Периодизация развития советской статистики
За несколько месяцев до Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин писал: «Учет и контроль – вот главное, что требуется для “налажения”, для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» (Полн. собр. соч. Т. 33., С., 101).
Революция превратила статистику в условие самого существования социалистического общества. Перед ней были поставлены задачи обеспечить потребности управления страной в целом, отдельными отраслями народного хозяйства и регионами, обеспечить потребности планирования, оценки выполнения планов и напряженности плановых заданий.
Статистика утверждалась в своем новом социальном качестве вместе со строительством социалистического уклада общественной жизни. Иное место в общественной жизни, иные задачи, иные средства и условия для решения этих задач – все это требовало новой организации статистических учреждений и работ и разработки новой методологий.
Уже после Февральской революции 1917 г. лучшие представители статистики, прежде всего земской, активно включились в работу по преобразованию России. С победой Октябрьской социалистической революций старая гвардия высококвалифицированных, преданных делу специалистов стала основой статистических кадров Советской. России. Г.И. Баскин, И.М. Богданов, В.Е. Варзар, В.3. Волков, К.Я. Воробьев, Н.Я. Воробьев, В.Г. Громан, Н.А. Каблуков, О.А. Квиткин, П.И. Куркин, Б.Н. Книпович, В.Г. Михайловский, B.М. Обухов, С.А. Первушин, Г.С. Полляк, П.И. Попов, З.М. Савицкая, Н.А. Савицкий, В.В. Степанов, А.И. Хрящева и многие другие с первых же дней Советской власти весь свой опыт, все силы отдавали советской статистике, ее строительству. В статистику пришла талантливая молодежь, впоследствии видные ученые и практики; А.Л. Вайнштейн, Н.М. Виноградова, М.В. Игнатьев, Ю.А. Корчак-Чепурковский, Б.И. Карпенко, Л.Е. Минц, В.С. Немчинов, В.В. Паевский, М.В. Птуха, Д.В. Савинский, Н.С. Четвериков и др.
Советская статистика прошла большой и сложный путь. За время ее развития менялись историческая обстановка, экономические и социальные задачи, отношение общества и государства к статистике, ее организации и деятельности. Проследить эволюцию советской статистики как практики, так и науки позволяет периодизация ее развития.
С современных позиций выделяются следующие этапы развития советской статистики:
I этап (1917–1930) – формирование государственной статистики, подъем статистической науки и практики, становление текущей статистики, связей с органами управления и планирования;
II этап (I931–1954) – подчинение статистики органам планирования, усиление ее оперативности, превращение статистики в народнохозяйственный учет, изолирование статистики от общества, ее дегуманизация: свертывание социальной статистики, развитие экономической статистики и статистики отраслей материального производства, утверждение особенностей статистики как общественной науки;
III этап (1955–1985) – формирование технической базы государственной статистики, завершение централизации статистики, попытки восстановления ее аналитических функций, сменившиеся стагнацией, некритическое и пассивное отношение общества к статистике, развитие прикладной статистики;
IV этап (1966 г. – по настоящее время) – начало перестройки государственной статистики, возвращение к ленинским принципам ее деятельности, усиление аналитических функций статистики, повышение ее общественной значимости, гласности, развитие социальной статистики.
Каждый из этапов характеризуется определённой главной тенденцией развития статистической науки и практики, их взаимодействия. Вместе с тем внешние и внутренние факторы развития статистики непрерывно изменялись, поэтому однородность выделенных этапов относительна.
Развитие советской статистики связано с именем В.И. Ленина, воплощением его заветов. В.И. Ленин принимал непосредственное участие в создании таких руководящих органов, как Всероссийский Совет народного хозяйства (1917), Совет Труда и Обороны (l920), Госплан (1921), проводивших большую работу по организации статистических исследований. В.И. Ленин был инициатором и руководителем создания советской государственной статистики. Он высоко ценил познавательные функции статистики. Со статистикой была связана вся его творческая жизнь. «Владимир Ильич питал интерес к экономике, – вспоминал А.В. Луначарский, – страшно интересовался статистикой. Статистические данные, выработанные правильными приемами, имели бесконечную привлекательность для него, и я помню, на заседаниях Совнаркома, когда делались статистические доклады, Владимир Ильич брал карандаш и делал чрезвычайно глубокие и острые замечания по поводу возможных ошибок, по поводу неправильного подхода к тому или другому вопросу и всякой приблизительности» (Луначарский А. В. Человек нового мира.. М.: АПН 1980. С. 74).
7.2. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СТАТИСТИКИ И ПЕРВЫЕ ЕЕ РАБОТЫ (1917–1921)
Для того чтобы освоить завоевания революции, построить по-новому общественную жизнь, организовать на новых началах общественное производство, защитить достижения революции от внутренних и внешних врагов, преодолеть голод и решить множество других задач, нужно было взять на учет все материальные ценности, все ресурсы. Необходимо было учесть фабрики и заводы, банки, железные дороги и многое, многое другое. Проведение таких работ было сопряжено с большими трудностями, вызванными масштабами страны, хозяйственной разрухой, ломкой старых общественных отношений и, наконец, прямым сопротивлением со стороны контрреволюционных элементов.
В сложившихся условиях получить необходимые данные можно было только путем специально организованных статистических обследований. Но для этого нужно было организовать статистическую деятельность.
Статистические учреждения царской России непосредственно не могли быть использованы социалистическим государством: правительственная статистика опиралась на полицейско-административный аппарат самодержавия, уничтоженный в ходе революции, земская статистика была раздроблена, ее деятельность не координировалась с работой правительственной статистики. Фактически после Октябрьской социалистической революции государственную статистику пришлось создавать заново. В течение октября–декабря 1917 г. был почти полностью ликвидирован старый государственный аппарат. Новый государственный аппарат формировался до весны 1918 г.
Статистические работы (в тех или иных масштабах) велись во всех советских организациях и учреждениях с момента их формирования. Прежде всего в ВСНХ, который был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК, в качестве единого общеэкономического центра. Со второй половины 1918 г. ВСНХ из общеэкономического органа стал промышленным наркоматом. В структуре ВСНХ имелся специальный отдел статистики и переписи (в его задачи, в частности, входила подготовка промышленной переписи, намеченной на 1918 г.). Но ВСНХ не мог обеспечить должного масштаба, единства и организованности статистических работ. Нужна была единая централизованная система государственной статистики.
В июне 1918 г. был созван Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный Павлом Ильичем Поповым (1872–1950), возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ. После обсуждения проект был представлен в СНК и утвержден – Председатель СНК В.И. Ленин подписал Положение о государственной статистике 25 июля 1918 г. Положение оформило создание общегосударственного статистического органа – Центрального статистического управления (ЦСУ), которому предстояло стать «органом социалистического строительства, проверки, контроля, учета того, что надо социалистическому государству знать теперь, сейчас, в первую голову» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 156).
Первым управляющим ЦСУ стал П.И. Попов, ЦСУ пользовалось правами народного комиссариата, а управляющий ЦСУ входил с правом совещательного голоса в СНК. П.И. Попов начал статистическую деятельность в 1898 г. в земствах, в 1909–1917 г. заведовал Тульским губернским статистическим отделением. После революции под его руководством были объединены земские и городские статистические организации, составившие базу централизованной советской государственной, статистики. П.И. Попов – автор работ по сельскохозяйственной статистике и балансу народного хозяйства.
ЦСУ должно было вести статистику всех важнейших отраслей народного хозяйства, руководить развитием статистики в стране и распространением статистических знаний. При ЦСУ был создан Совет по делам государственной статистики (Положение о Совете было опубликовано 26 сентября 1918 г.). Совет был призван разрабатывать планы статистических работ, согласовывать деятельность общегосударственных и ведомственных статистических органов, программы сбора данных и их обработок, распространять статистические знания. Председателем Совета был назначен Н.А. Каблуков. Для контакта между различными статистическими учреждениями, представителями статистической практики и науки, обсуждения крупных программно-организационных вопросов ЦСУ должно было созывать съезды и конференции статистиков[9].
Деятельность ЦСУ и его местных органов, организационные и методологические проблемы статистики освещались в издаваемом с 1919 г. ЦСУ журнале «Вестник статистики» и «Бюллетене Центрального статистического управления».
3 сентября 1918 г. было утверждено Положение об организации местных статистических учреждений. Во всех губерниях, городах, приравненных к ним, и уездах были созданы статистические бюро.
Так воплощались идеи В.И. Ленина о создании единой централизованной системы государственной статистики.
В аппарат ЦСУ и его местных органов привлекались работники дореволюционных статистических учреждений, прежде всего земских, тем более что подавляющее, большинство земских статистиков и значительное число представителей академической статистики были в первых рядах той части русской интеллигенции, которая приветствовала Советскую власть.
Общегосударственный характер, единство всей системы статистического учета, централизованное руководство статистическими работами, проводимыми в стране, создание статистических учреждений не только в центре, но и на местах, систематическая работа органов ЦСУ по повышению квалификации статистических кадров – вот что составляло основные положительные особенности молодой советской статистики.
Однако были и недостатки: статистические органы были оторваны от оперативно-плановых работ; отсутствовала ведомственная статистика (вся статистика мыслилась только как система специальных статистических органов), не были определены взаимоотношения государственной и ведомственной статистики.
В статистических работах этого периода преобладали специально организованные обследования, в частности переписи. В условиях гражданской войны и интервенции, голода и разрухи, ломки старого аппарата управления на большинстве предприятий отсутствовал налаженный учет, получить статистические материалы можно было только путем переписей или обследований. Широкому использованию переписей способствовали также традиции старой статистики.
С точки зрения дальнейшего развития советской статистики весьма важным было возникновение текущей статистики. Формированию статистической отчетности было посвящено «Положение о государственной текущей промышленной статистике» от 4 января 1919 г., которое вводилось на всех предприятиях, соответствовавших цензу промышленной переписи 1918 г. (а также русских промышленных переписей 1900 и 1908 гг.).
В этом Положении впервые были четко установлены и сформулированы оперативные функции статистики. В целях обеспечения достоверности и сопоставимости статистических данных были предусмотрены специальные меры по упорядочению всей системы первичного учета на предприятиях.
Предусматривалась унификация записей в фабрично-заводских книгах в пределах каждой отрасли промышленности. Оговаривались сроки и порядок предоставления данных в губернские статистические бюро – не позже 10-го числа следующего за отчетным месяца, на бланках общегосударственной статистики за подписями лиц, ответственных за правильность данных.
По сути Положение представляло собой первый вариант организации статистической отчетности, которая сформировалась в начале 30-х годов и стала основным источником данных. Хотя реализовать намеченную в Положении систему текущей промышленной статистики в те годы не) удалось из-за значительной доли частных предприятий, слабости первичного учета, учетной дисциплины, важно историческое значение этого документа, в котором впервые были выражены тенденции, определившие развитие советской статистики.
Проведенная в 1918 г. промышленно-профессиональная перепись совмещала перепись промышленных предприятий с профессиональной переписью рабочих и служащих этих предприятий. Она охватывала предприятия, удовлетворявшие цензу русских промышленных переписей.
Промышленно-профессиональная перепись 1918 г. подготавливалась ВСНХ еще до организации ЦСУ. Первоначально предполагалось охватить переписью всю промышленность, включая мелкую, однако в дальнейшем было решено ограничиться только цензовыми предприятиями. Характерно, что в инструкции о проведении промышленной переписи 1918 г. признаками самостоятельного предприятия являлись принадлежность всех частей предприятия одному владельцу, расположение их на одной территории и наличие одного источника энергии. В этом перечне признаков отразилась многоукладность экономики тех лет. Начиная с 1925 г. промышленное предприятие характеризуется как административно-обособленная единица при наличии технико-производственного единства составных частей.
Данные этой переписи должны были решить две основные задачи: дать характеристику современного технико-экономического состояния промышленности, изучить динамику промышленности с января 1913 г. по июнь 1918 г. Программа переписи была очень подробной. Для ее проведения было разработано 14 формуляров, из них восемь – общего характера и шесть – специализированных по отдельным производствам. Перепись проводилась экспедиционным методом и охватывала как обрабатывающую, так и добывающую промышленность.
Работники переписи сталкивались со многими трудностями как из-за неблагоприятных условий для проведения статистических работ, так и из-за сложности самой переписи (большой объем собиравшихся сведений, по многим показателям предусматривалось получить данные за пять лет). Не случайно, что проведение переписи затянулось на длительный срок. Предполагалось, что она будет проведена в течение октября 1918 г., фактически работы были окончены лишь к июню 1919 г. Переписью была охвачена только 31 губерния. Ряд районов важных в промышленном отношении (например, Донбасс) из-за гражданской войны и интервенции остался вне переписи. И все же были получены материалы – по оценке Николая Яковлевича Воробьева (1882–1957), в 1918–1926 гг. возглавлявшего отдел промышленной статистики ЦСУ и руководившего завершением переписи в 1918 г., – достаточные для того, чтобы положить их в основу работ по выявлению динамики фабрично-заводской промышленности за 1913–1918 гг. по стране в целом.
Сильно затянулась и разработка собранных данных. В 1919 г. были закончены и опубликованы лишь погубернские списки предприятий с некоторыми весьма ограниченными введениями по каждому из них. Более полные разработки продолжались до 1926 г.
Материалы переписи использовались для оперативных целей – часто руководящим органам требовались данные по конкретным предприятиям, которые можно было получить в органах ЦСУ.
Достоинства и недостатки промышленно-профессиональной переписи 1918 г. типичны для многих первых работ советской статистики. Большой объем работ, имеющий несомненное исследовательское значение, квалифицированное решение многих организационно-методических и методологических проблем – таковы их положительные стороны. Но имелись и серьезные недостатки и главный из них – академизм, не позволивший обеспечить оперативные нужды молодого государства, который проявлялся в чрезмерном раздувании программ, игнорировании реальных возможностей их выполнения, систематическом запаздывании со сроками разработок и т. п.
В 1919 г. было проведено десятипроцентное выборочное обследование крестьянских хозяйств с одновременным сплошным учетом всех имевшихся тогда совхозов и колхозов. В 1918–1919 гг. организованы обследования питания городского и сельского населения и ряд других работ.
В 1920 г. были проведены перепись населения, сельскохозяйственная перепись и перепись (учет) промышленности. В целях уменьшения организационных трудностей все эти переписи выполнялись совместно как единый комплекс. В начале 1920 г. Советское правительство обратило особое внимание на вопросы хозяйственного строительства: разрабатывался План ГОЭЛРО, были приняты решения по хозяйственным вопросам, в том числе о переписях населения, промышленности и сельского хозяйства. На VII Всероссийском съезде Советов в феврале 1920 г. было утверждено специальное постановление «О переписях», в котором подчеркивалось большое значение статистики в коммунистическом строительстве. Еще не закончилась гражданская война, не хватало подготовленных кадров, не было бумаги для печатания бланков и все-таки 1 мая 1920 г. был опубликован декрет СНК о проведении переписи населения.
С момента переписи 1897 г. прошло почти четверть века. За это время нормальный ход демографического воспроизводства был нарушен так сильно, что все расчеты, основанные на итогах переписи 1897 г., стали совершенно нереальны. Для обороны молодого государства нужны были данные о численности лиц призывного возраста, для подъема промышленности – о численности рабочих, мастеров, специалистов по районам (губерниям), для развития народного образования – данные о числе детей, для обеспечения престарелых и инвалидов – сведения об их численности.
Перепись населения было решено совместить с сельскохозяйственной переписью и кратким учетом промышленных предприятий. С целью подготовки к проведению этой сложной работы весной 1920 г. особым декретом были мобилизованы все статистики – общая их численность доставила 11204 чел. Так как сельскохозяйственную перепись необходимо было провести до начала осенней продовольственной кампании, переписные работы были намечены на август – начало сентября. Критическим моментом переписи было выбрано 28 августа. В этот день Православная церковь отвечала праздник – Успенье. Это помогло опрашиваемым крестьянам разграничить события, произошедшие до и после 28 августа. Достоверности получаемых сведений должны были способствовать сжатые сроки переписи – в городах ее предполагалось провести за одну, в сельской местности – за две недели. Фактически сроки превышались в 1,5–2 раза.
Перепись 1920 г. была объектом постоянного внимания В.И. Ленина, который рассматривал ее как «дело огромной государственной важности». Из-за гражданской войны и нехватки квалифицированных статистических кадров перепись не проводилась в Якутии, Белоруссии, на Дальнем Востоке, в Крыму, окраинных районах Сибири, трех губерниях УССР и частично в 10 губерниях РСФСР. Перепись охватила только 72% населения всей страны.
Программа переписи 1920 г. была обширной и включала, кроме основных демографических признаков, обязательных для любой переписи населения, ряд вопросов, отражающих особенности того времени: участие в империалистической и гражданской войнах, выделение главного и побочного занятий, положение в промысле (социальная характеристика опрашиваемого), участие в сельском хозяйстве независимо от характера основного занятия и т. п.
На каждого переписываемого заполнялся личный листок, а на каждого домовладельца, кроме того, – подворная ведомость, т. е. фактически проводилась дополнительная перепись владений с учетом строений, помещений, земельного участка и других сведений.
Материалы переписи использовались для составления Плана ГОЭЛРО и разработки мер по переходу от продразверстки к продналогу. «Очень важным явлением» назвал В. И. Ленин выход составленного по итогам переписи 1920 г. издания ЦСУ «Грамотность в России» (Полн. собр. соч. Т. 45. С. 363).
Первоначально намеченная широкая программа разработки итогов переписи превышала возможности молодой советской статистики. Разработка затягивалась, данные утрачивали свою практическую ценность, поэтому программа разработки была сильно сокращена.
Программа переписи включала сведения о посевах, поголовье скота, сельскохозяйственном инвентаре, промыслах, торгово-промышленных заведениях, найме рабочей силы и др. При разработке предусматривалась комбинационная группировка крестьянских хозяйств, по четырем признакам (наем рабочих, наличие промыслов, размер посева, размер семьи), что позволило относительно точно выделить основные типы крестьянских хозяйств.
По данным переписи 1920 г. органами ЦСУ были определены численность и состав рабочей силы в сельском хозяйстве, размер посевных площадей сельскохозяйственных культур, поголовье скота, сельскохозяйственный инвентарь и пр. по состоянию после уборки урожая. На их основе уже в марте 1921 г. был выполнен расчет хлебных ресурсов страны. Материалы переписи 1920 г. имели важное значение для разработки программы восстановления сельского хозяйства.
В промышленной переписи (учете) 1920 г. в отличие от переписи 1918 г. учету подлежала вся промышленность, в том числе мелкая, программа была краткой – включала всего шесть признаков (местонахождение, владелец, число дней работы, продукция, число рабочих, количество и мощность механических двигателей). В условиях хозяйственной разрухи большое значение придавалось мелкой промышленности, поскольку ее было легче восстановить. Повторение промышленной переписи всего через два года было вызвано оперативными интересами, необходимостью учесть современное состояние промышленности, значительно изменившейся по сравнению с 1918 г.
Переписи, налаживание текущего учета в промышленности, перестройка текущего учета движения населения (в связи с отделением церкви от государства и введения записи актов гражданского состояния) – эта бурная деятельность советской статистики изумляет, особенно если ее сравнить с деятельностью дореволюционной правительственной статистики, которая так и не смогла собраться с силами, чтобы провести еще одну (после 1897 г.) перепись населения. В буржуазных странах в нормальных, мирных условиях крупные статистические работы типа переписей, как правило, подготавливаются несколько лет и повторяются один раз в несколько лет (например, один раз в десять лет проводятся цензы в США.)
Успеху статистических работ способствовали острая и огромная по своим масштабам, потребность Советского государства в статистических данных; большое внимание и помощь статистике со стороны правительства, понимавшего значение полноценной статистики для социалистического строительства; наличие рационально организованной системы государственной статистики и квалифицированных статистических кадров; активное содействие проводимым статистическим работам со стороны широких народных масс.
Советская статистика этого периода выполнила свои задачи: сложился работоспособный аппарат советской государственной статистики, были заложены основы будущей текущей статистики.
Вместе с тем в работе советской государственной статистики тех лет были недостатки: неполнота учета, низкая достоверность отчетных данных, слабость местных органов статистики и главное – недостаточная оперативность выполнявшихся работ.
7.3. СТАТИСТИКА ПЕРИОДА ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1921–1930)
Переход к новой экономической политике и восстановление товарно-денежных отношений потребовали дальнейшего расширения статистических работ. Оперативные функции статистики, с которыми она и ранее недостаточно справлялась, возросли и усложнились во много раз. Возникла угроза отставания статистики от требований практики планирования и хозяйственного строительства. В письмах председателю Госплана Г.М. Кржижановскому и управляющему ЦСУ П. И. Попову В.И. Ленин определил недостатки, имеющиеся в деятельности ЦСУ, и наметил меры по их устранению. «...Центральное статистическое управление, – писал В.И. Ленин, – заслуживает проборки за академизм: сидят и пишут “томы”, а о насущном не думают» (Полн. собр. соч. Т. 54. С. 290). Превратить ЦСУ в орган текущего анализа, установить тесный его контакт с Госпланом[10] и организовать работу ЦСУ по его заданиям, перестроить деятельность ЦСУ так, чтобы обеспечить своевременное получение статистических данных, необходимых для практической работы, – таковы были основные рекомендации В. И. Ленина.
Постепенно характер работ статистических органов изменялся в связи с тем, что в это время фактически создавалась текущая статистика. Начало текущей промышленной статистики было положено, как отмечалось, в январе 1919 г. Однако недостатки, а во многих случаях и полное отсутствие первичного учета на предприятиях, с одной стороны, громоздкость и сложность предлагаемой программы учета – с другой, не позволяли быстро наладить текущую статистику. Составляемые на ее основе сводки были неполными и не выполнялись в срок. Например, сведения за 1919–1920 гг. были опубликованы лишь в 1922 г, и то не по всем губерниям.
В начале восстановительного периода был принят ряд правительственных решений по этому вопросу, в частности, 7 марта 1922 г. постановление Совета Труда и Обороны «Об отчетности государственных, кооперативных и частных, как собственных, так и арендованных и концессионных, предприятий перед государственными учреждениями». Постановление обязывало все предприятия представлять отчетные сведения в ЦСУ и ВСНХ и их органы по установленным программам и согласно инструкциям, издаваемым центральными органами этих учреждений. Устанавливались как обязательные для всех формы отчетности с указанием сроков представления. Налаживанию текущего учета в промышленности способствовало создание в августе 1923 г. Центрального отдела статистики ВСНХ. Программа текущей промышленной статистики предусматривала получение сведений о числе дней работы, численности рабочих, количестве отработанных человеко-дней, выработке изделий в натуре, потреблении и остатках топлива, а по некоторым отраслям и сырья.
Велась работа по созданию текущего статистического учета и в сельском хозяйстве. Поскольку сбор сведений о множестве единоличных крестьянских хозяйств был слишком трудоемок, предпочтение отдавалось несплошным обследованиям. Проводились следующие работы: 1) весенний опрос (на основе выборки – доля отбора хозяйств изменялась от 5 до 10 %) для сбора сведений о населении, численности скота, сельскохозяйственном инвентаре и посевных площадях на конец весеннего сева выполнялся волостными (районными) статистиками и уездными (окружными) статистическими бюро); 2) осенний опрос (на основе выборки) для получения данных об урожае, площади озимого сева, поголовье скота и т.д.; 3) сбор сведений о состоянии посевов и трав и уборке урожая на 1 и 15-е число каждого месяца всего вегетационного периода (высылались волостным статистиком или добровольным корреспондентом, или представителем местных административных органов в уездное бюро, а оттуда – в губстатбюро); 4) бюджетно-монографические обследования крестьянских хозяйств с учетом оборота сельскохозяйственных продуктов внутри крестьянских хозяйств, рыночного оборота, сбор прочих подробных данных о производстве и потреблении крестьянских хозяйств; 5) динамические обследования (гнездовые переписи) крестьянских хозяйств: 33 губернии были разделены на гнезда (волость, часть района), внутри которых собирались сведения по всем хозяйствам, вошедшим в гнездо. Подобная выборочная перепись хозяйств повторялась периодически (ежегодно), позволяя проследить социальную эволюцию каждого крестьянского хозяйства в отдельности, гнезд и других территориальных единиц.
В целом центр тяжести статистических работ постепенно переносился с единовременных обследований (переписей), занимавших основное место в годы гражданской войны, на текущую статистику. Но и в годы восстановления народного хозяйства переписи занимали видное место. Так, в 1923 г. были проведены городские переписи, учитывающие население, промышленность, домовладения и квартиры, торговые предприятия. Необходимость такой работы определялась тем, что в период гражданской войны города понесли наибольшие потери и в людских ресурсах, и в материальных ценностях, там были сосредоточены основные силы, обеспечивавшие восстановление и социалистическое строительство, нужны были свежие данные о городской жизни.
Перепись была приурочена к 15 марта 1923 г. Всего было охвачено 2192 города и поселения городского типа. Перепись распространялась на всю территорию СССР, за исключением Грузии, где подобное обследование было выполнено еще в конце 1922 г. Итоги переписи были опубликованы ЦСУ в 1924–1925 гг.
В 1925 г. было проведено Всесоюзное обследование мелкой (нецензовой) и кустарно-ремесленной промышленности. Это была первая перепись такого рода. Она охватывала не только мелкую промышленность, но и всех кустарей и ремесленников, независимо от технической оснащенности производства, наличия специального помещения, объема промысловых занятий, работы на вольный рынок или на заказчика. Эта перепись выявила масштабы мелкого производства, которое тогда играло немаловажную роль в промышленности в целом. Кроме того, перепись позволила определить социальное лицо мелких производителей в промышленности. Опыт этой переписи широко использовался в последующих статистических работах, в частности при организации аналогичных переписей в 1927 и 1929 гг.
Самая значительная из статистических работ этого периода – составление ЦСУ баланса народного хозяйства СССР 1923/24 г. Руководивший этой работой П.И. Попов, с полным основанием писал, что «за отсутствием подобных работ в Западной Европе и Америке и отсутствием таковых в нашей республике приходилось в самом процессе работ разрешать и методологические вопросы и преодолевать технические затруднения, связанные с недостатком статистического материала» (Труды ЦСУ. Т. XXIX. Баланс народного хозяйства Союза ССР 1923/24 года. М.: ЦСУ СССР, 1926. С. V–VI.)
Баланс давал увязанное друг с другом производство и распределение материальных благ в народном хозяйстве за 1923/24 хозяйственный год и некоторые дополнительные данные. Основное членение проводилось по отраслям народного хозяйства, в которых непосредственно создаются материальные блага, и по основным категориям производственного и непроизводственного потребления. Таким образом, баланс народного хозяйства за 1923/24 г. включал уже основную идею межотраслевого баланса. Построение баланса непосредственно отвечало задачам, поставленным В. И. Лениными по изучению народного хозяйства в целом. Баланс позволил получить не только общий обзор всего народного хозяйства, но выявить состояние его отдельных частей. В развитых капиталистических странах идея баланса была реализована только накануне второй мировой войны в национальном счетоводстве (см. § 6.6).
В балансе 1923/24 г. не была учтена многоукладность экономики. (социальный разрез), только продукция промышленности подразделялась на государственную, кооперативную и частную; не было раздела, посвященного накоплению.
С первых лет Советской власти для определения наличия хлебных ресурсов и их использования составлялся хлебофуражный баланс. Он строился в масштабе СССР, республик, областей и губерний. Другой разрез, кроме территориального, не применялся из-за отсутствия дифференцированных норм потребления населения, кормления скота, убоя, падежа, удоев и т. д. Тем не менее в 1925/26 г. ЦСУ попыталось исчислить предположительный хлебофуражный баланс по экономическим группам хозяйств. На его основе некоторые экономисты и политики сделали вывод, что кулаки сосредоточили огромную долю хлебных излишков и на этой основе требовали раскулачивание деревни. П.И. Попов решительно отверг возможность таких выводов из хлебофуражного баланса. Это было первое открытое столкновение статистики и политики.
С целью постоянного наблюдения всего народного хозяйства в целом в 1922 г. был создан Конъюнктурный институт Наркомата финансов СССР (впоследствии институт перешел в ведение ЦСУ), который возглавил Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938). Н.Д. Кондратьев – тонкий и точный аналитик, глубоко воспринял уроки военного коммунизма, когда разрушение денежного хозяйства, системы цен, рынков обернулось общенациональной трагедией – массовым голодом, холодом, разрухой на транспорте в промышленности и в деревне. У возглавляемого им Конъюнктурного института в середине 20-х голов была четкая альтернатива развития, которая может быть не завела бы ни в кровавые годы коллективизации, ни в процессы 30-х годов (см. § 7.4).
Еще в 1921 г. В.И. Ленин предложил председателю Госплана Г.М. Кржижановскому и управляющему ЦСУ П.И. Попову составить систему показателей, отражающих состояние народного хозяйства в целом, и сводного показателя динамики развития народного хозяйства «своего рода index-number (число-показатель) для оценки состояния всего нашего народного хозяйства и обязательно вырабатывать его не реже раза в месяц с обязательным сопоставлением цифр довоенной, а затем 1920 года и по возможности 1917, 1918 и 1919» (Полн. собр. соч. Т. 53. С.122–123). Этот сводный индекс должен был базироваться, по мнению В.И. Ленина, на десяти-пятнадцати показателях. В. И. Ленин указал и их примерный перечень: территория, население, производство важнейших продуктов, состояние сельского хозяйства, транспорта, процент занятых в производстве рабочих, процент недосева в земледелии, процент исправных паровозов, обеспечение страны продовольствием; и т. д. В течение 1922–1928 гг. сводный показатель, синтезирующий развитие всего народного хозяйства, составлялся Конъюнктурным институтом и публиковался в его «Экономическом бюллетене». Он основывался на 26 частных показателях из шести отраслей советской экономики (затем на 35 показателях из восьми отраслей).
Впоследствии индексная система, разработанная Конъюнктурным институтом, подверглась критике (см. гл. 8).
В 1925–1925 гг. в основном закончилось восстановление разрушенного гражданской войной народного хозяйства. Статистика должна была отразить техническую реконструкцию, развитие социалистических производственных отношений, дать материал для составления первого пятилетнего плана. Для повышения эффективности работ государственной статистики в марте 1926 г. была предпринята реорганизация ЦСУ – ЦСУ СССР было наделена правами наркомата, управляющий ЦСУ получил в СНК право решающего голоса. На смену П.И. Попову – профессиональному опытному статистику – пришел крупный партийный и хозяйственный работник Валериан Валерианович Оболенский (Н. Осинский) (1887–1938), возглавлявший ЦСУ в 1926–1928 гг., а затем ЦУНХУ. В составе ЦСУ был создан Статплан – плановая комиссия, которая должна была улучшить связи ЦСУ и Госплана. Без разрешения Статплана не могли выполняться никакие статистические работы. По сути это было первым практическим шагом подчинения статистики органам планирования, которое произошло через несколько лет. Событием большого значения было создание в 1926 г. Института экспериментальной статистики и статистической методологии, который возглавлял с 1926 по 1930 г. крупный ученый и практик Владимир Михайлович Обухов (1873–1945) . Была изменена структура ЦСУ – вместо тридцати ранее существовавших отделов было создано административно-финансовое управление и шесть секторов: народного хозяйства, сельского хозяйства, промышленности, труда, обмена и сектор социальной статистики. В этот же период были созданы ЦСУ союзных республик.
Для решения задач индустриализации, экономики и многих социальных вопросов нужны были сведения о численности и составе населения страны. Данные переписи 1920 г. уже не могли удовлетворять эту потребность, к тому же эта перепись охватила лишь часть территории образованного в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. Стала очевидной необходимость первой Всесоюзной переписи населения, которую намечено было провести в 1926 г.
Перепись была тщательно подготовлена. Этой переписью, как и переписями 1920, 1923 гг., руководили Василий Григорьевич Михайловский (1871–1926) – заведующий отделом демографической статистики ЦСУ (1918–1936) и Олимпий Аристархович Квиткин (1874–1939), работавший в ЦСУ до репрессии. В проведении переписи принял активное участие В.П. Семенов-Тянь-Шанский (1870–1942), сын П.П. Семенова-Тянь-Шанского, руководившего переписью 1897 г. На Дальнем Востоке в районе Приморья переписью руководил В.К. Арсеньев. (1872–1930) – автор книги «Дерсу Узала» и др.
Перепись началась 17 декабря 1926 г. Наряду с личным листком заполнялась семейная карта, в которой регистрировались жилищные условия семьи, ее демографический состав. Перепись позволила установить численность и состав трудовых ресурсов, столь необходимые для составления первого пятилетнего плана, численность безработных – около 1 млн чел. (в 1930 г. безработица была ликвидирована). Сложной проблемой было проведение переписи среди беспризорников. Собираемые данные должны были помочь активной борьбе за будущее детей.
Важное социальное значение имели первая (1920) и вторая (1927) школьные переписи. Их данные послужили базой планирования мероприятий по всеобщему обучению и подготовке педагогических кадров в период первой пятилетки и последующих лет.
В области промышленной статистики наиболее значимыми были разработки материалов углубленных обследований текущей промышленной статистики по годовому статистическому бланку «Б». Они были выполнены под руководством Марии Натановны Смит-Фалькнер (1878–1968) – ученицы А. Боули. В 1918–1919 гг. она руководила отделом экономических изысканий ВСНХ, в 1921–1929 гг. – преподавала в вузах Москвы, в 1926–1930 гг. – заведовала отделом промышленной статистики, член Коллегии ЦСУ СССР, член-корреспондент АН СССР (1939). Разработка данных текущей промышленной статистики позволила получить сведения о социальном и технико-экономическом характере промышленности, энергетическом хозяйстве, основных фондах. Особенно интересны были разработки данных об энергетическом хозяйстве фабрично-заводской промышленности, выполненные под руководством Вениамина Исааковича Вейца (1905–1961), заложившего основы энергетической статистики в СССР.
В 1927 и 1929 гг. были проведены две специальные переписи мелкой промышленности, учет которой не охватывался текущей статистикой.
В области статистики сельского хозяйства важная роль принадлежала исследованиям социальной структуры советской деревни и ее динамики, которые основывались на динамических переписях 1927 и 1929 гг. и на материалах статистики бюджетов, а также данных переписи совхозов и колхозов 1928 г. Существенный интерес представляли группировки, крестьянских хозяйств по основным социально-экономическим типам, разработанные Антониной Ивановной Хрящевой (1868–1934), возглавлявшей отдел сельскохозяйственной переписи ЦСУ РСФСР (1918–1926). В динамических переписях 1927 и 1929 гг. все элементы крестьянского хозяйства получили денежное выражение. Это позволило провести группировки хозяйств по стоимости средств производства и типу хозяйства (предпринимательский, самостоятельный, зависимый).
Таким образом, объем и качественный уровень статистических работ постоянно возрастали. Но потребности в статистических данных для руководства народным хозяйством и планирования его развития росли еще быстрее под влиянием как развития и усложнения народного хозяйства, так и утверждения во второй половине 20-х годов командно-административной системы руководства. Для статистики рост бюрократического аппарата означал увеличение массы собираемых сведений, возрастание «бумажного потока». Сохранялись и действительные недостатки в организации учетно-статистических работ, отмеченные в постановлении СНК СССР от 8 января 1929 г.: отсутствие необходимой связи между статистикой и планированием, согласованности статистических работ, проводимых разными ведомствами, порядка в установлении программ и форм статистической отчетности.