Периодизация развития советской статистики

За несколько месяцев до Октябрьской социалистической рево­люции В. И. Ленин писал: «Учет и контроль – вот главное, что требуется для “налажения”, для правильного функционирова­ния первой фазы коммунистического общества» (Полн. собр. соч. Т. 33., С., 101).

Революция превратила статистику в условие самого существо­вания социалистического общества. Перед ней были поставлены задачи обеспечить потребности управления страной в целом, от­дельными отраслями народного хозяйства и регионами, обеспе­чить потребности планирования, оценки выполнения планов и напряженности плановых заданий.

Статистика утверждалась в своем новом социальном качестве вместе со строительством социалистического уклада общественной жизни. Иное место в общественной жизни, иные задачи, иные средства и условия для решения этих задач – все это требовало новой организации статистических учреждений и работ и разра­ботки новой методологий.

Уже после Февральской революции 1917 г. лучшие представи­тели статистики, прежде всего земской, активно включились в работу по преобразованию России. С победой Октябрьской социа­листической революций старая гвардия высококвалифицированных, преданных делу специалистов стала основой статистических кад­ров Советской. России. Г.И. Баскин, И.М. Богданов, В.Е. Варзар, В.3. Волков, К.Я. Воробьев, Н.Я. Воробьев, В.Г. Громан, Н.А. Каблуков, О.А. Квиткин, П.И. Куркин, Б.Н. Книпович, В.Г. Михайловский, B.М. Обухов, С.А. Первушин, Г.С. Полляк, П.И. Попов, З.М. Савицкая, Н.А. Савицкий, В.В. Степанов, А.И. Хрящева и многие другие с первых же дней Советской власти весь свой опыт, все силы отдавали советской статистике, ее строи­тельству. В статистику пришла талантливая молодежь, впослед­ствии видные ученые и практики; А.Л. Вайнштейн, Н.М. Ви­ноградова, М.В. Игнатьев, Ю.А. Корчак-Чепурковский, Б.И. Карпенко, Л.Е. Минц, В.С. Немчинов, В.В. Паевский, М.В. Птуха, Д.В. Савинский, Н.С. Четвериков и др.

Советская статистика прошла большой и сложный путь. За время ее развития менялись историческая обстановка, экономиче­ские и социальные задачи, отношение общества и государства к статистике, ее организации и деятельности. Проследить эволюцию советской статистики как практики, так и науки позволяет перио­дизация ее развития.

С современных позиций выделяются следующие этапы разви­тия советской статистики:

I этап (1917–1930) – формирование государственной статис­тики, подъем статистической науки и практики, становление те­кущей статистики, связей с органами управления и планирования;

II этап (I931–1954) – подчинение статистики органам плани­рования, усиление ее оперативности, превращение статистики в народнохозяйственный учет, изолирование статистики от общест­ва, ее дегуманизация: свертывание социальной статистики, разви­тие экономической статистики и статистики отраслей материаль­ного производства, утверждение особенностей статистики как общественной науки;

III этап (1955–1985) – формирование технической базы госу­дарственной статистики, завершение централизации статистики, попытки восстановления ее аналитических функций, сменившиеся стагнацией, некритическое и пассивное отношение общества к ста­тистике, развитие прикладной статистики;

IV этап (1966 г. – по настоящее время) – начало перестройки государственной статистики, возвращение к ленинским принципам ее деятельности, усиление аналитических функций статистики, повышение ее общественной значимости, гласности, развитие со­циальной статистики.

Каждый из этапов характеризуется определённой главной тен­денцией развития статистической науки и практики, их взаимо­действия. Вместе с тем внешние и внутренние факторы развития статистики непрерывно изменялись, поэтому однородность выде­ленных этапов относительна.

Развитие советской статистики связано с именем В.И. Ленина, воплощением его заветов. В.И. Ленин принимал непосредст­венное участие в создании таких руководящих органов, как Все­российский Совет народного хозяйства (1917), Совет Труда и Обороны (l920), Госплан (1921), проводивших большую работу по организации статистических исследований. В.И. Ленин был инициатором и руководителем создания советской государствен­ной статистики. Он высоко ценил познавательные функции стати­стики. Со статистикой была связана вся его творческая жизнь. «Владимир Ильич питал интерес к экономике, – вспоминал А.В. Луначарский, – страшно интересовался статистикой. Стати­стические данные, выработанные правильными приемами, имели бесконечную привлекательность для него, и я помню, на заседа­ниях Совнаркома, когда делались статистические доклады, Влади­мир Ильич брал карандаш и делал чрезвычайно глубокие и острые замечания по поводу возможных ошибок, по поводу непра­вильного подхода к тому или другому вопросу и всякой прибли­зительности» (Луначарский А. В. Человек нового мира.. М.: АПН 1980. С. 74).

7.2. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СТАТИСТИКИ И ПЕРВЫЕ ЕЕ РАБОТЫ (1917–1921)

Для того чтобы освоить завоевания революции, построить по-новому общественную жизнь, организовать на новых началах общественное производство, защитить достижения революции от внутренних и внешних врагов, преодолеть голод и решить мно­жество других задач, нужно было взять на учет все материаль­ные ценности, все ресурсы. Необходимо было учесть фабрики и заводы, банки, железные дороги и многое, многое другое. Прове­дение таких работ было сопряжено с большими трудностями, вызванными масштабами страны, хозяйственной разрухой, лом­кой старых общественных отношений и, наконец, прямым сопро­тивлением со стороны контрреволюционных элементов.

В сложившихся условиях получить необходимые данные мож­но было только путем специально организованных статистических обследований. Но для этого нужно было организовать статисти­ческую деятельность.

Статистические учреждения царской России непосредственно не могли быть использованы социалистическим государством: правительственная статистика опиралась на полицейско-административный аппарат самодержавия, уничтоженный в ходе револю­ции, земская статистика была раздроблена, ее деятельность не координировалась с работой правительственной статистики. Фактически после Октябрьской социалистической революции государ­ственную статистику пришлось создавать заново. В течение ок­тября–декабря 1917 г. был почти полностью ликвидирован ста­рый государственный аппарат. Новый государственный аппарат формировался до весны 1918 г.

Статистические работы (в тех или иных масштабах) велись во всех советских организациях и учреждениях с момента их формирования. Прежде всего в ВСНХ, который был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК, в качестве единого обще­экономического центра. Со второй половины 1918 г. ВСНХ из общеэкономического органа стал промышленным наркоматом. В структуре ВСНХ имелся специальный отдел статистики и перепи­си (в его задачи, в частности, входила подготовка промышленной переписи, намеченной на 1918 г.). Но ВСНХ не мог обеспечить должного масштаба, единства и организованности статистических работ. Нужна была единая централизованная система государственной статистики.

В июне 1918 г. был созван Первый Всероссийский съезд ста­тистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный Павлом Ильичем Поповым (1872–1950), возглавлявшим в то время отдел переписи и стати­стики ВСНХ. После обсуждения проект был представлен в СНК и утвержден – Председатель СНК В.И. Ленин подписал Поло­жение о государственной статистике 25 июля 1918 г. Положение оформило создание общегосударственного статистического органа – Центрального статистического управления (ЦСУ), которому предстояло стать «органом социалистического строительства, проверки, контроля, учета того, что надо социалистическому государ­ству знать теперь, сейчас, в первую голову» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 156).

Первым управляющим ЦСУ стал П.И. Попов, ЦСУ пользо­валось правами народного комиссариата, а управляющий ЦСУ входил с правом совещательного голоса в СНК. П.И. Попов начал статистическую деятельность в 1898 г. в земствах, в 1909–1917 г. заведовал Тульским губернским статистическим отделе­нием. После революции под его руководством были объединены земские и городские статистические организации, составившие базу централизованной советской государственной, статистики. П.И. Попов – автор работ по сельскохозяйственной статистике и балансу народного хозяйства.

ЦСУ должно было вести статистику всех важнейших отраслей народного хозяйства, руководить развитием статистики в стране и распространением статистических знаний. При ЦСУ был создан Совет по делам государственной статистики (Положение о Совете было опубликовано 26 сентября 1918 г.). Совет был призван разрабатывать планы статистических работ, согласовывать дея­тельность общегосударственных и ведомственных статистических органов, программы сбора данных и их обработок, распространять статистические знания. Председателем Совета был назначен Н.А. Каблуков. Для контакта между различными статистически­ми учреждениями, представителями статистической практики и науки, обсуждения крупных программно-организационных вопросов ЦСУ должно было созывать съезды и конференции статис­тиков[9].

Деятельность ЦСУ и его местных органов, организационные и методологические проблемы статистики освещались в издавае­мом с 1919 г. ЦСУ журнале «Вестник статистики» и «Бюллетене Центрального статистического управления».

3 сентября 1918 г. было утверждено Положение об организа­ции местных статистических учреждений. Во всех губерниях, го­родах, приравненных к ним, и уездах были созданы статистиче­ские бюро.

Так воплощались идеи В.И. Ленина о создании единой цент­рализованной системы государственной статистики.

В аппарат ЦСУ и его местных органов привлекались работни­ки дореволюционных статистических учреждений, прежде всего земских, тем более что подавляющее, большинство земских стати­стиков и значительное число представителей академической ста­тистики были в первых рядах той части русской интеллигенции, которая приветствовала Советскую власть.

Общегосударственный характер, единство всей системы статистического учета, централизованное руководство статистическими работами, проводимыми в стране, создание статистических учреж­дений не только в центре, но и на местах, систематическая работа органов ЦСУ по повышению квалификации статистических кад­ров – вот что составляло основные положительные особенности молодой советской статистики.

Однако были и недостатки: статистические органы были ото­рваны от оперативно-плановых работ; отсутствовала ведомст­венная статистика (вся статистика мыслилась только как си­стема специальных статистических органов), не были определе­ны взаимоотношения государственной и ведомственной стати­стики.

В статистических работах этого периода преобладали специ­ально организованные обследования, в частности переписи. В условиях гражданской войны и интервенции, голода и разрухи, ломки старого аппарата управления на большинстве предприятий отсутствовал налаженный учет, получить статистические материа­лы можно было только путем переписей или обследований. Широкому использованию переписей способствовали также традиции старой статистики.

С точки зрения дальнейшего развития советской статистики весьма важным было возникновение текущей статистики. Форми­рованию статистической отчетности было посвящено «Положение о государственной текущей промышленной статистике» от 4 янва­ря 1919 г., которое вводилось на всех предприятиях, соответство­вавших цензу промышленной переписи 1918 г. (а также русских промышленных переписей 1900 и 1908 гг.).

В этом Положении впервые были четко установлены и сфор­мулированы оперативные функции статистики. В целях обеспече­ния достоверности и сопоставимости статистических данных были предусмотрены специальные меры по упорядочению всей системы первичного учета на предприятиях.

Предусматривалась унификация записей в фабрично-завод­ских книгах в пределах каждой отрасли промышленности. Огова­ривались сроки и порядок предоставления данных в губернские статистические бюро – не позже 10-го числа следующего за от­четным месяца, на бланках общегосударственной статистики за подписями лиц, ответственных за правильность данных.

По сути Положение представляло собой первый вариант организации статистической отчетности, которая сформировалась в начале 30-х годов и стала основным источником данных. Хотя реализовать намеченную в Положении систему текущей промыш­ленной статистики в те годы не) удалось из-за значительной доли частных предприятий, слабости первичного учета, учетной дис­циплины, важно историческое значение этого документа, в кото­ром впервые были выражены тенденции, определившие развитие советской статистики.

Проведенная в 1918 г. промышленно-профессиональная перепись совмещала перепись промышленных предприятий с профессиональной переписью рабочих и служащих этих предприятий. Она охватывала предприятия, удовлетворявшие цензу русских промышленных переписей.

Промышленно-профессиональная перепись 1918 г. подготавливалась ВСНХ еще до организации ЦСУ. Первоначально предполагалось охватить переписью всю промышленность, включая мелкую, однако в дальнейшем было решено ограничи­ться только цензовыми предприятиями. Характерно, что в инструкции о проведении промышленной переписи 1918 г. признака­ми самостоятельного предприятия являлись принадлежность всех частей предприятия одному владельцу, расположение их на одной территории и наличие одного источника энергии. В этом перечне признаков отразилась многоукладность экономики тех лет. Начи­ная с 1925 г. промышленное предприятие характеризуется как административно-обособленная единица при наличии технико-про­изводственного единства составных частей.

Данные этой переписи должны были решить две основные задачи: дать характеристику современного технико-экономическо­го состояния промышленности, изучить динамику промышленности с января 1913 г. по июнь 1918 г. Программа переписи была очень подробной. Для ее проведения было разработано 14 формуляров, из них восемь – общего характера и шесть – специализированных по отдельным производствам. Перепись проводилась экспедици­онным методом и охватывала как обрабатывающую, так и добы­вающую промышленность.

Работники переписи сталкивались со многими трудностями как из-за неблагоприятных условий для проведения статистических работ, так и из-за сложности самой переписи (большой объем собиравшихся сведений, по многим показателям предус­матривалось получить данные за пять лет). Не случайно, что проведение переписи затянулось на длительный срок. Предпола­галось, что она будет проведена в течение октября 1918 г., фак­тически работы были окончены лишь к июню 1919 г. Переписью была охвачена только 31 губерния. Ряд районов важных в про­мышленном отношении (например, Донбасс) из-за гражданской войны и интервенции остался вне переписи. И все же были полу­чены материалы – по оценке Николая Яковлевича Во­робьева (1882–1957), в 1918–1926 гг. возглавлявшего отдел промышленной статистики ЦСУ и руководившего завершением переписи в 1918 г., – достаточные для того, чтобы положить их в основу работ по выявлению динамики фабрично-заводской про­мышленности за 1913–1918 гг. по стране в целом.

Сильно затянулась и разработка собранных данных. В 1919 г. были закончены и опубликованы лишь погубернские списки пред­приятий с некоторыми весьма ограниченными введениями по каждому из них. Более полные разработки продолжались до 1926 г.

Материалы переписи использовались для оперативных целей – часто руководящим органам требовались данные по конкретным предприятиям, которые можно было получить в органах ЦСУ.

Достоинства и недостатки промышленно-профессиональной пе­реписи 1918 г. типичны для многих первых работ советской стати­стики. Большой объем работ, имеющий несомненное исследова­тельское значение, квалифицированное решение многих организационно-методических и методологических проблем – таковы их положительные стороны. Но имелись и серьезные недостатки и главный из них – академизм, не позволивший обеспечить опе­ративные нужды молодого государства, который проявлялся в чрезмерном раздувании программ, игнорировании реальных воз­можностей их выполнения, систематическом запаздывании со сроками разработок и т. п.

В 1919 г. было проведено десятипроцентное выборочное обсле­дование крестьянских хозяйств с одновременным сплошным уче­том всех имевшихся тогда совхозов и колхозов. В 1918–1919 гг. организованы обследования питания городского и сельского на­селения и ряд других работ.

В 1920 г. были проведены перепись населения, сельскохозяй­ственная перепись и перепись (учет) промышленности. В целях уменьшения организационных трудностей все эти переписи вы­полнялись совместно как единый комплекс. В начале 1920 г. Советское правительство обратило особое внимание на вопросы хозяйственного строительства: разрабатывался План ГОЭЛРО, были приняты решения по хозяйственным вопросам, в том числе о переписях населения, промышленности и сельского хозяйства. На VII Всероссийском съезде Советов в феврале 1920 г. было утверждено специальное постановление «О переписях», в котором подчеркивалось большое значение статистики в коммунистиче­ском строительстве. Еще не закончилась гражданская война, не хватало подготовленных кадров, не было бумаги для печатания бланков и все-таки 1 мая 1920 г. был опубликован декрет СНК о проведении переписи населения.

С момента переписи 1897 г. прошло почти четверть века. За это время нормальный ход демографического воспроизводства был нарушен так сильно, что все расчеты, основанные на итогах переписи 1897 г., стали совершенно нереальны. Для обороны молодого государства нужны были данные о численности лиц призывного возраста, для подъема промышленности – о числен­ности рабочих, мастеров, специалистов по районам (губерниям), для развития народного образования – данные о числе детей, для обеспечения престарелых и инвалидов – сведения об их численности.

Перепись населения было решено совместить с сельскохозяй­ственной переписью и кратким учетом промышленных предприя­тий. С целью подготовки к проведению этой сложной работы весной 1920 г. особым декретом были мобилизованы все статистики – общая их численность доставила 11204 чел. Так как сельскохозяйственную перепись необходимо было провести до начала осенней продовольственной кампании, переписные работы были намечены на август – начало сентября. Критическим моментом переписи было выбрано 28 августа. В этот день Православная церковь отвечала праздник – Успенье. Это помогло опрашивае­мым крестьянам разграничить события, произошедшие до и пос­ле 28 августа. Достоверности получаемых сведений должны были способствовать сжатые сроки переписи – в городах ее предпо­лагалось провести за одну, в сельской местности – за две недели. Фактически сроки превышались в 1,5–2 раза.

Перепись 1920 г. была объектом постоянного внимания В.И. Ленина, который рассматривал ее как «дело огромной го­сударственной важности». Из-за гражданской войны и нехватки квалифицированных ста­тистических кадров перепись не проводилась в Якутии, Белоруссии, на Дальнем Востоке, в Крыму, окраинных районах Сибири, трех губерниях УССР и частично в 10 губерниях РСФСР. Пере­пись охватила только 72% населения всей страны.

Программа переписи 1920 г. была обширной и включала, кро­ме основных демографических признаков, обязательных для лю­бой переписи населения, ряд вопросов, отражающих особенности того времени: участие в империалистической и гражданской вой­нах, выделение главного и побочного занятий, положение в про­мысле (социальная характеристика опрашиваемого), участие в сельском хозяйстве независимо от характера основного занятия и т. п.

На каждого переписываемого заполнялся личный листок, а на каждого домовладельца, кроме того, – подворная ведомость, т. е. фактически проводилась дополнительная перепись владений с уче­том строений, помещений, земельного участка и других сведе­ний.

Материалы переписи использовались для составления Плана ГОЭЛРО и разработки мер по переходу от продразверстки к продналогу. «Очень важным явлением» назвал В. И. Ленин вы­ход составленного по итогам переписи 1920 г. издания ЦСУ «Грамотность в России» (Полн. собр. соч. Т. 45. С. 363).

Первоначально намеченная широкая программа разработки итогов переписи превышала возможности молодой советской ста­тистики. Разработка затягивалась, данные утрачивали свою прак­тическую ценность, поэтому программа разработки была сильно сокращена.

Программа переписи включала сведения о посевах, поголовье скота, сельскохозяйственном инвентаре, промыслах, торгово-про­мышленных заведениях, найме рабочей силы и др. При разработ­ке предусматривалась комбинационная группировка крестьянских хозяйств, по четырем признакам (наем рабочих, наличие промыс­лов, размер посева, размер семьи), что позволило относительно точно выделить основные типы крестьянских хозяйств.

По данным переписи 1920 г. органами ЦСУ были определены численность и состав рабочей силы в сельском хозяйстве, размер посевных площадей сельскохозяйственных культур, поголовье скота, сельскохозяйственный инвентарь и пр. по состоянию после уборки урожая. На их основе уже в марте 1921 г. был выполнен расчет хлебных ресурсов страны. Материалы переписи 1920 г. име­ли важное значение для разработки программы восстановления сельского хозяйства.

В промышленной переписи (учете) 1920 г. в отличие от пере­писи 1918 г. учету подлежала вся промышленность, в том числе мелкая, программа была краткой – включала всего шесть приз­наков (местонахождение, владелец, число дней работы, продукция, число рабочих, количество и мощность механических двига­телей). В условиях хозяйственной разрухи большое значение при­давалось мелкой промышленности, поскольку ее было легче восстановить. Повторение промышленной переписи всего через два года было вызвано оперативными интересами, необходимостью учесть современное состояние промышленности, значительно изменившейся по сравнению с 1918 г.

Переписи, налаживание текущего учета в промышленности, перестройка текущего учета движения населения (в связи с отде­лением церкви от государства и введения записи актов граждан­ского состояния) – эта бурная деятельность советской статистики изумляет, особенно если ее сравнить с деятельностью дореволю­ционной правительственной статистики, которая так и не смогла собраться с силами, чтобы провести еще одну (после 1897 г.) перепись населения. В буржуазных странах в нормальных, мирных условиях крупные статистические работы типа переписей, как правило, подготавливаются несколько лет и повторяются один раз в несколько лет (например, один раз в десять лет проводятся цензы в США.)

Успеху статистических работ способствовали острая и огром­ная по своим масштабам, потребность Советского государства в статистических данных; большое внимание и помощь статистике со стороны правительства, понимавшего значение полноценной статистики для социалистического строительства; наличие рационально организованной системы государственной статистики и квалифицированных статистических кадров; активное содействие проводимым статистическим работам со стороны широких народ­ных масс.

Советская статистика этого периода выполнила свои задачи: сложился работоспособный аппарат советской государственной статистики, были заложены основы будущей текущей статистики.

Вместе с тем в работе советской государственной статистики тех лет были недостатки: неполнота учета, низкая достоверность отчетных данных, слабость местных органов статистики и глав­ное – недостаточная оперативность выполнявшихся работ.

7.3. СТАТИСТИКА ПЕРИОДА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1921–1930)

Переход к новой экономической политике и восстановление товарно-денежных отношений потребовали дальнейшего расшире­ния статистических работ. Оперативные функции статистики, с которыми она и ранее недостаточно справлялась, возросли и ус­ложнились во много раз. Возникла угроза отставания статистики от требований практики планирования и хозяйственного строительства. В письмах председателю Госплана Г.М. Кржижанов­скому и управляющему ЦСУ П. И. Попову В.И. Ленин опреде­лил недостатки, имеющиеся в деятельности ЦСУ, и наметил меры по их устранению. «...Центральное статистическое управление, – писал В.И. Ленин, – заслуживает проборки за академизм: сидят и пишут “томы”, а о насущном не думают» (Полн. собр. соч. Т. 54. С. 290). Превратить ЦСУ в орган текущего анализа, установить тесный его контакт с Госпланом[10] и организовать работу ЦСУ по его заданиям, перестроить деятельность ЦСУ так, чтобы обеспе­чить своевременное получение статистических данных, необходи­мых для практической работы, – таковы были основные рекомен­дации В. И. Ленина.

Постепенно характер работ статистических органов изменялся в связи с тем, что в это время фактически создавалась текущая статистика. Начало текущей промышленной статистики было положено, как отмечалось, в январе 1919 г. Однако недостатки, а во многих случаях и полное отсутствие первичного учета на предприятиях, с одной стороны, громоздкость и сложность пред­лагаемой программы учета – с другой, не позволяли быстро наладить текущую статистику. Составляемые на ее основе сводки были неполными и не выполнялись в срок. Например, сведения за 1919–1920 гг. были опубликованы лишь в 1922 г, и то не по всем губерниям.

В начале восстановительного периода был принят ряд прави­тельственных решений по этому вопросу, в частности, 7 марта 1922 г. постановление Совета Труда и Обороны «Об отчетности государственных, кооперативных и частных, как собственных, так и арендованных и концессионных, предприятий перед государст­венными учреждениями». Постановление обязывало все предприя­тия представлять отчетные сведения в ЦСУ и ВСНХ и их органы по установленным программам и согласно инструкциям, издавае­мым центральными органами этих учреждений. Устанавливались как обязательные для всех формы отчетности с указанием сроков представления. Налаживанию текущего учета в промышленности способствовало создание в августе 1923 г. Центрального отдела статистики ВСНХ. Программа текущей промышленной статистики предусматривала получение сведений о числе дней работы, чис­ленности рабочих, количестве отработанных человеко-дней, выработке изделий в натуре, потреблении и остатках топлива, а по некоторым отраслям и сырья.

Велась работа по созданию текущего статистического учета и в сельском хозяйстве. Поскольку сбор сведений о множестве единоличных крестьянских хозяйств был слишком трудоемок, предпочтение отдавалось несплошным обследованиям. Проводились следующие работы: 1) весенний опрос (на основе выборки – доля отбора хозяйств изменялась от 5 до 10 %) для сбора сведений о населении, численности скота, сельскохозяйственном инвентаре и посевных площадях на конец весеннего сева выполнялся волостными (районными) статистиками и уездными (окружными) статистическими бюро); 2) осенний опрос (на основе выборки) для получения данных об урожае, площади озимого сева, поголовье скота и т.д.; 3) сбор сведений о состоянии посевов и трав и уборке урожая на 1 и 15-е число каждого месяца всего вегета­ционного периода (высылались волостным статистиком или до­бровольным корреспондентом, или представителем местных адми­нистративных органов в уездное бюро, а оттуда – в губстатбюро); 4) бюджетно-монографические обследования крестьянских хо­зяйств с учетом оборота сельскохозяйственных продуктов внутри крестьянских хозяйств, рыночного оборота, сбор прочих подроб­ных данных о производстве и потреблении крестьянских хозяйств; 5) динамические обследования (гнездовые переписи) крестьян­ских хозяйств: 33 губернии были разделены на гнезда (волость, часть района), внутри которых собирались сведения по всем хозяйствам, вошедшим в гнездо. Подобная выборочная перепись хозяйств повторялась периодически (ежегодно), позволяя просле­дить социальную эволюцию каждого крестьянского хозяйства в отдельности, гнезд и других территориальных единиц.

В целом центр тяжести статистических работ постепенно переносился с единовременных обследований (переписей), занимав­ших основное место в годы гражданской войны, на текущую ста­тистику. Но и в годы восстановления народного хозяйства пере­писи занимали видное место. Так, в 1923 г. были проведены го­родские переписи, учитывающие население, промышленность, до­мовладения и квартиры, торговые предприятия. Необходимость такой работы определялась тем, что в период гражданской войны города понесли наибольшие потери и в людских ресурсах, и в материальных ценностях, там были сосредоточены основные силы, обеспечивавшие восстановление и социалистическое строительст­во, нужны были свежие данные о городской жизни.

Перепись была приурочена к 15 марта 1923 г. Всего было охвачено 2192 города и поселения городского типа. Перепись рас­пространялась на всю территорию СССР, за исключением Грузии, где подобное обследование было выполнено еще в конце 1922 г. Итоги переписи были опубликованы ЦСУ в 1924–1925 гг.

В 1925 г. было проведено Всесоюзное обследование мелкой (нецензовой) и кустарно-ремесленной промышленности. Это была первая перепись такого рода. Она охватывала не только мелкую промышленность, но и всех кустарей и ремесленников, независи­мо от технической оснащенности производства, наличия специ­ального помещения, объема промысловых занятий, работы на вольный рынок или на заказчика. Эта перепись выявила масштабы мелкого производства, которое тогда играло немаловажную роль в промышленности в целом. Кроме того, перепись позволила определить социальное лицо мелких производителей в промышленности. Опыт этой переписи широко использовался в последую­щих статистических работах, в частности при организации анало­гичных переписей в 1927 и 1929 гг.

Самая значительная из статистических работ этого периода – составление ЦСУ баланса народного хозяйства СССР 1923/24 г. Руководивший этой работой П.И. Попов, с полным основанием писал, что «за отсутствием подобных работ в Западной Европе и Америке и отсутствием таковых в нашей республике приходилось в самом процессе работ разрешать и методологические во­просы и преодолевать технические затруднения, связанные с недостатком статистического материала» (Труды ЦСУ. Т. XXIX. Баланс народного хозяйства Союза ССР 1923/24 года. М.: ЦСУ СССР, 1926. С. V–VI.)

Баланс давал увязанное друг с другом производство и распре­деление материальных благ в народном хозяйстве за 1923/24 хозяйственный год и некоторые дополнительные данные. Основ­ное членение проводилось по отраслям народного хозяйства, в которых непосредственно создаются материальные блага, и по основным категориям производственного и непроизводственного потребления. Таким образом, баланс народного хозяйства за 1923/24 г. включал уже основную идею межотраслевого баланса. Построение баланса непосредственно отвечало задачам, постав­ленным В. И. Лениными по изучению народного хозяйства в це­лом. Баланс позволил получить не только общий обзор всего народного хозяйства, но выявить состояние его отдельных частей. В развитых капиталистических странах идея баланса была реализована только накануне второй мировой войны в национальном счетоводстве (см. § 6.6).

В балансе 1923/24 г. не была учтена многоукладность эконо­мики. (социальный разрез), только продукция промышленности подразделялась на государственную, кооперативную и частную; не было раздела, посвященного накоплению.

С первых лет Советской власти для определения наличия хлебных ресурсов и их использования составлялся хлебофуражный баланс. Он строился в масштабе СССР, республик, областей и губерний. Другой разрез, кроме территориального, не применял­ся из-за отсутствия дифференцированных норм потребления насе­ления, кормления скота, убоя, падежа, удоев и т. д. Тем не менее в 1925/26 г. ЦСУ попыталось исчислить предположительный хле­бофуражный баланс по экономическим группам хозяйств. На его основе некоторые экономисты и политики сделали вывод, что кулаки сосредоточили огромную долю хлебных излишков и на этой основе требовали раскулачивание деревни. П.И. Попов решительно отверг возможность таких выводов из хлебофураж­ного баланса. Это было первое открытое столкновение статистики и политики.

С целью постоянного наблюдения всего народного хозяйства в целом в 1922 г. был создан Конъюнктурный институт Наркома­та финансов СССР (впоследствии институт перешел в ведение ЦСУ), который возглавил Николай Дмитриевич Конд­ратьев (1892–1938). Н.Д. Кондратьев – тонкий и точный ана­литик, глубоко воспринял уроки военного коммунизма, когда разрушение денежного хозяйства, системы цен, рынков оберну­лось общенациональной трагедией – массовым голодом, холодом, разрухой на транспорте в промышленности и в деревне. У воз­главляемого им Конъюнктурного института в середине 20-х голов была четкая альтернатива развития, которая может быть не заве­ла бы ни в кровавые годы коллективизации, ни в процессы 30-х годов (см. § 7.4).

Еще в 1921 г. В.И. Ленин предложил председателю Госплана Г.М. Кржижановскому и управляющему ЦСУ П.И. Попову составить систему показателей, отражающих состояние народного хозяйства в целом, и сводного показателя динамики развития народного хозяйства «своего рода index-number (число-показатель) для оценки состояния всего нашего народного хозяйства и обя­зательно вырабатывать его не реже раза в месяц с обязательным сопоставлением цифр довоенной, а затем 1920 года и по возмож­ности 1917, 1918 и 1919» (Полн. собр. соч. Т. 53. С.122–123). Этот сводный индекс должен был базироваться, по мнению В.И. Ленина, на десяти-пятнадцати показателях. В. И. Ленин указал и их примерный перечень: территория, население, произ­водство важнейших продуктов, состояние сельского хозяйства, транспорта, процент занятых в производстве рабочих, процент недосева в земледелии, процент исправных паровозов, обеспечение страны продовольствием; и т. д. В течение 1922–1928 гг. сводный показатель, синтезирующий развитие всего народного хозяйства, составлялся Конъюнктурным институтом и публиковался в его «Экономическом бюллетене». Он основывался на 26 частных пока­зателях из шести отраслей советской экономики (затем на 35 по­казателях из восьми отраслей).

Впоследствии индексная система, разработанная Конъюнктурным институтом, подверглась крити­ке (см. гл. 8).

В 1925–1925 гг. в основном закончилось восстановление разрушенного гражданской войной народного хозяйства. Статистика должна была отразить техническую реконструкцию, развитие социалистических производственных отношений, дать материал для составления первого пятилетнего плана. Для повышения эффективности работ государственной статистики в марте 1926 г. была предпринята реорганизация ЦСУ – ЦСУ СССР было наде­лена правами наркомата, управляющий ЦСУ получил в СНК пра­во решающего голоса. На смену П.И. Попову – профессиональному опытному статистику – пришел крупный партийный и хозяйственный работник Валериан Валерианович Обо­ленский (Н. Осинский) (1887–1938), возглавлявший ЦСУ в 1926–1928 гг., а затем ЦУНХУ. В составе ЦСУ был создан Статплан – плановая комиссия, которая должна была улучшить связи ЦСУ и Госплана. Без разрешения Статплана не могли выполняться никакие статистические работы. По сути это было первым практическим шагом подчинения статистики органам планирования, которое произошло через несколько лет. Событием большого значения было создание в 1926 г. Института экспериментальной статистики и статистической методологии, ко­торый возглавлял с 1926 по 1930 г. крупный ученый и практик Владимир Михайлович Обухов (1873–1945) . Была изменена структура ЦСУ – вместо тридцати ранее существовав­ших отделов было создано административно-финансовое управле­ние и шесть секторов: народного хозяйства, сельского хозяйства, промышленности, труда, обмена и сектор социальной статистики. В этот же период были созданы ЦСУ союзных республик.

Для решения задач индустриализации, экономики и многих социальных вопросов нужны были сведения о численности и сос­таве населения страны. Данные переписи 1920 г. уже не могли удовлетворять эту потребность, к тому же эта перепись охватила лишь часть территории образованного в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. Стала очевидной необходимость первой Всесоюзной переписи населения, которую намечено было провести в 1926 г.

Перепись была тщательно подготовлена. Этой переписью, как и переписями 1920, 1923 гг., руководили Василий Григорьевич Михайловский (1871–1926) – заведующий отделом демографической статистики ЦСУ (1918–1936) и Олимпий Аристархович Квиткин (1874–1939), работавший в ЦСУ до репрессии. В проведении переписи принял активное участие В.П. Семенов-Тянь-Шанский (1870–1942), сын П.П. Семенова-Тянь-Шанского, руководившего переписью 1897 г. На Дальнем Востоке в районе Приморья переписью руководил В.К. Арсеньев. (1872–1930) – автор книги «Дерсу Узала» и др.

Перепись началась 17 декабря 1926 г. Наряду с личным лист­ком заполнялась семейная карта, в которой регистрировались жилищные условия семьи, ее демографический состав. Перепись позволила установить численность и состав трудовых ресурсов, столь необходимые для составления первого пятилетнего плана, численность безработных – около 1 млн чел. (в 1930 г. безра­ботица была ликвидирована). Сложной проблемой было проведе­ние переписи среди беспризорников. Собираемые данные должны были помочь активной борьбе за будущее детей.

Важное социальное значение имели первая (1920) и вторая (1927) школьные переписи. Их данные послужили базой плани­рования мероприятий по всеобщему обучению и подготовке педа­гогических кадров в период первой пятилетки и последующих лет.

В области промышленной статистики наиболее значимыми бы­ли разработки материалов углубленных обследований текущей промышленной статистики по годовому статистическому блан­ку «Б». Они были выполнены под руководством Марии Ната­новны Смит-Фалькнер (1878–1968) – ученицы А. Боули. В 1918–1919 гг. она руководила отделом экономических изыска­ний ВСНХ, в 1921–1929 гг. – преподавала в вузах Москвы, в 1926–1930 гг. – заведовала отделом промышленной статистики, член Коллегии ЦСУ СССР, член-корреспондент АН СССР (1939). Разработка данных текущей промышленной статистики позволила получить сведения о социальном и технико-экономическом харак­тере промышленности, энергетическом хозяйстве, основных фон­дах. Особенно интересны были разработки данных об энергетиче­ском хозяйстве фабрично-заводской промышленности, выполнен­ные под руководством Вениамина Исааковича Вейца (1905–1961), заложившего основы энергетической статистики в СССР.

В 1927 и 1929 гг. были проведены две специальные переписи мелкой промышленности, учет которой не охватывался текущей статистикой.

В области статистики сельского хозяйства важная роль при­надлежала исследованиям социальной структуры советской де­ревни и ее динамики, которые основывались на динамических переписях 1927 и 1929 гг. и на материалах статистики бюджетов, а также данных переписи совхозов и колхозов 1928 г. Сущест­венный интерес представляли группировки, крестьянских хозяйств по основным социально-экономическим типам, разработанные Антониной Ивановной Хрящевой (1868–1934), воз­главлявшей отдел сельскохозяйственной переписи ЦСУ РСФСР (1918–1926). В динамических переписях 1927 и 1929 гг. все эле­менты крестьянского хозяйства получили денежное выражение. Это позволило провести группировки хозяйств по стоимости средств производства и типу хозяйства (предпринимательский, самостоятельный, зависимый).

Таким образом, объем и качественный уровень статистических работ постоянно возрастали. Но потребности в статистических данных для руководства народным хозяйством и планирования его развития росли еще быстрее под влиянием как развития и усложнения народного хозяйства, так и утверждения во второй половине 20-х годов командно-административной системы руко­водства. Для статистики рост бюрократического аппарата означал увеличение массы собираемых сведений, возрастание «бумажного потока». Сохранялись и действительные недостатки в организа­ции учетно-статистических работ, отмеченные в постановлении СНК СССР от 8 января 1929 г.: отсутствие необходимой связи между статистикой и планированием, согласованности статистических работ, проводимых разными ведомствами, порядка в уста­новлении программ и форм статистической отчетности.

Наши рекомендации