Понятие, сущность и система социального партнерства
Современная система регулирования трудовых отношений состоит из трех основных элементов: государственного регулирования; социально-партнерских соглашений; индивидуальных соглашений между работником и работодателем. Только при гармоничном сочетании всех элементов механизма регулирования отношений в сфере труда можно обеспечить их стабильность и эффективность и, следовательно, стабильность общества в целом.
Социальное партнерство представляет собой метод решения социально-экономических проблем и регулирования трудовых отношений на основе переговоров между наемными работниками и работодателями при участии профсоюзов и при посредничестве государства.
Экономической основой социального партнерства является объективный фактор: участие наемных работников в производственном процессе и достижении прибыли, размер которой влияет на определение условий найма труда и заработной платы работников.
Необходимость социального партнерства предопределяется несовпадением интересов сторон трудового правоотношения - работодателя и работника. Работодатель организует производство для выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях получения прибыли. Ее размер возрастает при снижении расходов на оплату труда, на улучшение условий труда и повышение социальных гарантий. У работника свой интерес: работать в благоприятных условиях, получать высокую зарплату и необходимые социальные гарантии. Налицо противоречия между трудом и капиталом.
Вместе с тем у работников и работодателя есть и общность интересов: чем эффективнее работает предприятие, тем выше уровень условий труда и социального обслуживания работников! Именно поэтому стороны объективно заинтересованы в стабилизации трудовых отношений и обеспечении конкурентоспособности своего предприятия.
Система социального партнерства позволяет находить компромисс в удовлетворении интересов сторон. Поэтому целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей путем принятия решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников (ст. 23 ТК РФ).
Регулирование трудовых отношений на основе социального партнерства широко используется во всем мире.
Правовой основой социального партнерства являются нормы международного права и национальное законодательство. Прежде всего это Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1949 г.), Конвенция МОТ № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.), а также Рекомендации МОТ № 163 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) и № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967 г.).
В Российской Федерации на основе и в развитие норм международного права сформирована солидная правовая база по вопросам социального партнерства.
Правовой основой развития отношений социального партнерства в России является Конституция РФ (ст. 7), определяющая Российскую Федерацию как социальное государство. Признание и гарантированность государством прав и свобод всех граждан предполагают необходимость мирного развития общества и социального сотрудничества.
К основным нормативным правовым актам Российской Федерации, изданным по вопросам социально-партнерских отношений, следует отнести прежде всего новый Трудовой кодекс РФ (раздел II). По сравнению с КЗоТ в ТК РФ вопросам социального партнерства уделено значительно больше внимания (7 глав, 33 статьи).
Социальное партнерство регулируется также в части, не противоречащей ТК РФ, законами: «О коллективных договорах и соглашениях» с последующими изменениями; «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; «О занятости населения в Российской Федерации» с дальнейшими изменениями и дополнениями; «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»; «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др. В последние годы многие вопросы социального партнерства стали регулироваться законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 27 ТК РФ можно выделить четыре формы социального партнерства:
1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений;
2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Практическое взаимодействие субъектов трудовых правоотношений осуществляют органы социального партнерства. Во-первых, это органы общей компетенции в виде трехсторонних или двусторонних постоянно действующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (гл. 5 ТК РФ). Во-вторых, это специализированные органы, к которым относятся:
— координационные комитеты содействия занятости населения, создание которых предусмотрено ст. 20 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»;
— совместные комитеты по охране труда, создаваемые в организациях на основе ст. 218 ТК РФ.
Комиссии, которые создаются из представителей сторон на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях, обеспечивают регулирование социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключение, а также контроль за выполнением соответствующих коллективно-договорных актов. Правовой статус комиссий закреплен соответственно законами России и субъектов Российской Федерации, положениями о комиссиях.
На уровне организации из представителей работников и работодателей на равноправной основе создается специальная комиссия, на которую возлагается задача по ведению переговоров, подготовке и заключению коллективного договора. В зависимости от уровня и сферы регулируемых отношений сторонами и участниками социального партнерства могут заключаться генеральное, региональное, отраслевое, территориальное соглашения сроком до трех лет.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне (участники: общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, Правительство РФ).
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации (участники: региональные объединения профсоюзов и работодателей, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (участники: отраслевой профсоюз, отраслевые объединения работодателей, представитель Федеральной службы по труду и занятости).
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования (участники: местные профсоюзы и работодатели, орган местного самоуправления).
На уровне организации разрабатывается и принимается коллективный договор, в котором закрепляются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
§ 29. Коллективный договор: понятие, содержание, порядок разработки и реализации
Социальное партнерство в конкретной организации осуществляется в общих для всех уровней формах, рассмотренных в § 28 данной главы. Однако наиболее важными из них являются коллективные переговоры, разработка и принятие коллективного договора.
Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
По общему правилу представителями работников являются профсоюзные организации (как правило, это профком) (ст. 29 ТК РФ). В настоящее время на многих предприятиях профсоюзов нет либо не все работники являются членами профсоюзной организации. В этом случае возможны следующие варианты решения вопроса о представителях работников:
а) работники - не члены профсоюза могут письменно уполномочить профком представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем;
б) на общем собрании (конференции) на действующую первичную профсоюзную организацию возлагаются полномочия представлять интересы всех работников (членов и не членов профсоюза);
в) общее собрание (конференция) поручает выступать от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива);
г) общее собрание (конференция) избирает представительный орган в составе одного или нескольких человек для ведения коллективных переговоров, подготовки коллективного договора и решения других вопросов.
Представителем работодателя в партнерских отношениях является, как правило, руководитель организации или уполномоченные им лица. Делегирование полномочий должно быть оформлено приказом работодателя. При заключении коллективного договора в филиале или представительстве представлять интересы работодателя может по доверенности руководитель структурного подразделения.
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключение определяются сторонами. Представители любой стороны вправе проявить инициативу по данному вопросу. Сторона, получившая письменное приглашение на переговоры, обязана приступить к ним в семидневный срок. Отказ от переговоров влечет санкцию в виде штрафа.
При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций (такое сейчас бывает) в обязательном порядке создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения.
В организациях, где все действующие профсоюзные организации малочисленны и объединяют менее половины работников, ТК РФ предусматривает действие механизма непосредственной демократии. В этом случае созывается общее собрание (конференция) работников, где тайным голосованием определяется первичная профсоюзная организация, которая должна сформировать единый представительный орган для ведения переговоров.
В ходе переговоров стороны на паритетной основе создают комиссию для разработки коллективного договора. Его содержание определяется сторонами самостоятельно, однако примерный перечень включаемых в него вопросов закреплен в ст. 41 ТК РФ,
К ним относятся:
§ формы, системы и размеры оплаты труда, пособия, доплаты, компенсации;
§ механизм регулирования оплаты труда с учётом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определённых коллективным договором;
§ занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
§ продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
§ улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
§ соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
§ экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
§ гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
§ контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников.
При этом хотелось бы обратить внимание на два важных положения.
Первое из них состоит в том, что при формировании коллективного договора работники могут брать на себя (и, как правило, берут) обязательство не проводить забастовки при выполнении работодателем соответствующих условий коллективного договора. Вполне очевидно, что такое решение соответствует интересам работодателя. Второе положение заключается в том, что в коллективном договоре в ходе переговоров для работников могут устанавливаться льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законодательством. Однако и здесь ТК РФ содержит разумное ограничение: представители работников вправе вносить такие предложения с учетом финансово-экономического положения организации.
Подготовленный комиссией проект договора обсуждается в структурных подразделениях организации и дорабатывается с учетом полученных замечаний и предложений. Затем договор подписывается сторонами и в семидневный срок направляется в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.
Согласно ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания (или с даты, указанной в договоре). Стороны вправе продлить действие договора на срок не более 3 лет.
Договор распространяется на всех работников организации, филиала, представительства. Договор не прерывает своего действия при изменении наименования организации, увольнении её руководителя и в течение всего срока реорганизации предприятия.
При смене формы собственности организации действие договора сохраняется в течение 3 месяцев. При этом стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет.
При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока ликвидационного процесса. В этом случае претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с гражданским законодательством (ст. 64 ГК РФ).
Контроль за выполнением договора осуществляют представители работников и работодателей, а также соответствующие органы по труду.
Юридическая сила коллективного договора определяется нормами международного права и национальным законодательством. Так, в Рекомендации МОТ № 91 закреплены следующие принципиальные положения:
1) всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен. Работодатели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям договора;
2) положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора;
3) положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.
Федеральное законодательство России закрепляет приведенные принципы МОТ в соответствующих статьях Трудового кодекса РФ:
1) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений является одним из законодательных принципов социального партнерства (ст. 24 ТК РФ);
2) в коллективные договоры, соглашения не могут включаться условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством, а если такие условия содержатся в коллективном договоре, соглашении, то они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ);
3) в трудовом договоре помимо основных могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с законами, иными нормативными актами, коллективным договором и соглашениями (ст. 57 ТК РФ).
После принятия нового ТК РФ некоторые работодатели задавали вопрос: обязывает ли их закон заключать коллективный договор? Ответ должен быть категоричен: нет. В Трудовом кодексе РФ и Законе «О коллективных договорах и соглашениях» нет предписаний об обязательном заключении коллективного договора. Этот вопрос решается в ходе коллективных переговоров сторон социального партнерства, которые могут принять решение о заключении договора.
Однако вполне очевидно, что добровольный характер договорных отношений не дает оснований для отказа от партнерства. Многолетний мировой опыт применения социального партнёрства в сфере труда убедительно подтверждает его огромную роль в демократизации и стабилизации не только трудовых, но и общественно-политических отношений в развитых цивилизованных странах.