Международные отношения на постсоветском пространстве: основные этапы. Институционально-правовая структура СНГ

Факторы, определившие распад СССР: 1)Формирование собственных властных позиций в республиках в 70-80е годы 2) интересы элиты, не подконтрольной центру 3) стремление к демократизации в политических республиках, формирование идеологии сувернизации 3) десталинизация и размывание коммунистической идеологии 4) кризис советской экономики. Этому противостоят: 1) общность истории 2) единство экономического комплекса бСССР 3) синхронность политического развития.

1990 г. – Выборы в республиканские органы власти. Очевидно, что ситуацию уже трудно держать под контролем.

Сентябрь-декабрь 1991 г. – фактическая ликвидация органов власти СССР.

8 декабря 91 года с подписание Беловежского пакета соглашений. Учреждалось СНГ. 21 декабря 91 года все бывшие республики приняли, кроме прибалтийских государств и Грузии, где тогда шла гражданская война.

Декабря 91 года – Алма-Атинская декларация.

Основные этапы (по лекции)

1) старые парламенты. Декларация о национальном суверенитете

2) 1992-1993 – принятие Устава СНГ. ДКБ

3) 1994-1996 – попытки реинтеграции СНГ. Зона свободной торговлиБольшинство конфликтов в латентной фазе.

4) 1997-1999 – разносторонняя интеграция (желание дистанцироваться от России) - поялвение центрально-азиатский союз, таможенный союз, ОДКБ

5) 2000-2009 – оптимизация внешней политики РФ. Подписание перекрестных соглашений по зоне свободной торговли. Активизация военно-политического сотрудничества – борьба с иммиграцией, наркотрафиком. Появление единого экономического пространства. Пояление энергетической проблематики. Цветные революции. Изменение внешнеполитического курса – вступление в НАТО, вз-я с западными странами. Обострение ситуации в Грузии, Юж. Осетии и Абхазии. Газовые конфликты с Украиной и Белоруссией.

6) 2008 – война в Южной Осетии. Попытки укрепление ЕвроЗЭСа. Реализация восточного партнерства (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Айзербайджан, Армения)

ЭТАП (91-93 г.): осуществление правопреемства от СССР к СНГ (нового независимого государства). Формирование правовой базы содружества и основных составных и отраслевых органов СНГ, неясность формального правового статуса содружества, В РФ несколько точек зрения на СНГ. Сохраняются унаследованные от СССР единые системы: транспортная, финансовая, остаточное единство военного комплекса бывшего СССР – первые попытки реинтеграции на новых условиях. Встает вопрос правопреемства в отношении активов и пассивов бывшего СССР.

Активы: долг СССР со стороны других государств(кроме Индии), в отношении международных договоров, в отношении архивов, ядерного оружия ( размещено на территории РФ, Казахстана, Украины и Белоруссии). В Алма-Атинском и Беловежском соглашении общие слова о том, что все контролируют ядерное оружие, но де факто – только РФ, В течение 92 г. ЯО вывезено из Казахстана и Белоруссии. Пассивы и активы регулировались Договором от 4 декабря 1991 г.: принцип взаимозавязки (нет доли в собственности – нет доли в долге), принцип агрегированного показателя (рассчитали дополнительно через долю ВВП, демографический и географический показатели): у РФ (60%), Украина (17%), Казахстан (17%), Белоруссия (10%), Узбекистан (13%), некоторые прибалтийские республики - меньше 1%.

92-93 гг. – почти все отказались от внешнего долга (50 млрд. долларов). Долго шли переговоры с Грузией и Украиной (ноябрь 93 года подписала отказ от собственности в счет списания долга).

РФ имеет статус продолжателя СССР (принцип континуитета) . Во всех документах, типа соглашений с НАТО, СССР просто переименовали в РФ. РФ получила де факто контроль над всеми посольствами. Другие государства должны были заново оформлять свои отношения с НАТО, ООН. В уставе Беловежских и Алма-Атинских Соглашений они не были определены. Формируются уставные органы содружества (Совет членов государств, правительств, Совет министров иностранных дел, обороны, Совет министерств иностранных дел, обороны, Совет командующих погранвойсками, межпарламентская ассамблея и экономический суд СНГ). Де факто Совет глав государств и Совет глав правительств действовали уже с декабря 91 г (собираются 2 раза в год). Совет глав правительств собирается раньше и формулируют повестку дня для Глав государств. Межпарламентская ассамблея была утверждена в 93 г. Есть возможности по создании Комиссии по ревизии бюджета СНГ. Лето 93 г. – экономический суд СНГ(функция арбитража между хозяйствующими субъектами, функция конституционного надзора). Суд вел активную деятельность до 95-96 г.

Вопрос ядерного оружия: эвакуация его из Бел, Каз. С Украиной переговоры.

Вопрос правопреемства в архивах – доступ к фондам и архивам других стран.

Группа институтов СНГ(всего около 70 отраслевых органов):

1. Органы, созданные межведомственными соглашениями.

2. Органы, созданные решение уставных органов содружества

В основном эти органы работа в экономической и социальной сферах. В 2000 г. создан Антитеррористический центр – АТЦ). Совет министерств внутренних дел, Совет генпрокуроров, Совет руководителей силовых служб и т.д. Чаще всего они работают на базе различных ведомств, многие неэффективны.

Исполнительные органы Содружества:

В 92 г. в Минске на пост Исполнительного Секретаря был назначен Б. Березовский. Межгосударственный экономический комитет и Исполком впоследствии объединились в Исполнительный комитет СНГ. В 1993 г. – Договор об экономическом союзе в рамках СНГ (зона свободной торговли и т.д.).

ЭТАП 94-96 г.: усиление попыток экономической реинтеграции, окончательный распад унаследованной от СНГ финансово-экономической системы. Многоформатная и разноскоростная интеграция (variable geometry) –появление региональных группировок внутри СНГ: Ценральноазиатский союз, Таможенный союз, Союз России и Белоруссии, Объединение Грузии, Узбекистана, Азербайджана, Украины и Молдовы. ШОС не относится, т.к. входит Китай! (плюс в 93 г. выходит Внешнеполитическая концепция РФ, в 95 г. – Стратегический курс РФ с государствами-участниками СНГ).

ЭТАП 96-99 г.: Период стагнации, основная активность – в рамках региональных группировок. Усиление военно-политического сотрудничества РФ и СНГ, борьба с терроризмом, упор на укрепление российско-ориентированных группировок. (ЕвразЭс и ДКБ->ОДКБ, ЕЭП – единое экономическое пространство – Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан в сентябре 2003 г.). Активизация российско-белорусских отношений.

ШОС - международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Наши рекомендации