки. Они впитали в себя многие находки социальной и политической мысли конца XIX- начала XX веков. Из теорий прошлого перешли открытия групповых интересов, политических отношений как выражения социальных процессов. Вместе с тем, современные концепции не повторяют заблуждений прошлого: в них нет претензий на подачу всеобъемлющей и всеобъясняющей концепции власти. Условно сложились два направления формирования теории власти: системное и поведенческое.
Системное направление ориентирует на поиски тайн власти в общественных структурах и утверждает, что потребность власти вытекает как способность к властным действиям, а поведенческое направление выражает тенденцию к плюрализации власти и утверждает, что исходным началом её есть воля к власти как естественное свойство человека, как стремление к большому. В современную эпоху авторитетной является теория изменения властных отношений американского футуролога Тоффлера, в которой он утверждает, что человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются существующие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Это связывается с новой ролью знаний в обществе, на которое утрачена монополия, и в связи с чем распространились информационные технологии, дающие новым способом создавать общественное богатство. Существуют три источника, питающие власть - сила, способная на грубое принуждение и лишена гибкости, что ограничивает её функциональные возможности и делает власть низкого качества. Власть среднего качества, основанная на богатстве, она имеет как негативные так и позитивные средства стимулирования. Власть высшего качества основана на знании. При минимальных расходах ресурсов власти, убеждением у людей вызывается личная заинтересованность в целях власти и превращаются противники в союзников. В современном мире знания в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности - подчиняют силу и богатство, становятся определяющим фактором функционирования власти.
В политической литературе одним из основных и наиболее ёмких понятий является понятие политической власти. Но так же как существует много концепций власти, так много существует и определений её. Так, М. Вебер полагал, что власть это возможность осуществлять свою волю, несмотря на сопротивление. Бихевиористский метод определяет власть как особый тип поведения субъектов, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами. Структурно - функционалистский метод исследования политических объектов рассматривает власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразном разрешении функций управления и позволяющий воздействовать на людей с помощью санкций, поощрения и наказания.
Власть - это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного индивида или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого индивида или группы людей. Власть, возникающая на основе неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Мы подчиняемся в данный момент конкретному человеку. Однако, если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать своё преимущество, мы вряд ли будем выполнять его распоряжения. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет. Такая власть носит более определённый и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от её конкретных участников, в достаточно устоявшихся местах социального пространства и в постоянных формах. Например, глава семьи, духовный наставник религиозной общины, руководитель предприятия, лидер партии - все они, занимая различные места в социальном пространстве, обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для своих подчинённых. Причина устойчивости такой власти в её институционализации. Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности и многое другое. Этот тип власти называется политическим. В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы иправила, регламентирующие этот тип отношений. Несмотря на многообразие конкретных форм осуществления политической власти, все эти формы могут быть сведены к следующим:
во - первых, нормам, определяющим статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, которые устанавливают фактическую политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем или записаны в законодательных актах.;
во - вторых, нормам определяющим порядок формирования политической элиты. Эти нормы достаточно подвижны, они изменяются по мере развития общества, В современных демократических странах нормой становится конкурентная борьба на выборах, в странах с тоталитарным режимом - партийная принадлежность.;
в - третьих, нормам, определяющим права и обязанности управляющих, их ответственность.
Каждая страна, эпоха имеют конкретные формы выражения норм и правил, регулирующих отношение политической власти и вносящих упорядочивающие начала во властные отношения. Нормы подвижны, они изменяются с изменением общества, но устойчивы в своём стремлении в новой исторической обстановке сохранить институт политической власти. Процесс возникновения и институционализации политической власти сплетён воедино с процессом возникновения и развития государства. Именно государственным органам принадлежит исключительное право на принятие политических решений, именно государство является последней инстанцией, где нормы обретают форму закона и государство является институтом политической власти. Институт политической власти может успешно функционировать в условиях максимального распространения своего влияния на население. Отношения управления-подчинения в масштабе всего общества только тогда имеют смысл, когда в эти отношения вовлечены практически все индивиды. Однако институт политической власти на периферии своего действия имеет зону девиантного поведения. Здесь сосредотачиваются те, кто нарушает элементарные нормы, не подчиняется решениям центральной власти, не соблюдает принимаемые государственными органами решения. И зона девиантного поведения может увеличиваться, разрастаться, следствием чего становится бессилие политической власти, которая оказывается неспособной использовать институциональный механизм для обеспечения в обществе политического порядка. Возникает ситуация, определяемая как кризис власти.
Преодоление кризиса власти означает сведение к минимуму политической девиации, что на наш взгляд, может быть достигнуто двумя способами: путём применения силы и путём точного определения источника легитимности, на который следует опереться, создавая или воссоздавая нормативную основу института политической власти. Как видно «политическая власть» шире понятия «государственной власти»; первая реализуется не только государственным аппаратом, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть - это своеобразное ядро политической власти.
Власть как одна из важнейших категорий политологии отражает реальное явление политического бытия. Сущность власти нельзя рассматривать, если не учесть то обстоятельство, что в политической истории человечества нет другого такого явления, которое принесло бы столько трагического, сколько принесла борьба за власть, за политическое, экономическое и духовное господство. Силой власти осуществляются наиболее существенные политические, демократические или антинародные акции, обостряются или снижаются социальная напряженность, конфронтация и конфликты внутри страны или международной арене. Политические выступления в конкретном обществе направляются обычно против власти. Все общественные проблемы - экономические, социальные, культурные связываются, как правило, с состоянием власти, ее уровнем организации, её эффективностью, её политическими программами и реальным поведением людей, наделенных властью, то есть субъектов власти. Власть существует в любом обществе и ее первоисточником является реальное господство носителей власти. История власти и властных отношений даёт о них представления как о божественной субстанции, самостоятельном, независимом образовании, выступающем в роли защитника народа, в роли верховного судьи. Сущность власти начинается с утверждения реальных отношений господства и подчинения, их организационного оформления. Появление власти свидетельствует о том, что в обществе имеют место противоположные интересы при принятии политических решений.
Власть как социальное явление имеет структурное содержание и это дает возможность её классифицировать. В частности, различают власть: политическую, экономическую, духовную, семейную, государственную, общественную. Различают также власть общественных организаций, объединений, внутрипартийную власть. Однако это не означает, что в обществе имеет равный статус, закрепленный конституцией, несколько властей. Политический плюрализм в отношении власти означает непосредственное или опосредованное участие населения в представительных структурах и объединениях при подготовке решений, составлении программ, определении стратегии и тактики развития общества. Поэтому власть может определяться как способность людей - социальной группы, класса, нации или другой общности осуществлять свою волю с помощью политики и правовых норм. Американец Дж. Кетлин считает, что вся политическая наука - это есть наука о власти, о воле к власти и ее рациональной координации в обществе.
Анализ власти как социального феномена позволяет сказать, что этот термин используется в широком смысле. Например, естествоиспытатели говорят о власти человека над природой, философы говорят о власти над объективными законами, юристы говорят о власти государственной, психологи говорят о власти над собой, родители говорят о власти семейной и т. д. Кроме того, термин власть используется для характеристики общественных отношений, в которых один человек властвует над другим, и для характеристики учреждения, которое представляет власть в регионе, городе. В научной литературе существует несколько определений власти. Власть определяется как тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей, как достижение целей, как возможность использовать насилие, как отношения между управляющими и управляемыми, как влияние на других людей с целью властвования, как контроль и др. Власть возникает, если есть в наличии, по крайней мере, два партнера и один из них приказывает, а другой ему повинуется. Этими партнерами /субъектами/ могут быть отдельные лица или группы лиц. Власть предполагает такие условия, при которых тот, кому приказывают, обязан подчиняться. Этот тип воздействия на поведение отличается от простого влияния, которое осуществляется через аргументы, как например, совет другу посмотреть фильм и он идет его смотреть, как врач рекомендует больному бросить курить и тот бросает курить. В этом влиянии нет элементов приказа или властвования. В них советы и разъяснения. Но вот в случае использования дорожных знаков ГАИ пользуется правом власти, ибо нарушение правил дорожного движения ведет к ответственности за нарушение правил. Если приказ власти не выполняется, то власть фиктивна. Нет власти без повиновения. Власть над кем-то осуществляется в той степени, в какой тот, над кем властвуют, выполняет указания властвующего.
Властвующие отношения предполагают соответствующие нормы, в случае нарушения которых, неповиновение им вызовет применение санкций, то есть мер против стороны, нарушившей принятые и действующие нормы. Властные отношения в обществе складываются потому, что иначе было бы невозможно существование социальных структур, их организация и организованность, иначе было бы невозможно существование коллективных форм, посредством которых протекает общественная жизнь. Чтобы жить, люди нуждаются в продуктах материального производства, наличие которого возможно лишь там, где люди организованы. Всякая же организация людей предполагает отношения господства и подчинения. Власть есть обязательное условие производства и удовлетворения материальных потребностей людей. Государство и общество представляют собой целостные системы, образования, каждое из которых состоит из множества элементов, активность которых координируется властью. Порождаемая при этом субординация выражается во властеотношениях. Власть обеспечивает координацию элементов общества или государства, их соотносимость между собой, их целостность и интеграцию в единую социальную систему. Власть в социальных структурах образуется путем передачи части собственной воли субъектами в центр. Люди не могут взаимодействовать между собой по поводу общих целей потому, что на одного человека прийдётся слишком большое количество контактов. Именно поэтому необходимы посредники, которым доверяется право представлять интересы. Например, в избирательном процессе посредниками между гражданами и государством выступают политические партии. В посредническом центре концентрируется информация, которая из-за объемности недоступна каждому, но которая очень важная и дающая властные полномочия.
Власть выступает как источник юридических законов, управленческих решений, регулирующих общественные отношения. Сама власть как социальное явление, как порождение организации социальной жизни является объективным законом развития политического бытия, общества. Она появилась с возникновением человеческого общества, является элементом общественной организация и обеспечивает жизнеспособность общества как системы Власть регулирует взаимоотношения между людьми, обществом и государственно-политическими институтами. Власть призвана обуздать стихию человеческих страстей, поэтому она связана с насилием. Государство как форма организации людей располагает военной силой и судебно-репрессивным аппаратом, которые осуществляют насилие, если такое необходимо. Насилие применяется к подданным, а также требует от них, чтобы они служили государству с оружием в руках против врагов государства. Насилие также применяют родители к детям, директора предприятий в отношениях к своим подчиненным, руководители организаций к своим членам. Но такое насилие противоречит закону и запрещаются такие действия под угрозой применения к этим насильникам насилия со стороны государства, закона. Насилие лее государства, его формы, средства, условия использования строго определены и регламентированы законом. То есть это есть легитимное насилие, на которое имеет право только государство. Тогда все граждане независимо от социального положения, национальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности равны перед законом и ни один из них не вправе, кроме случаев, предусмотренных законом, применить насилие в отношении другого человека. Это относится и к различным организациям, объединениям, союзам, группам и т.д.
Государство имеет монопольное право на применение насилия. Такое насилие является узаконенным. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что государственная власть имеет границы, которые она не вправе переступать, не вправе довести свои действия до произвола, когда поведение властвующих лиц выходит за рамка закона. В частности, это относится к праву личности на жизнь, свободу мысли от внешнего воздействия. С целью недопущения деспотизма власть разделается на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти отражает интересы конкретных политических сил, их борьбу и взаимодействие. Например, модель власти в США такова, что законодательная власть сосредоточена в конгрессе, состоящем из двух палат: сената и палаты представителей. Исполнительная власть передана президенту страны как главе государства и одновременно главе правительства а судебная власть - Верховному суду С Ш А, а также судам, учрежденным конгрессом. Здесь конгресс принимает законы, но каждый закон представляется президенту, который вправе его не подписать, наложив на него вето и возвратить в конгресс со своими возражениями для повторного рассмотрения. Президент имеет право заключать международные договоры, но они обязательно подлежат одобрению сенатом. Президент назначает высших должностных лиц, судей Верховного суда, послов, но по совету и с согласия сената. Конгресс имеет право объявить импичмент, то есть обвинение и привлечение к суду за государственную измену президенту в случае совершения им противоконституционных действий. Верховный суд имеет право объявить неконституционными акты конгресса и президента. Из этого следует, что разделение властей означает не их сепаратность, а их равновесие, сбалансированность и способность в тесном взаимодействии и переплетении обеспечивать систему взаимных издержек и противовесов.
Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как систему контроля, и как систему равновесия. Получается, что каждая власть обладает своей сферой полномочий, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, так как есть вопросы совместного ведения. В европейских странах разделение властей не носит строго последовательного характера. В США, как мы видим, граница разделения сфер деятельности властей не во всем является устойчивой. Время от времени проявлялась тенденция подмены конгресса президентом, вторжения Верховного суда в решение не только правовых, но и политических вопросов. Победа одной партии на выборах, президента и конгресса означает, что разделение полномочий президента и конгресса является нормой, которая особой политической нагрузки не несет. Однако разделение властей сохраняется как гарантия против сосредоточения власти в одних руках, как потенциальное средство компромисса, если возникают острые разногласия.
В осуществлении властных полномочий каждая ветвь власти имеет определенное место и назначение. Законодательная власть основывается на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Она вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, Конституцией и правами человека. Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности. В отличие от двух других ветвей власти судебная власть имеет неизменную функцию - обеспечивает соблюдение юридически установленного политического порядка. Из этого вытекает, что она не является элементом, определяющим весь политический режим, ибо не участвует непосредственно в осуществлении законодательного акта. Поэтому в основе классификации политических режимов - президентский, парламентский, режимы ассамблеи и авторитарный - лежит структура отношений между представительной и законодательной властями. Как отмечает Ж.Шабо, имеются режимы с различением этих двух властей и режимы, характеризующиеся их смешанием. В первом варианте указанное различие может принимать форму строгого разделения. Тогда налицо президентской режим. Если же разделение является гибким или обе ветви власти сотрудничают, то мы имеем дело с парламентским режимом. Баланс в режимах смешанного типа может склоняться в пользу органа - носителя законодательной власти (режим ассамблеи) или в пользу органа - носителя исполнительной власти (авторитарный режим). Следовательно, от удельного веса законодательной власти зависит формирование конкретного политического режима как совокупности приемов, методов, средств закрепления и осуществления власти.
Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни и осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Если учесть, что эта власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями, то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную власти. Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Судебная власть представляет собой самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма правового государства. Суд призван быть защитником права, пресекая правонарушения. Следовательно, судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. С помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.
Следующим аспектом структуры власти является ее ресурсы. К основным ресурсам общества, регулирование и распределение которых и выступает реальным объектом властного общения, можно отнести те материальные предметы и духовные блага, которые способны, во-первых, удовлетворять потребности и интересы людей, представляя определенную ценность в социальных отношениях и, во вторых, повышать потенциал влияния, и силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских политологов, власть есть, прежде всего, контроль и распределение ресурсов общества, а политика, соответственно, - сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на унитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным - меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.
Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).
Социальные ресурсы - это способность повышения или понижения социального статуса, ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).
Культурно-информационные ресурсы представляют собой знания, информацию, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.
Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.
Специфическим ресурсом власти является сам человек как демографический ресурс. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам: господство, руководство, организация и контроль.
Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом. Управляемые же располагают лишь своими частными ресурсами и потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху», постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление социального контроля «снизу».
Следующим аспектом структуры властного общения затрагивающим отношения «управление, руководство - давление, участие», являются властные стороны, связанные с самим институциональным механизмом «властвования», способами государственного управления, а также с механизмом «обратной связи», т.е. поддержкой и давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти противоположные стороны властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые вектора. В этом аспекте весьма наглядно проявляется способность власти раскрываться в конкретном политическом контексте не только в виде управленческих и административных решений, но и в виде силового и морального давления на управляемых.
Власть как явление соединяет в себе формы убеждения, давления, принуждения /экономического, социального, политического, запугивание или применение насилия/, а поэтому представляет собой систему отношений господства и подчинения, цель которого обеспечить выполнение директив, приказов, воли с помощью влияния, авторитета, санкций или прямого насилия. Следовательно, задачей власти является реализация целей управления и осуществление отношений господства и подчинения между правителями и управляемыми. Власть различается по своим масштабам, авторитету, объему и стоимости. Она проявляется в таких формах как насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество, господство и подчинение, руководство и организация. По своему характеру власть может быть негативной и позитивной. Власть как система имеет ряд подсистем: правовую, административно-управленческую, военную, воспитательно-образовательную и др. Власть способна выступать в качестве условия реализации права и в то же время она подчиняется праву, которое определяет границы власти, чтобы эта власть не превратилась в безграничный произвол, способный даже уничтожать людей. Власть может проявлять себя как система коммуникации между различными ее субъектами и выполнять функцию регулирования групповых конфликтов, а также осуществления коммуникации внутри социальной системы.
Что касается характеристики общественной власти, то следует отметить, что она существовала задолго до возникновения государства. Власть составляла состояние противоположное безвластию, отсутствию власти. Историк Конрад Н.И. писал, что власть есть символ организованного и регулируемого порядка, в котором общеобязательные нормы противопоставлялись безвластию, как символу общественного устройства, свободному от всякого принуждения. На рубеже нашей эры римлянин Овидий представлял себе такой тип общества Он назвал его " золотым веком ". В таком обществе люди могли жить и без судей, сами, по собственной воле соблюдали честность и справедливость. В первобытнообщинную эпоху власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину. С усилением социальной дифференциации и возникновением государства, на смену моральному авторитету старейшины пришел авторитет публичной власти. Постепенно возник аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства отделились от общества и возвысились над ним. Под властью подразумевается способность ее субъекта /личности, группы, людей, организации, партии, государства / навязывать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями с помощью насильственных иди ненасильственных методов и средств. Власть имманентно присуща обществу. Она имеет много источников и опор. Одним из источников выступает политическое господство, а также волеизлияние народа, социальной структуры, группы, которые непосредственно участвуют в принятии властных решений путем, например, всенародного референдума по определенным проблемам жизнедеятельности общества и др. Моральной основой политического господства и его формы - власти является авторитет, а методами осуществления может выступать насилие, убеждение, принуждение.